Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
статья по теме

Кушу Анжела Нальбиевна

В коррекционно – педагогической работе  с детьми необходимо развивать коммуникативную  компетентность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx99.5 КБ
Файл doklad_kommunikativnost.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ №5 «Сказка» г. Адыгейска

Кушу А.Н.

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В.А. Сухомлинский.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация.Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластики.

Термин «биоэнергопластика» состоит из трех слов: био, энергия и пластика. Био- человек, как биологический объект. По мнению И. В. Курис, энергия – это та энергия, которая находится внутри человек.Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, а усиливает их результативность.

Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи.

- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

- стимулирует интеллектуальную деятельность;

- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

- развивает артикуляционный аппарат;        

- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы

Советы логопеда:

  1. Практический материал, который используется в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, использовать, поиграть так, как он этого хочет, а затем подавать его в нужном контексте.
  2. Ребенок должен положительно воспринимать практический материал, для этого нужно его обыграть.
  3. Наглядный материал, его количество и качество (по количеству детей, по качеству материала) должен быть безопасным и не нанести вред кожным покровам рук.
  4. Использовать образность при работе с материалом. Придумывать различные игры и игровые приемы. Героев, используя атрибутику по биоэнергопластики.
  5. Поэтапное выполнение действий и упражнений (как держать тот или иной материал, в какой руке, каким образом фиксировать начало действия, конец).
  6. Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем подгруппой, последний этап – фронтально.
  7. Качество выполнения действий. Обязательно учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.
  8. Использовать ритм, темп действий с атрибутикой по биоэнергопластике, согласно индивидуальных возможностей детей. Учитывать состояние моторики пальцев, согласованность действий, ритм медленный – движения на каждое слово, слово делят на слоги – движения на каждый слог, поэтапное чередование медленного и быстрого темпов – по мере овладения детьми синхронным действием руки и речи.

9. Запоминание текстовок идет постепенно. Речевой материал должен быть доступен каждому ребенку по пониманию его и по произношению.

10. Подбирая дополнительный речевой материал  к каждому этапу и каждой части комплекса, следует учитывать цели данного раздела, особенности подачи материала, строго придерживаться очередности частей. Эти игры и упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями кисти руки, затем обеих рук, имитирующих движения челюсти, губ, языка (биоэнергопластика).

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:

- усиливают кровообращение,

- укрепляют мышцы языка, губ,

- развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата,

- формируют координацию движений мелкой моторики рук,

- сочетание  движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.

Упражнение 1.

Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2»  язык опускается в исходное положение (у нижних резцов).

Кисти рук  работают по схеме              

1.Упражнение повторяется 4-6 раз.

8Схема 1.

Упражнение 2.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки.

Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак (схема 2)

9Схема 2.

Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение 3.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение

повторить 3-4 раза.

Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык  высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу (схема 3).

10Схема 3.

Упражнение 4.

Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «2» - правого. Эти движения повторяются 4-5 раз без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт, и нижняя челюсть не двигалась.    

Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.

Упражнение 5.

Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.

Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком (схема 4).

11Схема 4.

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Упражнение  1.

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному (схема 5).

Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх (схема 6).

1213

Схема 5.Схема 6.

Тренировка губных мышц

Упражнение 1.

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии (схема 7).

На счет «1» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки – все пальцы собраны в щепоть (схема 8).

На счет «2» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно тренировать больше их в движении вперед.

Кисть руки - пальцы врозь (схема 9). Упражнение повторяется 3-4 раза.

Схема 7.                               Схема 8.                                         Схема 9.1516

14

У     Упражнение 2.

Нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна.

Ладонь вверх – двигаются только пальцы.

Ладонь вниз – двигаются только пальцы (схема 10).

7Схема 10.

Артикуляционную гимнастику с элементами бионергопластики дети выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, стихотворные строки. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению

упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики,

способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластикив условиях логопункта для детей с нарушениями речи.

Литература:

1.Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000

2.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999

3. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.
5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида  №5 «Сказка» г. Адыгейска

Творческая презентация

Тема: «Роль педагогав формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста»

Выполнила:

учитель-логопед: Кушу А.Н.

Адыгейск, 2014 г.

Введение

1. Язык -удивительнейшее и совершеннейшее  творение народной культуры.

2. Основные закономерности развития языка.

3. Нарушения речи у детей.

4. Основные направления развития речи:

-звуковая культура речи (речевое дыхание, фонематический слух, звукопроизношение, просодика, орфоэпия)

-связная речь;

-лексика;

-грамматика.

5. Коррекционная работа с детьми в детском саду:

-индивидуальные занятия;

-подгрупповые занятия;

- фронтальные логопедические занятия.

Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее  творение народной культуры. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии ребёнок должен приобщаться с первых годов жизни.

 Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности.

  Являясь, с одной стороны,орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни.

  В родную пору детства язык – нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребёнок не может ещё отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым предметом.

   Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако,  на первое место-вещь как предмет познания и речи. Об этом говорил еще Коменский.

   Для того чтобы развивался язык ребенка, понимаемый как отражение ясных и отчетливых представлений, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдения отражать в слове.

«В раннем детстве, - писал Песталоцци – вовсе не следует резонерствовать с детьми, а надо ограничиться следующими средствами для их умственного развития:  1) Как можно больше расширять круг их наблюдений; 2) Прочно и систематически укреплять  них представления, добытые при наблюдении;                                                                3) Давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения.

Слово закрепляет представления и делает их более простыми.

 Организованная обстановка – тот фундамент, на котором должно строиться всё дело воспитания и который обусловливает развитие языка.

  Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова. Слово, связанное с представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребёнок должен воспроизвести его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять.

   Язык – это главнейший фактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое.

  Язык и труд (у детей - игры) организуют формы социальной жизни, а потому все педагогические мероприятия, клонящиеся к организации труда и игр детей к развитию их языка, соответствует интересам и социальному воспитанию.

 Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и логопедической работы с детьми, или - имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие,  таким образом, оказывается педагогическим  по своему характеру и коррекционно–развивающие – по своей направленности.

 Нарушения речи – достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны.

 Логопед и воспитатель детского сада в практике чаще всего встречаются с нарушениями развития звуковой стороны речи у детей. При этом у одних детей оказывается не полностью  сформирована система звуков языка (фонем): такие дети в своей речи или пропускают отсутствующие звуки или заменяют их сформировавшимся звуками. У других детей все звуки (или большинство из них) оказываются сформированными, но в речи смешиваются. В ряде случаев оказываются неправильно сформированными у ребёнка отдельные звуки, которые звучат искаженно.

На этом фоне в большинстве случаев у этих детей присутствует в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. все эти нарушения, если их вовремя не справить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток - взрослый»., т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

  Многолетняя практика показывает, что ребёнок с нарушениями речи (ребёнка - логопата) при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Коррекционная работа с детьми в детском саду в логопедической группе направлена на преодоление  у них речевых и психофизических нарушений пути провидения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

  Вместе с воспитателями, специалистами ДОУ в основу занятий мы вкладываем комплексно – тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.

  На индивидуальных занятиях ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции  нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребёнка. Артикуляционные упражнения связны с определённой темой, например «Птицы», «Дикие животные», или игрой. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа и над   мимикой. Дети перевоплощаютсяв инопланетян, героев сказки, зверят и т.д. и таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях  дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С нами проводится работа по автоматизации звуков, расширенно словаря, развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа.

  В этих занятиях реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной  направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное  развитие проводится по основным направлениям:

  • Развитие сенсорных и моторных функций;
  • Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • Развитие мимической мускулатуры;
  • Развитие интеллектуальных функций (мышления,памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • Развитие эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности;
  • Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.)

 Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

  Отличие данной методики от применяемых на практике состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. В построении занятий используется: в одномслучае это игра, в другом – занятие – спектакль, где дети – и участники спектакля, и зрители в третьем они учителя, а не ученики и т.д.

 Придумываем разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно – дидактической игры; сюжетных и пейзажных картин; и т.д.

 Хотелось бы отметить, что такое построение занятий позволяет добиться  устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, потому что дети – логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, понижения работоспособность и быстрая утомлённость.

  Сюжетно – тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, подержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы понятия, что важно последующих этапов обучения:

 Организация сюжетно – тематических логопедических занятий основывается на комплексно- игровой методике, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоничное развитие личности ребёнка. Задачи обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:

- Сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического слуха, звукослогого анализа и синтеза;

- Обогащать и активизировать словарный запас детей;

-Формировать понятие о грамматических категория;  

-Развивать творческие способности детей и воображения.

  Замечено, что при провидении таких занятий, дети имеют огромный словарный запас и хорошо развитию связную речь. Ребёнок от природы способен понять и запомнить большой объём информации в разной форме (музыкальной, звуковой, образной и т.д), но не обязательно, что  он может воспроизвести её сразу же, и тем более в речи. Это будет востребовано потом. То есть ребёнок видит мир не ограниченно, а весь целиком и воспринимает его он сначала глазами, ушами и эмоциями и только позднее – умом, после чего он сможет рассказать о виденном и услышанном. Происходит спонтанное извлечение накопленных знаний из памяти. К такому же заключению пришли не только наши новаторы – педагоги, но и многочисленные соратники Плена Домана (1996г) из института ускоренного развития ребёнка (ВВI) в Филадельфии, которые занимаются проблемой раннего и ускоренного развития детей (здоровых и с разными мозговыми и другими травмами) уже с сороковых годов нашего столетия.

        Вот несколько их умозаключений, основанных на более чем наизвековом опыте. Мозг ребёнка способен вмещать тем больше знаний, чем больше мы будем их давать ему, при этом улучшение одной из его функций в той же степени улучшает и все остальные. Другими словами дети тем умнее, чем больше возможностей мы им предоставляем.

 Возможность быстрой переключаемости детей позволяет проводить быстрые переходы от задания к заданию, при обязательном внесении в каждое последующее задание элементов новизны, а также строить занятия насыщенными по информированности и многообразными по сюжетам и темам. Нельзя давать детям скучать. «Нужно всё делать очень быстро, а заканчивать горячими выражениями радости и похвалы.» (Доман, 1996)

В коррекционно – педагогической работе нужно ставить достойную цель – стремиться к тому, чтобы всё способствовало стать ребёнку физически, социально и интеллектуально совершенным.

 Используя в своей работе комплексно – тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами мы вносим значимый вклад во всестороннее развитие детей. Конечно же, нельзя ждать решение всех проблем коррекционной  работы с детьми. Необходимо ежедневно творчески подходить к своей работе, учитывать психофизиологический уровень детей. Нет такой методики, чтобы она служила догмой и панацеей. Нельзя ждать чудо. Чудо находится в самих детях, только нужно его заботливо и с любовью взрастить.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация (Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)

Презентация (Роль педагога  в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В современном обществе человек, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные навыки – эт...

Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:из опыта работы  «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольно...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование социально-коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста»

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры ли...