Что такое мелкая моторика? Значение развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Галина Анатольевна Николаева

что такое мелкая моторика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое мелкая моторика? Значение развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья

Мелкая (тонкая) моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь. Ученые установили закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики у детей положительно влияет на интеллектуальное развитие ребенка, совершенствуется его координация движений.

Роль пальчиков в развитии ребенка была известна очень давно. Талантливыми людьми из народа еще в незапамятные времена были созданы детские потешки, такие, как «Ладушки», «Сорока-белобока», и другие. В этих потешках мать или няня заставляли работать пальчики ребенка.

Развитие моторики начинается еще в младенчестве  -  с хватания предмета ладошкой целиком, а затем постепенно совершенствуется. Ребенок перекладывает предметы из руки в руку, учится правильно держать ложку, пробует  рисовать. Моторные  навыки развиваются и ребёнок всё чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. В младшем дошкольном возрасте ребенок может выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Также важно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Развитию моторики способствуют рисование, лепка, вырезание, конструирование, изготовление поделок из бумаги и природного материала, мозайки, различные упражнения для развития тактильной чувствительности и скоординированных движений пальцев и кистей рук. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей вспоминают  только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому важно как можно раньше начать с малышом работу по развитию мелкой моторики.

Родители должны помнить:

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Занятия должны приносить малышу  радость. Только в этом случае они принесут пользу.

Рекомендуют, чтобы занятие с ребенком по продолжительности не занимало более 15 минут.

На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.

К последующим упражнениям следует переходить, усвоив предыдущие.

Не отступайте, если задания покажутся трудными, и не все будет получаться.

А самое главное - не забывайте хвалить ребенка.

В этом разделе мы хотим вас познакомить с играми и упражнениями для развития мелкой моторики, которыми можно заниматься с ребенком дома.

Список литературы:

  1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.  Программа воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста.
  2. Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  3. Кирюшкина Т.В. Программа работы по системе М. Монтессори кружка «Умелые ручки» для детей 2-6 лет. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
  4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - Санкт-Петербург НОУ «СОЮЗ», 2005
  5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург «Лань», 1996
  6. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – АСТ, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У многих детей с проблемами развития отмечается: - недостаточность двигательных навыков: - скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; - недоразвитие ме...

Рекомендации по развитию ручной моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются значительные трудности в развитии хватания, в развитии соотносящих действий, в подражании движениям рук, в развитии движений пальцев и кистей...

Арт-терапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных м...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИЗагуменная Александра Сергеевна, МКДОУ БГО Детский сад №20комбинированного вида,zagu1995199...

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья «Пальчиковый игротренинг».

В процессе формирования речи у детей с ограниченными возможностями здоровья могут возникнуть трудности и это является основанием для развития мелкой моторики....