Эссе "Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности"
статья на тему
В статье раскрыта роль дошкольного образования в процессе позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_1.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности»
Бузина О.Г. (воспитатель
МБДОУ детский сад №17
комбинированного вида г. Лысково).
Безусловно, дошкольный возраст это неповторимый и яркий период в жизни каждого человека. Этот период является благоприятным для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в непростой мир социальных взаимоотношений.
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Обратившись к трудам Л. С. Выготского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основными источниками развития является окружающая действительность, определяющая путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.
Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда Дошкольной Образовательной Организации, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, разнообразие видов детской деятельности, адекватных возрасту - это и есть основные компоненты социализации ребенка-дошкольника.
Социализация – это развитие и саморазвитие человека на протяжении всей его жизни. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и нормы поведения, принятые в обществе.
Если социализация по отношению к ребенку дошкольного возраста – это усвоение ребенком социального опыта и развитие у него социальных компетентностей, то позитивная социализация означает получение этого опыта с радостью и удовольствием через положительные впечатления, через создание ситуации успеха, через поощрение и приятные эмоции.
Первые и важнейшие основы социализации личности дошкольника традиционно должна закладывать семья. Но, к сожалению, не все родители и воспитывающие родственники в состоянии обеспечить ребенку должное внимание во всех аспектах его становления. Многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время, другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет.
Говоря о позитивной социализации детей дошкольного возраста важно помнить, что современный ребенок – это ребенок цифрового поколения. В наше время, когда почти в каждой семье есть компьютер с доступом в сеть интернет, процесс социализации детей усложняется.
Поэтому задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации ребятишек и придание ей большей гармоничности.
Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. По своей сути образовательная среда дошкольной образовательной организации социальна. Люди, окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности ребенка.
Для осуществления позитивной социализации детей в своей практической работе я сделала акцент на создание таких педагогических условий, которые позволили мне реализовать поставленные цели и задачи.
Одним из важнейших условий позитивной социализации является создание в группе атмосферы психологического комфорта и педагогический такт воспитателя.
Я всегда встречаю детей в хорошем настроении, с улыбкой на лице, с любовью к ним, с желанием и готовностью им помочь. Для развития веры ребёнка в собственные силы и возможности во всех видах деятельности постоянно использую такие тактические приёмы, как похвала и поощрение. Главный девиз нашей группы « Я всё умею, всё могу!».
Особое место в моей работе занимают методы и приемы создания психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. Я в полной мере осознаю, что эффективное воспитание детей всецело зависит от личности педагога, поэтому стремлюсь быть гуманным педагогам и развивать в себе необходимые для этого качества.
Ребенок дошкольного возраста, несмотря на стремление быть самостоятельным, нуждается в поддержке и оценке взрослым человеком. Поэтому для меня важно в ситуации взаимодействия со всей многочисленной группой найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.
Следуя новым требованиям, я стараюсь уходить от роли «педагог-передатчик готового знания», «педагог-информатор». Я для детей – инициатор и участник разнообразной детской деятельности; координатор разных стратегий взаимодействия ребенка с окружающим миром. Я стремлюсь создать для своих детей атмосферу любви и радости, сделать их жизнь интересной и содержательной.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Поэтому, я организую совместную деятельность с воспитанниками так, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности, самостоятельности, инициативности, развитие способностей. Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается со всеми без исключения видами детской деятельности.
Формы и методы работы, которые я использую в рамках развивающего обучения, достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирования, решение проблемных ситуаций, моделирование, речевые ситуации и многие другие.
Для того чтобы достичь указанных в стандарте целевых ориентиров я внедряю в сою работу проектную деятельность, которая поддерживает детскую инициативу, помогает развить самостоятельность и любознательность ребенка, а также помогают учесть его интересы и потребности.
Интерактивные технологии (работа в парах, хоровод, цепочка, интервью, работа в малых группах (тройках), большой круг, дерево знаний), которые я широко использую во время организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми способствуют развитию коммуникативных умений и навыков детей, таких как сотрудничество и взаимопомощь. Дают возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО, образовательная программа строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей. Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решаются в интеграции со всеми образовательными областями. Значительное место в реализации данной образовательно области и в моей работе занимают сюжетно-ролевые, режиссерские, образно-ролевые игры, как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.
Взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация). В физическом развитии есть прекрасные средства социально-коммуникативного развития, такие как игры с правилами, которые формируют у детей умение действовать по инструкции и подчиняться правилам, командные игры, где дети учатся взаимодействовать друг с другом. В ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» я практикую коллективные работы, сотворчество детей в реализации социальных проектов. В процессе восприятия художественной литературы формируются представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развивается эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.
Позитивная социализация невозможна без организации тесного взаимодействия с социальными партнерами. В рамках этого взаимодействия дети нашей группы посещают библиотеку, городской музей, художественную школу, центр ремесел и туризма, знакомятся с людьми разных профессий, достопримечательностями города, участвуют в конкурсах, социальных акциях, фестивалях.
Особое место в моей работе с детьми занимают нетрадиционные техники рисования, способствующие развитию воображения, креативности, наблюдательности, мелкой моторики, уверенности в себе. Нестандартные подходы в организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом, способствуют индивидаулизации и позитивной социализации.
Для меня важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
Одним из основных условий позитивной социализации детей выступает организация предметно-пространственной развивающей среды группы. Среда, созданная в нашей группе, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников.
Здесь располагается большое количество наглядного, игрового и практического материала, который стимулирует познавательную активность детей, способствует развитию речи и межличностных отношений, игровых умений и навыков, творческому самовыражению воспитанников. Дети имеют возможность экспериментировать с доступными им материалами.
В раздевалке экспонируются выставки детских работ, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, поздравительные плакаты.
Еженедельная сменяемость наглядного материала по лексическим темам помогает детям закреплять пройденный на занятиях материал.
В соответствии с ФГОС среда легко трансформируема, полифункциональна и безопасна.
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач в моей работе является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.
Сегодня, мы, воспитатели и родители детей нашей группы - партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Наше взаимодействие построено на равенстве сторон, взаимном уважении, высоком уровне толерантности, доброжелательности и заинтересованности в успешном осуществлении сотрудничества.
Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед нами, педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умения быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решение сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника
Сиситема работы с родителями...
Образовательная среда дошкольной организации как фактор позитивной социализации ребенка.
В детском саду для выполнения требований ФГОС дошкольного образования по социализации и индивидуализации дошкольников должны быть созданы условия....
Эссе "Толерантность- позитивная социализация личности ребёнка."
Мое отношение и мнение по вопросу развития и выспитания толерантности у детей дошкольного возраста....
Эссе "Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности"
Эссе на тему: Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности Приступая к работе, для начала нужно ответить на вопрос: что значит «позитивная социализация» и какова ее...
Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности
Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, ...
Информационная безопасность ребенка дошкольного возраста как условие позитивной социализации.
В статье раскрыты теоретико – методологические подходы к проблеме формирования информационной безопасной среды детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающую позитивную социализацию ребенка...