Эссе "Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности"
статья (подготовительная группа) на тему

Елезова Людмила Андреевна

Эссе на тему: Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности

 

Приступая к работе, для начала нужно ответить на вопрос: что значит «позитивная социализация» и какова ее цель.

Позитивная социализация – это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, учитывая их потребности и интересы.

Для работников детского сада, а именно воспитателя, главное чтобы дети освоили и включились в систему социальных отношений.

Воспитатели должны научить своих дошколят нормам этики, морали и нравственности, а также сформировать гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости.

Казалось бы, все легко и просто: много образовательных и воспитательных программ, форм и методов воспитания и образования детей.

Но! Во-первых, не стоит забывать, что воспитатель – это только лишь помощник родителя! Во-вторых, семья признается основным институтом позитивной социализации детей.

А теперь обратимся к статистике. Если посмотреть социальный паспорт семей нашей группы, то сразу же сделаем вывод, что большинство из них   это неблагополучные семьи.  Почему мы им присвоили статус «неблагополучных»?  Это и ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей: отсутствие одежды по сезону, отсутствие ухода за ребенком – неопрятный внешний вид. Это и злоупотребление родителями алкогольной  продукцией (родители приводят и забирают ребенка в состоянии легкого опьянения). Это и малоимущие семьи, которые имеют большие долги по оплате за детский сад. Это и семьи, которые не имеют постоянного определенного места жительства, часто меняют жилье.

В этих семьях дети прибывают как бы в статусе «ничьих». Они живут под одной  крышей с родителями, но связи с их семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, наличие вредных привычек, жилищная неустроенность, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности создает угрозу развитию и здоровью ребенка. Социализация в такой семье замещается «уличной социализацией», «компьютерной», «телевизионной».

Повторюсь еще раз,  человек первоначально социализируется в семье. «Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро». (В.А. Сухомлинский)

Обратившись к трудам Л.С. Выгодского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основным  источником развития является окружающая действительность, которая определяет путь, по которому ребенок, приобретает новые свойства личности  и формирует индивидуальность в процессе социального развития.

Теперь представляете, какое влияние окажет такая семья на формирование индивида, какую социальную роль он сможет занять в обществе, как этот индивид будет  выстраивать свое общение и деятельность с окружающими его людьми.

Но, есть детский сад. Это образовательное учреждение  - первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители и дети  и где начинается их систематическое просвещение.

В детском саду создаются условия для успешной социализации детей. Прежде всего, мы, воспитатели, создаем атмосферу комфортную для каждого ребенка, которая способствует его развитию как индивида. Стараемся создать «ситуацию успеха»  для каждого ребенка, а также побуждаем делать  это и родителей. Мы учим детей положительно относится к окружающим людям, быть терпимыми.

Дети учатся общаться друг с другом, со взрослыми людьми, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции, слушать и слышать других!

Мы делаем все, чтобы дети чувствовали себя комфортно в группе, да и в любой обстановке, были готовы к общению.В нашей  группе создана, и постепенно обогащается предметно-пространственная среда, которая позволяет каждому  ребенку саморазвиваться.

Но! При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, полученное ребенком в семье.

Исследования показывают, что наиболее эффективной в практике социализации ребенка является работа с детьми и родителями одновременно.

Главной задачей воспитателя детского сада является создание полноценного сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители».  От уровня культуры родителей зависит результат позитивной социализации детей. Важнейшим результатом работы с семьей должна стать активная позиция родителей в социализации ребенка. Педагогическая культура родителей  - это действенный фактор позитивной социализации ребенка!

С этой целью в нашей группе с родителями проводятся мероприятия в нетрадиционной форме по психолого-педагогическому просвещению родителей:

- устные журналы на разные темы, например,  «Что такое организованный рациональный режим дня», «Организация сна ребенка», «Обеспечение двигательной активности», «Положительные эмоции в жизни ребенка»;

- собрания – студии, собрания – практикумы, например,  «Развитие у ребенка мелкой моторики рук», «Развитие у ребенка эмоционально-волевой сферы», «Об игре и игрушках»;

- мастер-классы;

- ежемесячный выпуск газеты о жизни детей в группе, о проведенных мероприятиях в детском саду;

- брошюры: «Чем занять ребенка дома», «Мальчики и девочки – два разных мира» и т.д.;

- осуществляется проект «Родительская почта». Родители анонимно задают интересующие их  вопросы в письменном виде, а специалисты детского сада отвечают на них письменно или на родительских собраниях. В зависимости от вопросов планируется работа с родителями и детьми;

- праздники и игры с участием детей и родителей;

- патронаж семей представителями «родительского комитета группы»;

- наставничество.

Я считаю, что среда ДОУ, культура общения взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками в детском саду, разнообразие видов деятельности, тесная работа воспитателей с родителями все эти факторы будут способствовать позитивной социализации ребенка. И детский сад играет в этом огромную роль, как первый внесемейный институт позитивной социализации личности!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности

Приступая к работе, для начала нужно ответить на вопрос: что значит «позитивная социализация» и какова ее цель.

Позитивная социализация – это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, учитывая их потребности и интересы.

Для работников детского сада, а именно воспитателя, главное чтобы дети освоили и включились в систему социальных отношений.

