Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 155»
Коррекционно – развивающая программа работы педагога – психолога с тревожными детьми
«Не бойся! Я с тобой!»
Составлена педагогом – психологом
МДОУ д/c № 155 О. К.Баюн
г. Ярославль
Пояснительная записка.
Актуальность:
Поводом для создания данной программы послужило значительное количество обращений родителей детей и педагогов МДОУ № 155 г. Ярославля с такими вопросами как: повышенная тревожность, напряжённость, страхи, неуверенность, нарушения в общении и т. д. Беспокойство, тревога, страх являются неотъемлемыми эмоциональными проявлениями психической жизни ребёнка, но со временем, оставленные без внимания со стороны взрослых, могут перерасти в устойчивые негативные черты личности, послужив причиной для общего психологического неблагополучия. В более старшем возрасте, могут возникнуть проблемы в налаживании контактов, достижении успехов в личностной и профессиональной сфере. Однако, именно в дошкольном возрасте тревожность наиболее успешно подвергается психологическому воздействию, поскольку она пока больше обусловлена эмоциями, чем особенностями ребёнка, и во многом носит преходящий характер. Глобальную роль в решении данного вопроса играют взрослые, при чём эффективность работы педагога – психолога напрямую зависит от заинтересованности родителей и педагогов. В связи с этим фактом, программа рассчитана на взаимодействие не только с детьми, но и с педагогами и родителями ребёнка.
Цель программы:
психологическое сопровождение дошкольников, обладающих повышенным уровнем тревожности.
Задачи:
1. Развивать позитивное самовосприятие
2. Нейтрализация мышечных зажимов
3. Повышение уверенности в себе
4. Создать возможности для самовыражения
5. Обучить умению выражению эмоций
6. Научить детей преодолевать барьеры в общении со взрослыми и сверстниками.
Этапы работы по программе:
- Диагностический (цель: определить наличие и уровень тревожности; методики: « Страхи в домиках», «Кактус», «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, «Рисунок семьи», «Лесенка»Л. Хухлаевой, опросник для родителей «Особенности семейного воспитания», наблюдение за поведением ребёнка в группе).
- Информационный (цель: ознакомить родителей и педагогов с результатами психодиагностики и обучить их приёмам воспитания тревожных детей).
- Практический ( цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей).
- Контрольный (цель: определение эффективности работы по данной программе, используя диагностические методики – см. п. 1).
Организация работы по программе: Контингент: дети 5 – 7 лет; родители; педагоги.
Условия реализации программы: наличие кабинета педагога – психолога, оборудованного «сухим бассейном» и педагогической песочницей.
Формы работы: дети - в малых группах -4-5 человек. Родители и педагоги – индивидуальные и групповые консультации, практикумы, посещение занятий.
Продолжительность занятия – 30 мин.
Периодичность реализации программы: 1 раз в неделю. Всего: 10 занятий.
Структура занятия:
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 5 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 15 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Тематическое планирование занятий.
Темы программы:
1 Занятие 1 “Здравствуйте, это Я!”
2 Занятие 2 “Моё имя”
3 Занятие 3 “Наше настроение”
4 Занятие 4 “ Моё настроение”
5 Занятие 5 “ Наши страхи”
6 Занятие 6 “ Я больше не боюсь!”
7 Занятие 7 “ Волшебный лес”
8 Занятие 8 “ Сказочная шкатулка”
9 Занятие 9 “ Волшебники”
10 Занятие 10 “Солнце в ладошке”
ЗАНЯТИЕ 1.
“ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски , макеты кочек, обруч.
Дети заходят в кабинет психолога под весёлую музыку. Психолог предлагает рассмотреть кабинет, затем дети располагаются на ковре. Психолог представляется и предлагает поздороваться, выполнив следующее упражнение.
Ритуал входа.
Упражнение “ Гимн доброму утру”
Цель игры: создание доброжелательной атмосферы в начале дня.
Дети либо стоят, либо сидят на стульях в кругу и при этом держатся за руки. Взрослый начинает приветствие: «Небо и солнце, доброе утро!» (или «Небо и тучи, доброе утро!», если на улице плохая погода), дети повторяют: «Доброе утро!» и поднимают руки вверх. Если они очень рады приветствовать что-то или кого-то, они поднимают руки очень высоко, если рады, но не очень, чуть ниже и т. д. Взрослый продолжает: «Дождик и лужи, доброе утро!», «Ветер и холод, доброе утро!», «Снег и сугробы, доброе утро!», «Лёд и сосульки, доброе утро!», «Птицы и звери, доброе утро!», «Пчёлы и бабочки, доброе утро», «Книжки, игрушки, доброе утро!», «Люди на улице, доброе утро!», «Всем воспитателям доброе утро!» и т. д. Заключительным приветствием может стать следующее: «Мальчики, девочки, доброе утро!».
Основная часть.
Упражнение “ Знакомство”
Далее психолог перекатывает цветной мяч по ковру к каждому ребёнку и просит назвать своё имя. Психолог и дети знакомятся и здороваются по очереди с каждым ребёнком.
Упражнение “ Что я люблю?”
Затем каждый говорит по очереди после того, как у него окажется мяч, что он любит из еды, одежды, во что любит играть.
Психолог: «А все ли любят кататься на каруселях?».
Упражнение “ Карусели”
Дети становятся по кругу и держатся за обруч, медленно двигаются по кругу. Психолог рассказывает стихотворение:
Психолог рассказывает стихотворение:
Еле – еле закружились карусели…
А потом быстрей, быстрей…
Психолог: на каруселях покатались, теперь посмотрим, насколько вы внимательные.
Упражнение “ Угадай по голосу”
Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и попробуем описать его.
Психолог: «Мы весело поиграли, познакомились, подружились, а теперь отдохнём.»
Релаксация «Цветок дружбы»:
Психолог. А теперь я приглашаю вас на поляну Дружбы. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… А теперь представьте себе какой – нибудь цветок с прекрасными бутонами. Внимательно его рассмотрите – листья, цветы и ещё нераспустившиеся бутоны…
Представьте, что каждый из вас – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась. И ты потянулся навстречу тёплому солнечному свету.
Динамическая пауза «Солнышко»
Психолог: у нас светит солнышко и радует нас и порадуемся вместе с ним и сделаем солнечную зарядку:
Вот как солнышко встаёт,
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдёт,
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо солнышко смеётся,
А под солнышком нам всем
Весело живется.
Психолог: «Молодцы! А теперь превратимся в лягушат на солнечной полянке.» Психолог надевает на детей зелёные колпачки.
Упражнение “ Лягушки на солнечной лужайке”
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
Психолог: «Хорошо. А сейчас изобразим нашу лужайку в сухом бассейне»
Комплекс упражнений в шариковом бассейне “ На лужайке”: “Разноцветные цветы”, “Солнышко”, “Радуга” (дети, стоя на коленях перед бассейном, «рисуют» по очереди каждой рукой отдельно, а затем двумя руками сразу разноцветные цветы, солнце и радугу).
Рефлексия.
Ритуал выхода.
Упражнение «Улыбка солнца»
Дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их, дарят при этом своему соседу улыбку. Говорят, что понравилось, что запомнилось , прощаются с солнышком, друг с другом и психологом.
Под весёлую музыку выходят из кабинета психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"
Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....
Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...
Работа педагога-психолога с агрессивными детьми
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Проблема агрессии и агрессивности в...
Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевны на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей
Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевнына развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черт...
Методы работы педагога-психолога с тревожными детьми.
Методы работы педагога-психолога с тревожными детьми «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния т...