Используемые программы в работе педагога-психолога.
рабочая программа на тему
Программы работы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzuemye_programmy_diagnosticheskie_metodiki_.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Программы работы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
Используемые программы в работе педагога-психолога.
№ | Название программы | Основная направленность программы | Автор(ы) программы | Год издания (модификация) | Издательство (литературный источник) |
«Лесная школа» | Повышение учебной мотивации, формирование позитивных моделей поведения. | Майорова Н.П. Чепурных Е.Е. Шурухт С.М. | // Психолог, 2003 - №20 | // Психолог, | |
2 | "Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению" | Помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. | А.С. Роньжина | 2003. | Книголюб |
3 | Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. | Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста | Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. | 2007 | М.: Генезис |
4 | «Тропинка к своему Я. Дошкольники» | Привлечь внимание взрослых к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению. | Хухлаева О.В | 2007 | М.: Генезис |
5 | "Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет" | Развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. | Крюкова С.В. | 2007 | М.: Генезис |
6 | «Развития интеллекта и навыков общения ребенка посредством групповых игр» «Дельта». | Развитие познавательных процессов, формирование коммуникативных навыков. Подготовка к школе. | Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я | 1998 | С-Пб,«Дельта». |
7 | Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. | Программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми: особенности личности и поведения таких детей, | Лютова Е. К., Монина Г. Б. | 2000 | С-Пб.:-Речь |
8 | Психологическая подготовка детей к школе | Диагностика и развитие предпосылок учебной деятельности | Шарохина В. Л. | 2008 | М.: Книголюб |
9 | Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) |
| Нищева Н.В. | 2006 | Детство-пресс С-Пб |
10 | Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа занятий «Движение тела - движение мысли» |
| Стелла Антонова | 2010 | /Школьный психолог М. 2010/ |
11 | Коррекционно-развивающее обучение и всопитание. – М.:Прсвещение,2003 |
| Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева | 2003 | . – М.:Прсвещение |
12 | Программа нейропсихологического развития и коррекции детей сСДВГ. | Коррекция СДВГ | Сиротюк А.Л. |
|
|
13 | «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе | Развитие психических функций и личностных качеств (самоконтроля, нравственно-волевых, способности к самоорганизации, навыков общения). | Л.И.Катаева | 2004 | Книголюб |
14 |
|
| И.Л. Арцишевская |
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп.
Параметры Направленность | Диагностические методики | Параметры Направлен |
Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами. Сформированность пространственных отношений (сериация). Объединение элементов в целых образ. | Восприятие | «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки», «Конструирование по образцу», «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование» 30 |
Ориентирование в предметных действиях | Наглядно- действенное мышление | «Коробочка форм», «Мисочки» «Пирамидка», «Матрешка» |
Моделирование Анализ образца. Образная форма мыслительной деятель- ности Овладение зритель- ным синтезом Развитие ориентировоч- ных действий | Наглядно- образное мышление | «Рыбка» «Разрезные картинки» «Пиктограмма» «Перцептивное моделирование» «Рисунок человека» «Схематизация» «Недостающие детали» |
Действия обобщения и классификации Действия систематизации Знаковая форма мысли- тельной деятельности | Логическое мышление | «Классификация по заданному принципу» «Свободная классификация» «Самое непохожее» «Систематизация» «Пиктограмма» «Исключение лишнего» |
Отражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно- следственных связей Развитие последователь- ного (логического) рассуждения | Словесно-логическое мышление | «Дополнение фраз» «Последовательность картинок» |
Развитие связанного рассказывания Объем активного словаря Логопедические дефекты | Активная речь | «Вопросы по картинкам» «Последовательность картинок» |
Сформированность игровых действий: - замещение предмета; - принятие и поддержа- ние роли и т. д. Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета) | Игра в контексте мышления и воображения | «Свободная игра» Наблюдение |
Образная и вербальная креативность. Беглость, гибкость, оригинальность | Творческое воображение | «Дорисование фигур» «Рисунок несуществующего животного» «Три желания» «Назови картинку» «Что может быть одновременно» |
Овладение координацией движений. Общая двигательная активность Зрительно-моторная координация Ведущая рука (позиция) | Моторика | «Игра в мяч» «Повтори за мной» «Бирюльки» Наблюдение и тесты на моторику. |
Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость | Внимание | «Найди такую же» «Корректурная проба» |
Социальный статус Конфликтность Коммуникативные пред- почтения Взаимоотношения в семье Формы и средства общения | Общение | «Два дома» «Рисунок семьи» САТ «Рисунок человека» «Социометрия» |
