Консультация для педагогов: «Формирование социально – коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста»
консультация

Беляшова Наталья Андреевна

Обмен опытом работы с воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-kommunikativnaya_kompetentnost.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование социально – коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста»

В ФОП предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребѐнка).

Анализируя актуальность проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются

детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-

ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными

головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они

стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в

современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность

среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии

детей, в их поведении, общении;

- неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребѐнка;

- ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определѐнным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определѐнным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Мы предлагаем вам сегодня систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений.

Основные компоненты социально- коммуникативной компетентности дошкольников:

- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;

- умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным

способом;

- сотрудничество со взрослыми и сверстниками;

- коммуникативные навыки;

- умение слушать и слышать;

- воспринимать и понимать информацию;

- говорить самому.

Вопрос педагогам:

- Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-

коммуникативного развития дошкольников?

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным

членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в

собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку

самостоятельно находить решение или опровержение собственных

представлений.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии

вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в

определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие

познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка,

удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с

взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка,

обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные

мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления

собственным поведением.

Основные формы работы при реализации социально-коммуникативного

развития:

1) Организованная образовательная деятельность (занятия).

Социально-коммуникативное развитие интегрируется в занятия

познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического циклов.

Взаимопроникновение образовательных областей имеет ряд преимуществ:

способствует развитию речи, формированию аналитико-синтетических функций,

даѐт возможность рассмотреть изучаемую тему с разных сторон, реализовать

полученные умения в практической (трудовой, продуктивной) деятельности.

2) Личный пример взрослого.

В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример – одна из самых

действенных форм работы, способствующих усвоению образцов поведения,

коммуникативных, этических и нравственных норм.

3) Игровая ситуация.

В ходе данной практической формы работы ребѐнок «проживает»

предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнѐром, усваивает

новые знания, конструктивные приѐмы общения.

4) Беседа.

В ходе беседы педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет

пройденный материал. Беседа может быть основой НОД, может проводиться в

режимные моменты, индивидуально и по подгруппам.

Одна из форм беседы – этическая - позволяет закрепить не только знания, но

и морально-нравственные нормы поведения. Грамотно выстроенная этическая

беседа способствует осознанию дошкольником поступков, ситуаций социально-

нравственного характера.

5) Наблюдение.

Применяется при усвоении детьми норм общения со взрослыми и

сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами

труда.

6) Игра.

Это одна из основных форм социализации ребѐнка, направленная на

овладение нравственными и этическими нормами, навыками социального

взаимодействия, конструктивными способами общения со взрослыми и

сверстниками в разных видах деятельности.

Словесные игры (устные речевые упражнения без использования

наглядности) способствуют совершенствованию речи, активизации словаря,

позволяют закрепить усвоенные дошкольником коммуникативно-речевые нормы.

7) Наглядные методы.

К ним относится работа с серией сюжетных картинок, отображающих

определѐнную ситуацию в динамике. Задача педагога в случае необходимости

помочь ребѐнку наводящими вопросами, проанализировать действия героев,

оценить их, предложить своѐ решение ситуации (как нужно поступить и почему).

8) Чтение и обсуждение произведений художественной литературы

значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально-

коммуникативному развитию дошкольника. Яркие примеры из жизни

литературных героев иллюстрируют социально приемлемые способы общения,

учат находить выход из различных ситуаций.

При использовании форм работы с детьми по социально-коммуникативному

направлению необходимо соблюдать следующие условия:

- создавать ситуации коммуникативной успешности;

- стимулировать коммуникативную деятельность, используя проблемные

ситуации;

- устранять коммуникативные трудности;

- ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня

коммуникативной успешности;

- проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал

коммуникативной компетентности с учѐтом индивидуальных особенностей детей,

привлекая педагога-психолога и семью;

- мотивировать ребѐнка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций,

характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

- обеспечивать баланс между НОД и самостоятельной деятельностью детей;

- моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника

к общению со взрослыми и сверстниками;

- в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию

поддержки взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;

- признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная

жизнь ребѐнка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

В коррекционно – педагогической работе  с детьми необходимо развивать коммуникативную  компетентность....

Презентация (Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)

Презентация (Роль педагога  в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)...

Сказкотерапия как становление социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Сказкотерапия как становление социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование социально-коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста»

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры ли...

Активная консультация для педагогов "Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников".

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры ли...