Консультация для педагогов: «Формирование социально – коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста»
консультация
Обмен опытом работы с воспитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование социально – коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста»
В ФОП предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребѐнка).
Анализируя актуальность проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются
детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-
ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными
головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они
стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в
современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность
среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии
детей, в их поведении, общении;
- неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребѐнка;
- ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определѐнным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определѐнным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Мы предлагаем вам сегодня систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений.
Основные компоненты социально- коммуникативной компетентности дошкольников:
- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
- умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным
способом;
- сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
- коммуникативные навыки;
- умение слушать и слышать;
- воспринимать и понимать информацию;
- говорить самому.
Вопрос педагогам:
- Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-
коммуникативного развития дошкольников?
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным
членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в
собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку
самостоятельно находить решение или опровержение собственных
представлений.
Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии
вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в
определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие
познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка,
удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с
взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка,
обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – дает возможность формировать сложные
мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления
собственным поведением.
Основные формы работы при реализации социально-коммуникативного
развития:
1) Организованная образовательная деятельность (занятия).
Социально-коммуникативное развитие интегрируется в занятия
познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического циклов.
Взаимопроникновение образовательных областей имеет ряд преимуществ:
способствует развитию речи, формированию аналитико-синтетических функций,
даѐт возможность рассмотреть изучаемую тему с разных сторон, реализовать
полученные умения в практической (трудовой, продуктивной) деятельности.
2) Личный пример взрослого.
В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример – одна из самых
действенных форм работы, способствующих усвоению образцов поведения,
коммуникативных, этических и нравственных норм.
3) Игровая ситуация.
В ходе данной практической формы работы ребѐнок «проживает»
предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнѐром, усваивает
новые знания, конструктивные приѐмы общения.
4) Беседа.
В ходе беседы педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет
пройденный материал. Беседа может быть основой НОД, может проводиться в
режимные моменты, индивидуально и по подгруппам.
Одна из форм беседы – этическая - позволяет закрепить не только знания, но
и морально-нравственные нормы поведения. Грамотно выстроенная этическая
беседа способствует осознанию дошкольником поступков, ситуаций социально-
нравственного характера.
5) Наблюдение.
Применяется при усвоении детьми норм общения со взрослыми и
сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами
труда.
6) Игра.
Это одна из основных форм социализации ребѐнка, направленная на
овладение нравственными и этическими нормами, навыками социального
взаимодействия, конструктивными способами общения со взрослыми и
сверстниками в разных видах деятельности.
Словесные игры (устные речевые упражнения без использования
наглядности) способствуют совершенствованию речи, активизации словаря,
позволяют закрепить усвоенные дошкольником коммуникативно-речевые нормы.
7) Наглядные методы.
К ним относится работа с серией сюжетных картинок, отображающих
определѐнную ситуацию в динамике. Задача педагога в случае необходимости
помочь ребѐнку наводящими вопросами, проанализировать действия героев,
оценить их, предложить своѐ решение ситуации (как нужно поступить и почему).
8) Чтение и обсуждение произведений художественной литературы
значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально-
коммуникативному развитию дошкольника. Яркие примеры из жизни
литературных героев иллюстрируют социально приемлемые способы общения,
учат находить выход из различных ситуаций.
При использовании форм работы с детьми по социально-коммуникативному
направлению необходимо соблюдать следующие условия:
- создавать ситуации коммуникативной успешности;
- стимулировать коммуникативную деятельность, используя проблемные
ситуации;
- устранять коммуникативные трудности;
- ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня
коммуникативной успешности;
- проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал
коммуникативной компетентности с учѐтом индивидуальных особенностей детей,
привлекая педагога-психолога и семью;
- мотивировать ребѐнка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций,
характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
- обеспечивать баланс между НОД и самостоятельной деятельностью детей;
- моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника
к общению со взрослыми и сверстниками;
- в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию
поддержки взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;
- признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная
жизнь ребѐнка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕНИНГА ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогическая копилка для воспитателей групп компенсирующей направленности...

«Использование мультимедийных презентаций как средство формирования социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста»
Социально-коммуникативное развитие детей является одной из важнейших проблем в педагогике....

Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
В коррекционно – педагогической работе с детьми необходимо развивать коммуникативную компетентность....

Презентация (Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)
Презентация (Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)...
Сказкотерапия как становление социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
Сказкотерапия как становление социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование социально-коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста»
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры ли...

Активная консультация для педагогов "Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников".
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры ли...