«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
учебно-методический материал на тему
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стал особенно актуален. Это связано с введением ФГОС ДО. В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Создание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания развивающей предметно-пространственной среды.
2. Изучение и оценка профессиональных качеств личности педагога, выявления уровня профессиональной компетентности.
3. Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий, повышения инновационной мотивации.
4. Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.
План педсовета.
1. Организационный момент.
2. Выполнение решений предыдущего педсовета, аналитическая справка о тематическом контроле.
3. Доклад «Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения»
4. Из опыта работы: «Создание развивающей предметно пространственной среды группы» - воспитатель подготовительной к школе группы «Радуга» - Васькова Н.Ю.
5. Упражнение «Остановка» - задания для воспитателей.
6. Подведение итогов педсовета.
7. Рефлексия.
Ход педагогического совета
1. Перед педсоветом проводится упражнение: «Грецкий орех»
Цель: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому участнику педсовета взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
- Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать
2. Выполнение решений предыдущего педсовета.
Решения предыдущего педсовета выполнены.
3. Доклад «Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения»
Уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы по организации развивающей предметно-пространственной среды нашего образовательного учреждения. Тема педагогического совета «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного 17 октября 2013года и вступившего в силу с 1 января 2014года. Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и ндивидуальности каждой личности. В такой среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.
Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:
- конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;
- обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:
- иметь привлекательный вид;
- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- положительно влиять на эмоциональное состояние;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.
В последнее время появились понятия «предметно-развивающая среда», «образовательная среда». А что это? (ответы воспитателей).
В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда прописана в п.3.1, там употребляются два сходных термина, которые относятся, тем не менее, к разному содержанию и которые следует различать:
- «Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы)
- Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.
4. Аналитическая справка по итогам тематического контроля.
5. Презентация «Создание развивающей предметно пространственной среды группы».
6. Упражнение « Остановка»
Педагоги делятся на команды, каждой команде дается задание - записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде старшего воспитателя, группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
7. Рефлексия:
Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…
СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
Заместитель заведующего: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? » А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
И всегда помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.
8. Проект решения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для педагогов по совершенствованию РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»....
Инновационный подход к созданию и совершенствованию предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО в соответствии с ФГОС.
laquo; Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями; каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны»....
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на ...
Инновационный подход к организации предметно- развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС - ДО
Консультация для родителей и воспитателей...
Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
Инновационный подход к созданию предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС...
Семинар-практикум «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-пространственной среды по речевому развитию»
Семинар-практикум «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-пространственной среды по речевому развитию» Подготовили: воспитатель Киреева Т.М. Цель:...