"Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями"
консультация (средняя группа) на тему
В статье приводится практический материал по организации и проведению игр на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ. Статья предназначена для воспитателей работающих с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: В статье приводятся практический материал по организации и проведению игр на развитие мелкой моторики. Систематизированы принципы работы над развитием мелкой моторики у детей с ОВЗ. Статья предназначена для воспитателей работающих с детьми ОВЗ .
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
На протяжении многих лет работы в ДОУ мною была выявлена закономерность, что у большинства детей дошкольного возраста с ОВЗ отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом и речевые навыки развиты недостаточно, часто речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Многочисленные исследования ученных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем. В настоящее время возрастает значение здоровьесберегающих технологий для детей, направленных на подготовку качественно нового учебно – воспитательного процесса в современном образовательном учреждении, который поможет сформировать и обеспечить создание нового фундамента здоровья детей. Поможет им овладеть знаниями, навыками и умениями, которые помогут ребенку адаптироваться к полноценной жизни. В своей статье я пытаюсь дать обзор тех методов и приемов развития мелкой моторики, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики, рисование и раскрашивание картинок, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций и многое другое. Пальчиковые игры являются одним из самых доступных видов работы по развитию мелкой моторики. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. О пальчиковых играх можно говорить, как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. В пальчиковых играх используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих игр. Пальчиковые игры условно разделяются на группы. Деление на группы связано с использованием наглядности и атрибутики.
1 группа – пальчиковые игры без предметов; 2группа – пальчиковые игры с использованием атрибутов; 3группа – пальчиковые игры с предметами; 4группа – тактильные игры; 5группа – гимнастические игры; 6группа –творческие игры; Пальчиковые игры без предметов Гризик Т.И.,Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет.-М.:Просвещение,2007.-221с. В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки; сопровождает действиями пальчиков стихами, содержащими указания, что нужно делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются при непосредственном участии педагога. Игра «Мальчик – осьминог» Цель: развивать содружество пальцев рук. Пальцы в полусогнутом виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино, с одновременным продвижением вперед-назад. Упражнение сопровождается чтением стихотворения: «Это мальчик-осьминог,
У него так много ног. Успевает он везде, И в учебе, и в труде. Потому что осьминожка- Это просто многоножка». Пальчиковые игры с использованием атрибутов. В играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки, на каждом пальчике которых вышиты глазки, носик, ротик, используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Игра «Физкультурник» Цель: развивать ловкость и дифференцированность движений рук. На основание среднего и безымянного пальцев надевают головку человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы – это ножки, указательный палец и мизинец – руки. Большой палец прижат к ладони. «Физкультурник на дорожке
Тренирует свои ножки.
Высоко их поднимает
Бодро, весело шагает.
Руки вниз, затем вперед,
Прыгнул, сделал поворот.
Физкультурой заниматься
Любит маленький народ». Выполняется показ выполнения упражнения. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательным для детей я использую бельевые прищепки, которые не только развивают мелкую моторику ребенка, но и творческое воображение, логическое мышление, закрепляют знания цвета, счета. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике «Солнышко»: лучики к солнцу, дети учатся находить закономерности, умение составлять лучики солнышка в определенном порядке чередуя прищепки по цвету (красная, желтая, красная, желтая; красная, красная, желтая). Задания детям предлагаются по мере усложнения, сначала по показу, по готовому образцу, затем по словесной инструкции, а уже потом дети должны определить закономерность. Игры с прищепками являются одним из видов пальчиковых игр. Они очень нравятся детям. В своей работе с детьми использую бросовый материал – крышки от пластиковых бутылок. Их можно использовать, как раздаточный материал, собрав крышки разных цветов ( синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые) и изготовить несложные дидактические игры например такие как: «Машина», «Математические елочки», «Светофор». Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. С помощью родителей создана коллекция семян. Дети рассматривают семена: определяли форму, цвет, величину; сравнивают. При помощи семян можно изготовить поделки, украшать вазы, тарелочки. Дети с удовольствием играют в такую игру, как «Покорми свинку». На литровую пластиковую бутылку одет чехол свинки, открутив пробку дети с удовольствием» «кормят» свинку, которая проголодалась .( в бутылку насыпаем фасоль, дети берут по одному семени фасоли и кладут в отверстие рта). «Игровой квадрат» - один из «инструментов» замечательной коллекции развивающих игр педагога – изобретателя Вячеслава Воскобовича. Он умеет превращаться в разные предметы и попутно « сообщает» детям о различных геометрических свойствах фигур. «Игровой квадрат» предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков. Об этом квадрате обоснованно сказано «Великий квадрат не имеет предела». Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Таким образом, как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольники начинают хорошо владеть карандашом, появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, развивается речь . Дети обретают уверенность в своих действия. У них формируются необходимые умения. Дети обретают уверенность в своих действия. У них формируются необходимые умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульное оригами - средство развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями
Статья знакомит с основными приемами складывания бумаги (модульного треугольника), обучает различным приемам работы с бумагой, при работе с которой формируется мелкая моторика рук, точные движения пал...
Арт-терапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных м...
Что такое мелкая моторика? Значение развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
что такое мелкая моторика...
Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...
Статья на тему:РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИЗагуменная Александра Сергеевна, МКДОУ БГО Детский сад №20комбинированного вида,zagu1995199...
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья «Пальчиковый игротренинг».
В процессе формирования речи у детей с ограниченными возможностями здоровья могут возникнуть трудности и это является основанием для развития мелкой моторики....