Воспитатели должны научить своих дошколят нормам этики, морали и нравственности, а также сформировать гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости.

Казалось бы, все легко и просто: много образовательных и воспитательных программ, форм и методов воспитания и образования детей.

Но! Во-первых, не стоит забывать, что воспитатель – это только лишь помощник родителя! Во-вторых, семья признается основным институтом позитивной социализации детей.

А теперь обратимся к статистике. Если посмотреть социальный паспорт семей нашей группы, то сразу же сделаем вывод, что большинство из них   это неблагополучные семьи.  Почему мы им присвоили статус «неблагополучных»?  Это и ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей: отсутствие одежды по сезону, отсутствие ухода за ребенком – неопрятный внешний вид. Это и злоупотребление родителями алкогольной  продукцией (родители приводят и забирают ребенка в состоянии легкого опьянения). Это и малоимущие семьи, которые имеют большие долги по оплате за детский сад. Это и семьи, которые не имеют постоянного определенного места жительства, часто меняют жилье.

В этих семьях дети прибывают как бы в статусе «ничьих». Они живут под одной  крышей с родителями, но связи с их семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, наличие вредных привычек, жилищная неустроенность, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности создает угрозу развитию и здоровью ребенка. Социализация в такой семье замещается «уличной социализацией», «компьютерной», «телевизионной».

Повторюсь еще раз,  человек первоначально социализируется в семье. «Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро». (В.А. Сухомлинский)

Обратившись к трудам Л.С. Выгодского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основным  источником развития является окружающая действительность, которая определяет путь, по которому ребенок, приобретает новые свойства личности  и формирует индивидуальность в процессе социального развития.

Теперь представляете, какое влияние окажет такая семья на формирование индивида, какую социальную роль он сможет занять в обществе, как этот индивид будет  выстраивать свое общение и деятельность с окружающими его людьми.

Но, есть детский сад. Это образовательное учреждение  - первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители и дети  и где начинается их систематическое просвещение.

В детском саду создаются условия для успешной социализации детей. Прежде всего, мы, воспитатели, создаем атмосферу комфортную для каждого ребенка, которая способствует его развитию как индивида. Стараемся создать «ситуацию успеха»  для каждого ребенка, а также побуждаем делать  это и родителей. Мы  учим детей положительно относится к окружающим людям, быть терпимыми.

Дети учатся общаться друг с другом, со взрослыми людьми, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции, слушать и слышать других!

Мы делаем все, чтобы дети чувствовали себя комфортно в группе, да и в любой обстановке, были готовы к общению. В нашей  группе создана, и постепенно обогащается предметно-пространственная среда, которая позволяет каждому  ребенку саморазвиваться.

Но! При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, полученное ребенком в семье.

Исследования показывают, что наиболее эффективной в практике социализации ребенка является работа с детьми и родителями одновременно.

Главной задачей воспитателя детского сада является создание полноценного сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители».  От уровня культуры родителей зависит результат позитивной социализации детей. Важнейшим результатом работы с семьей должна стать активная позиция родителей в социализации ребенка. Педагогическая культура родителей  - это действенный фактор позитивной социализации ребенка!

С этой целью в нашей группе с родителями проводятся мероприятия в нетрадиционной форме по психолого-педагогическому просвещению родителей:

- устные журналы на разные темы, например,  «Что такое организованный рациональный режим дня», «Организация сна ребенка», «Обеспечение двигательной активности», «Положительные эмоции в жизни ребенка»;

- собрания – студии, собрания – практикумы, например,  «Развитие у ребенка мелкой моторики рук», «Развитие у ребенка эмоционально-волевой сферы», «Об игре и игрушках»;

- мастер-классы;

- ежемесячный выпуск газеты о жизни детей в группе, о проведенных мероприятиях в детском саду;

- брошюры: «Чем занять ребенка дома», «Мальчики и девочки – два разных мира» и т.д.;

- осуществляется проект «Родительская почта». Родители анонимно задают интересующие их  вопросы в письменном виде, а специалисты детского сада отвечают на них письменно или на родительских собраниях. В зависимости от вопросов планируется работа с родителями и детьми;

- праздники и игры с участием детей и родителей;

- патронаж семей представителями «родительского комитета группы»;

- наставничество.

Я считаю, что среда ДОУ, культура общения взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками в детском саду, разнообразие видов деятельности, тесная работа воспитателей с родителями все эти факторы будут способствовать позитивной социализации ребенка. И детский сад играет в этом огромную роль, как первый внесемейный институт позитивной социализации личности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда дошкольной организации как фактор позитивной социализации ребенка.

В детском саду для выполнения требований ФГОС дошкольного образования по социализации и индивидуализации дошкольников должны быть созданы условия....

Эссе "Толерантность- позитивная социализация личности ребёнка."

Мое отношение и мнение по вопросу развития и выспитания толерантности у детей дошкольного возраста....

Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, ...

Эссе "Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности"

В статье раскрыта роль дошкольного образования в процессе позитивной  социализации детей дошкольного возраста....

Информационная безопасность ребенка дошкольного возраста как условие позитивной социализации.

В статье раскрыты теоретико – методологические подходы к проблеме формирования информационной безопасной среды детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающую позитивную социализацию ребенка...