Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Колохматова Галина Юрьевна

 

 

Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено  из мягкого, практичного, красочного материала. Использование  данного пособия,  позволяет включить компенсаторный механизм и облегчить процесс коррекции сенсомоторных, речевых, эмоциональных и  двигательных недостатков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_fetr.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактического пособия «Волшебный фетр»

в коррекционно – развивающей работе с детьми,

имеющими ограниченные возможности здоровья.

Учитель – дефектолог МБДОУ № 23

Колохматова Г.Ю.

Воспитатель коррекционной группы

Михеева И.П.

 «Ребенок с ограниченными возможностями
при хорошем педагогическом воздействии
может достигнуть многого, но он достигнет того,
что может нормальный ребенок, иными способами,
на ином пути, иными средствами»

                                                        Л.С. Выготский

3. Группу посещают дети с различными нарушениями в развитии. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности – вербализации. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Поэтому в своей практической коррекционной работе мы используем полифункциональное пособие, которое позволяет развивать сенсомоторную сферу, словесно - логическое мышление, даёт возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, эмоционально - волевую сферу, развить творческие способности у детей.

4. Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено  из мягкого, практичного, красочного материала. Использование  данного пособия,  позволяет включить компенсаторный механизм и облегчить процесс коррекции сенсомоторных, речевых, эмоциональных и  двигательных недостатков.

5. Цель данного пособия:  развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, их познавательных интересов и способностей,  интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития  творческого потенциала в игровой деятельности.

6. Коррекционные задачи:

  • стимулировать познавательную активность, умение самостоятельно устанавливать многообразные связи между настоящим и прошедшим, между предметами и явлениями, событиями и действиями;
  • развивать грамматически правильную связную речь, расширять активный словарь;
  • формировать процессы восприятия, внимания и памяти, используя все анализаторы;
  • развивать зрительно - двигательные координации, мелкую моторику пальцев рук;
  • закрепить знания о цвете, форме, величине предметов;
  • развивать пространственные ориентировки;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать творческое, словесно - логическое мышление, воображение, гибкость ума, оригинальность решения задач;
  • развивать эмоционально – волевую сферу;
  • формировать волевые регуляции и саморегуляции в заданной деятельности - настойчивость, склонность к завершению деятельности, усидчивость и аккуратность.

7. Инновация: Данное пособие, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно.

8. Ценность нашего пособия заключается в том, что оно используется в работе воспитателей, учителя – дефектолога и в самостоятельной деятельности детей, так же  даём  родителям  идеи  для  творческого  участия в образовательном  процессе детского сада и в семье.

9. «Волшебный фетр» - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, коррекционно - развивающие и обучающие цели и задачи. Многофункциональное пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.

10. Так же в работе используем дидактические игры, сделанные из фетра. Игры имеют две цели: одна из них коррекционно-развивающая, которую преследует педагог, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

При использовании дидактической игры стараемся создавать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Игры:

  • мы изготовили разные игрушки, которые используем для театра, для развития связной речи, эмоционально – волевой сферы, наработки словаря;
  • цифры – на развитие тактильного восприятия, счётных операций, зрительно – моторной координации;
  • разрезные картинки – на развитие наглядно – действенного мышления, восприятия целого образа предмета;
  • пальчиковый театр –  на развитие мелкой моторики пальцев рук в сочетании с речью, развитие коммуникативных способностей детей;
  • развивающие книжки – на развитие сенсомоторных представлений, пространственной ориентировки;
  • д/игра «Занимательный кубик» - на развитие тактильного восприятия, моторики и ориентировки в пространстве.

Хочется отметить, что создание данного пособия очень продуктивно, хотя достаточно трудоемко, т.к. требует много времени на создание идеи, подбор материала, на изготовление, оформление. Но все затраты оправдываются, т.к. это уже готовый материал для проведения образовательной деятельности и коррекционной работы по различным тематическим направлениям, индивидуальной работы с детьми, использования в качестве сюрпризных моментов и т.д. Игры делают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг ребёнка.

11. Одновременно с этим проводим работу с родителями. В нашей группе очень активные родители, они принимают участие в конкурсах, выполняют интересные поделки, посещают вместе с детьми различные кружки.

12. Мама Прудникова Кирилла изготовила целую композицию для мини – музея группы по сюжетам русских народных сказок и различные поделки для конкурсов. Поэтому мы решили заинтересовать родителей и обучить технике изготовления дидактических игр из фетра.

13. В этом  учебном году мы проводим уже третий мастер – класс для родителей. На первом занятии мы познакомили родителей с пособиями изготовленными своими руками из разного материала, которые развивают сенсомоторные представления, на втором занятии мы провели мастер – класс для родителей  с детьми по изготовлению поделки из фетра (фоторамки), а сегодня показали, как можно изготовить игрушку дома. Ведь для каждого ребёнка очень важно, когда любимая игрушка сделана заботливыми мамиными руками и в глазах детей сияет радость и благодарность. Наша задача – помочь родителям подобрать и изготовить такие игры и игровые пособия, которые будут по – настоящему полезными и интересными для ребёнка.

Игры для детей дома – это отличная возможность обучения ребенка в спокойной и родной обстановке. 

14. Вывод:

Используя данные материалы за этот короткий срок, мы проанализировали и сделали вывод, что наше пособие способствовало:

  • повышению мотивации детей к самостоятельной деятельности; 
  • улучшению эмоционального фона;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • развитию усидчивости, мелкой моторики и пространственных представлений.

           Таким образом, вся воспитательная работа в группе, направленная на внедрение различных игровых методик, сдвигается от научения к созданию условий, дающих детям возможность развивать свой познавательный интерес через игровые ситуации, условий, способствующих коррекции поведения ребенка.

Обратная связь

Уважаемые родители и гости, мы вам предлагаем бумажных гусей, напишите на них свои впечатления.

  • Какие чувства вы испытывали при работе с фетром?
  • Послужил ли наш мастер – класс средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций?
  • Будете ли вы применять полученные знания дома с ребёнком?

А на память о нашем мастер – классе мы дарим вам весёлых гусей, которых вы сделали своими руками. Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"

Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....

Использование многофункционального дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Многофункциональные развивающие книжки "Лесные жители", "Деревенька" предназначены для занятий по развитию речи в качестве учебно-познавательного материала ....

Использование дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и тяжёлыми множественными нарушениями разви

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:• описание общих целевых групп по потребности в коммуника...

Из опыта работы. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Цель: представление опыта работы по использованию нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Задачи: ...