Самооценка и уровень притязаний Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) | Личность | «Лесенка» «Семь карточек» «эмоциональное лето» САТ «Рисунок человека» «Дополнение фраз» «Три желания» |
Механическое запоминание Опосредованное запоминание | Память | «10 предметов» «10 слов» Пересказ, рассказ по картинкам |
Неспецифические показатели детей дошкольного возраста
Характеристика | Направленность | Диагностика |
Упорядочение действий Принятие и удержание задачи | Организация деятельности произвольная регуляция | Наблюдение «Графический диктант» «Корректурная проба» |
Скорость выполнения действий | Темп деятельности | Наблюдение |
Работоспособность | Психоэнергетический тонус жизнедеятельности (стеничность) | Наблюдение |
Способность к самореализации (способы) | Личная активность | Наблюдение |
Предпочтение предметных задач. Предпочтение общения с взрослым, ориентация на оценку деятельности Фиксация на собственных переживаниях (рефлексив- ность), ориентация на одобрение | Личностная направленность | Наблюдение |
Преобладание эмоционально окрашенных состояний | Эмоциональный фон | Наблюдение |
Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние | Эмоциональная лабильность. Пластичность | Наблюдение |
Появление ситуативной реактивности, эмоциональной возбудимости, заторможенно- сти | . Характер эмоциональных проявлений | Наблюдение |
Реакция на ситуацию обследования | Ситуативное общение | Наблюдение |
Методики исследования познавательной сферы.
Младший возраст
1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.
2. Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости»
3. Шкала Бине-Симона
4. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
Средний возраст
1. Шкала Бине-Симона, комплекс методик для диагностики познавательных процессов
2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
3.С.Д. Забрамная «Пакет методик для обследования детей 3-5 лет»
Старший возраст
1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
2. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно- моторного восприятия»
3. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»
4. Методика П. Торренса
Подготовительный возраст
1. Л.А.Ясюкова «Методика определения готовности к школе»
2. Г. Вислак «Психодиагностика готовности к школе»
3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
4. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня равзития зрительно- моторного восприятия
5. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»
6. Методика П. Торренса 7. М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе»
Методики изучения особенностей личности дошкольников.
∙ Методика «Несуществующее животное»
∙ Методика «Дом-дерево-человек» (ДДЧ)
∙ Методика «Моя семья»
∙ Тест Розенцвейга
∙ Детский апперцептивный тест (САТ или ДАТ)
∙ Тест на определение уровня притязаний ребенка
∙ Методика родительских оценок притязаний
∙ Оценка творческих способностей детей (адаптированная методика Торренса)
∙ Опросник для определения сферы предпочтительных интересов
∙ Графическая методика «Кактус»
∙ Тест «Страхи в домике»
∙ Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)
∙ Социометрия
∙ Методика «Кинотеатр»
∙ Методика «Паровозик»
Типология методик психологического обследования детско-родительских отношений в семье.
Предлагаемые ребенку:
∙ Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных) (Хоментаускас, 1990; Венгер, 2003; Лосева, 1986) 36
∙ Адаптированный вариант методики Рене Жиля (Гильяшева И.Н. и др., 1994; Осницкий, 1997)
∙ Различные варианты методики «Незавершенные предложения» (Либере А.Г., 1991)
∙ Модификация оценочно-самооценочной методики (РЕП) (Лидере А.Г., 1991)
∙ Детский ТАТ (Бурлакова, Олешкевич, 2001)
∙ Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и его модификации (Лидерс А.Г., 1993)
∙ Диагностическая беседа «Мой круг общения» Т.Ю. Андрущенко (Андрущенко Т.Ю., 1999)
Предлагаемые родителям:
∙ Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» (Карабанова О.А., Захарова Е.И., 2002)
∙ Опросник родительских отношений Варги-Столина – ОРО (Варга А.Я., Столин В.В., 1986)
∙ Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера – АСВ (Эйдемиллер, 1976, 1996)
∙ Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой ОДРЭВ (Захарова Е.И., 1996)
∙ Опросник «Измерение родительских установок и реакций» - РАRI (Нещерет, 1980; Архиреева Т.В., 2002)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы и технологии, используемые в развивающей работе педагога-психолога в соответствии с ФГОС.
Материал содержит схему развивающей работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС....
Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет
Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста....
Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевны на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей
Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевнына развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей...
Список используемых развивающих и коррекционных программ в работе педагога-психолога
Нормативно-правовые документы педагога-психолога...
Программа групповой работы педагога-психолога по развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной сферы детей 4-5 лет
программа раоты с детьми 4-5 лет...
Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.
Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМФИО ребенка, год рождения, группаСрок реализации программа: с _______ по _________Специалист ответственный за р...