Экологическое воспитание и предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС
статья (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal_tanya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание и предметно-пространственная
развивающая среда в соответствии с ФГОС
В соответствии с ФГОС от 17. 10. 2013г. № 1155 Российское образование перешло на новый, более качественный этап. В качестве основного принципа дошкольного образования ФГОС ДО рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой, развитие познавательно-исследовательской деятельности – это формирование в сознании детей мыслительных процессов, любознательности, реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Планируя образовательный процесс, педагог должен учитывать, какую предметно-пространственную развивающую среду он создаст для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. При создании предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе мы учитывали потребности воспитанников в активной самостоятельности, творчестве и самоутверждении, а так же соответствие материала возрасту дошкольников.
В соответствие с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда центра «Экологии» в подготовительной группе
-содержательно-насыщенный
-развивающая
-трансформируемая
-полифункциональная
-вариативная
-доступная
-безопасная
-здоровьесберегающая
-эстетически-привлекательная.
Реализуя ФГОС, перед нами стоят следующие задачи:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Развитие познавательных интересов у детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и творческой мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира ,о свойствах и отношения объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с миром природы
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Для решения поставленных выше задач в группе используются:
Экспериментирование:
Методическое пособие:
- Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Картотеки:
- А. И. Шапиро «Научные развлечения с простейшими вещами» (опыты и эксперименты для детей)
- А. И. Шапиро «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей)
- опыты с воздухом (созданные самостоятельно)
- опыты с водой (созданные самостоятельно)
- опыты с растениями (созданные самостоятельно)
Лаборатория:
- стол для проведения экспериментов
- стеллаж для пособий
- резиновый коврик
- халатики, передники, нарукавники
- природный материал: речной и морской песок, глина, разная по составу земля, камешки, минералы, ракушки, семена, плоды, кора деревьев, мох, листья, опилки, стружка.
- сыпучие продукты: пищевая и морская соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода, гречка, горох фасоль, макароны, рис
- пищевые красители
- емкости разной вместимости: пластиковые контейнеры, стаканы, формочки для льда
- совочки, мерные ложки, воронки, сито, фильтры, пинцет
- микроскоп, цветные и прозрачные стекла, зеркало
- песочные часы, безмен
- технические материалы: гайки, болты, гвозди, магниты
- вспомогательные материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл
- соломка для коктейля разной длины и толщины
- бумага разной фактуры, калька, копировальная бумага
- схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов
- журнал исследований и фиксации детьми результатов опытов.
Настольно-печатные игры:
- «Звук, свет, вода»
- «Из чего мы сделаны»
- «Сладкое - горькое, кислое - соленое»
- «Съедобное - несъедобное»
Игрушки для игр с водой
Ознакомление с миром природы:
Методические пособия:
- А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
- В. М. Корнилова «Экологическое окно с детском саду»
- «Красная книга»
- Энциклопедии: «Отчего и почему?», «География», «Энциклопедия живой природы», «Тайны живой природы», «Наука», «Хочу все знать», «Расти здоровым»
ЭОР (созданные самостоятельно)
- «Божья коровка»
- «Дикие животные»
- «Путешествие по природным зонам»
- «Тайга»
- «Животные Африки»
- «Как приручили животных»
- «Какую пользу приносят домашние птицы»
- «Правила поведения осенью»
- «Правила поведения весной»
- «Небо»
- «Отряд киты»
- «Киты»
Наглядно дидактические пособия:
- Альбом «В мире растений»
- Альбом «В мире животных»
- Альбом «Добро пожаловать в экологию»
- Альбом «Круглый год»
- Альбом «Детские забавы»
- Плакаты «Природные зоны Земли»
Настольно-печатные игры:
«Вершки-корешки», кубики «Ягоды», «Где мы растем?», «Живая и неживая природа», «Во саду ли в огороде», «Дары природы», «Зеленый город», «Кто где живет», «По земле и по воде», «Свойства», «Я иду искать», «Живая природа», «Воздух, земля, вода», «природно-климатические зоны Земли», «Здоровый малыш», «Кожа, питание, сон», «Зубы, зрение, слух», «Зуб-неболейка», «Аскорбинка и ее друзья», «Времена года», «Лото по лексическим темам».
Картотека дидактических игр:
«С какой ветки детки?», «Звери наших лесов», «Найди, о чем расскажу», «Где мы растем?», «К дереву беги», «С какого дерева лист?», «С какого куста плоды?».
В центре природы имеются:
- Коврограф
- Глобус
- Карты России, мира в различных вариациях
- Календарь природы, календарь погоды
- Комнатные растения с указателями, алгоритмами ухода за комнатными растениями, инвентарь ухода за комнатными растениями (лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки и т. д.)
- «Книжки-малышки», изготовленные детьми для наблюдений за погодой, природой, посадками
- Продукты детского творчества: грибы, фрукты, овощи, ежи, домашние и дикие животные, животные жарких и холодных стран, зимующие птицы, насекомые.
- Импровизированный аквариум
Для сюжетно-ролевых игр воспитанники группы используют детские фотоаппараты, транзисторы, фонарики, компасы, карты (нарисованные детьми), продукты детского творчества.
Оснащение центра «Экология» меняется в соответствие с тематическим планированием образовательного процесса и сезонными изменениями.
Успеха в экологическом воспитании можно достигнуть только систематической, последовательной от простого к сложному совместной с детьми деятельностью. Важно уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей заинтересованность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы МКДОУ д/с № 381 по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде...
Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хоро...
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хоро...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Задачи поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат - формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологич...
Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО.
Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО....