Информационная безопасность ребенка дошкольного возраста как условие позитивной социализации.
консультация (старшая группа)

Бадрутдинова Марина Николаевна

В статье раскрыты теоретико – методологические подходы к проблеме формирования информационной безопасной среды детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающую позитивную социализацию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx167.87 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная безопасность ребенка дошкольного возраста как условие позитивной социализации.

                                                                                                       Авторы: воспитатель

                                                                                             Бадрутдинова М. Н.,                          

                                                                                             

        

        

Аннотация: В статье раскрыты теоретико – методологические подходы к проблеме формирования информационной безопасной среды детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающую позитивную социализацию ребенка.

Ключевые слова: безопасность, информационная безопасность, культура¸ проблема, компьютер, алгоритм действий.

 

        На данный момент, в нашем мире немыслимо без компьютера, интернета и других цифровых ресурсов. «Компьютерные игрушки» вытесняют из жизни наших детей все другие  виды деятельности. Экранные образы воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка, на его сознание, приводя к печальным последствиям. 

         Целенаправленно         начинать форм ирование информационной культуры (и информационной компетентности всех членов общества) следует с первых ступеней образования, обучения и социализации личности, что подтверждает анализ исследований: В.Ф. Горбенко, Ю.А. Дмитриева, И. Игнатович, Т.В. Кротовой, А.А. Кузнецова, Л.А. Мальцевой, А.А. Малюк, А.А. Матвеевой, Е.А. Переваловой, Ю.А. Первина, Г.В. Рубиной, И.В. Роберт, П.А Хроменкова, Н.П. Ходаковой и др.

        Проводя много времени за игрой в  компьютерные игры, дети замыкаются в себе, даже теряются во времени и пространстве. «Компьютерное общение»  постепенно перерастает в психологическую зависимость, дети отдаляются от эмоционально-личностного общения с природой, семьей.

 Компьютерные  игры приносят не только вред, но и пользу.

Плюсы:

развивают:

- логику, мышление

- память (все игры) ;

- внимательность, реакцию, сообразительность;

- знание иностранных языков;

- знание компьютера (все игры) .

Минусы:

нередко приводят:

- к психическим расстройствам;

- ухудшению зрения;

- развитию жестокости;

- ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии;

- игровой зависимости.

             Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за телевизором и компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером. 

        Были проведены исследования Казанской государственной медицинской академией. Исследователями М.В. Белоусовой,  А.М. Карповым,  М.А. Уткузовой  было проведено анкетирование 185 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 53 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями.

         Безконтрольное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества. Одной из опасностей современной глобализированной информационной среды, оказывающей негативное влияние на  личность ребенка, является формирование у детей  деструктивной картины мира, подмена системы ценностей,  искажение образцов межличностного общения и семейных отношений, вытеснение старшего поколения  с позиций передачи подрастающему поколению  базовых духовных  и культурных ценностей.  С появлением компьютеризация появилось ряд проблем. Одна из главных причин это снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Из-за большого потока низкопробной видеопродукции, стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками.  Причиной этой негативной тенденции является некритичное восприятие информации,  неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции.  Все эти проблемы ребенок самостоятельно решить не может.

        Согласно исследованиям психологов из  Института современного детства, большое количество  современных мультфильмов не пропагандируют настоящие человеческие ценности, а формируют  неправильную, негативную картину мира.  Во многих современных мультфильмах наблюдается, как скрытая, так и явная пропаганда   жестокости, агрессии и насилия.   У детей формируется негативное восприятие ребёнком   мира и закладывается неправильное отношение ребёнка к окружающим.  Иногда родители задаются вопросом   «откуда в их ребёнке   могла появиться ложь, агрессивность, злобность и лень?» Ответ родителям нужно искать в том,  что   их дети  смотрели и смотрят.

         Как правило, доступным местом пользования интернета является их дом. 65-70 % детей в свободное время смотрят телевизор, около 50%  -  играют в компьютерные игры, 23-21%  - смотрят видео, фильмы на дисках, онлайн. Чем старше  возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше  –  нравственные характеристики своих любимых героев. Уровень просмотра развлекательных передач увеличивается, также растет увлеченность компьютерными играми с насилием и наоборот уменьшается доля детей, которые любят своих русских мультипликационных персонажей за нравственные качества.

        Конечно, в современном   образовательном пространстве практически нельзя обойтись без компьютерных  технологий. Безусловно, при грамотном использовании,  современные информационные технологии могут принести детям содержание и деятельность, которые вызывают и поддерживают у них сильные и полезные эмоции. В конечном счете, они могут служить условиями и инструментами развития ребенка.  Отмечается доступность журналов эротического содержания. Выяснилось, что  дети сталкиваются с распространением религиозной литературы по домам. Более вредным  для

детей 4 – 9 лет является телевидение, затем компьютерные игры.

        Однако негативного воздействия от чрезмерного увлечения просмотра телевизора, играми на компьютерах, планшетах, мобильных телефонах, свободного доступа к сети Интернет все же оказывается слишком много для ребенка дошкольного возраста.  Французские авторы К. Керлеллан и  Г. Грезийон в книге «Дети процессора. Как интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых» отмечают, современная информационная среда способствует появлению поколения детей, которые учатся стрелять раньше, чем говорить.  Поэтому первостепенной ролью  взрослых, в т. ч. родителей, является контроль получения ребенком информации из различных источников. Именно поэтому педагогические работники и специалисты должны находиться в постоянном поиске  новых  форм взаимодействия с семьей и  стремиться максимально,  обезопасить детей от возможных воздействий негативной информации. Ведь ничто не заменит живое эмоциональное человеческое общение!  Взрослому человеку необходимо критически оценить ситуацию, научиться вычленять положительное, отсеивать отрицательное в сложившейся ситуации. Этому необходимо учить и ребенка. 

          Процесс формирования ИК невозможен без руководства взрослого. Приоритетной задачей является создание такой информационно-образовательной среды, которая позволила бы заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка и подготовить его к жизни в информационном обществе. Многие ученые поддерживают кибернетическую точку зрения на педагогический процесс, рассматривая его как управляемое информационное педагогическое взаимодействие педагога и детей (А.И. Китов, Ю.А. Коноржевский, Л.Д. Столяренко и др.). С точки зрения кибернетики взаимодействие между управляющим (взрослый) и управляемым (ребенок) объектами рассматривается как информационный процесс, имеющий определенный алгоритм действий. Следовательно, формируя основы ИК у детей важно четко планировать весь процесс, ориентируясь на ключевые позиции и конечный результат.

https://tercentr.gov35.ru/upload/docs/tc/docs/fgkugkhk.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста как условие успешной социализации.

В течение  2015-2016 учебного года я работала над темой самообразования: «Развитие исследовательской  и экспериментальной  деятельности у детей среднего дошкольного возраста как у...

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»

Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...

Тема по самообразованию: "Проектная деятельность как средство познавательного развития и успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС".

Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке ...

Консультация для родителей "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста в информационно-телекоммуникационных сетях"

Негативное влияние современных СМИ (средств массовой информации) на развитие детей очевидны для специалистов. В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведение...