Конспект по познавательному развитию в разновозрастной группе (5-7) "Бумага"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Жардан Ольга Константиновна

дать первоначальные знания об изобретении бумаги и её свойствах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bumaga.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: дать первоначальные знания об изобретении бумаги и её свойствах.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое  развитие».

I. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Развивающие задачи:

 - Развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности,

наблюдательность, умение анализировать и делать простейшие умозаключения.

Образовательные задачи:

 - Закрепить умение определять качество бумаги на ощупь (гладкость, прочность, толщина),

 - Помочь детям с помощью разнообразных опытов  определить некоторые свойства бумаги.

Речевые задачи: 

 - Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.

 - Развивать умение точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли в речи.

Воспитательные задачи:

 - Воспитывать умение отвечать на вопросы воспитателя, не перебивая товарищей; умение аккуратно и быстро выполнять практические задания.

 - Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, воспитывать бережное отношение к природе.

Здоровьесбережение:

 - Удовлетворить двигательную потребность дошкольников посредством динамической паузы.

 - Формировать у детей стремление следить за своей осанкой в течение всей ОД.

Предварительная работа:

Ознакомление с некоторыми свойствами бумаги в продуктивной деятельности (аппликация, конструирование, рисование); беседы: «Откуда к нам бумага пришла?», «Беречь бумагу – беречь леса»; д/и «Что из чего».

Здоровьесбережение:

 - Удовлетворить двигательную потребность дошкольников посредством динамической паузы.

 - Формировать у детей стремление следить за своей осанкой в течение всей ОД.

II. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

1.     Подготовка воспитателя: конспект ОД, подготовка  оборудования и материалов для проведения опытов.

*для детей: фартуки с нарукавниками, камешек, бумага А4, бумажный кружок (размером с монетку), монетка, два стакана с водой, ножницы, пластиковая ложечка, бумажная салфетка (Количество материала соответствует  количеству детей).

 2.   Предварительная работа:  Ознакомление с некоторыми свойствами бумаги в продуктивной деятельности (аппликация, конструирование, рисование); беседы: «Откуда к нам бумага пришла?», «Беречь бумагу – беречь леса»; д/и «Что из чего». 

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Продуктивная

Практическая работа детей (опыты с бумагой), показ образца действия, подсказка,  напоминание, поощрения.

        Игровая

 

Речевая

Загадка, вопросы воспитателя, поощрения, пояснения, напоминания, подсказка, опрос, рассказывание по мнемотаблице.

Трудовая

Подготовка материалов к занятию, уборка материалов после занятия.

        Двигательная

Подвижная игра  «Клеевой ручеёк».

                                         Логика образовательной деятельности

Час

ти

НОД

Методы и приёмы

Содержание НОД

                                              Вводная  часть

Словесно – наглядные

Художественное

слово

Опрос

Практическая

      д - сть детей

Опрос

 - Ребята, отгадайте загадку:

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная...

(бумага)

-Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т.д.)

 - Какие виды бумаги вам известны? (писчая, гигиеническая, картон, обёрточная, офисная, наждачная и т. п.)

    Первичное обследование бумаги (тактильное и визуальное) 

- Сегодня мы рассмотрим некоторые свойства бумаги на примере офисной бумаги. Возьмите лист бумаги в руки и скажите, какая бумага на ощупь? (Гладкая) Какой толщины? (Тонкая) Имеет форму? (Прямоугольной формы).

Основная    часть

Исследование

Практикум

Опрос

   Напоминание

Показ образца

действий

Указания воспитателя

Подсказка

Наводящие

вопросы

 Опыт 1: Бумага лёгкая или тяжёлая?

 - Возьмите в одну руку монетку, а в другую бумажный кружок. Нужно одновременно бросить на пол эти предметы. Какой предмет упал раньше? (Монетка) Почему бумажный кружок упал позже? (Потому что он бумажный,лёгкий) Имеет форму? (Прямоугольной формы).

Опыт 2: Структура бумаги.                                             - Возьмите полоску бумаги и разорвите её. Рассмотрите края по линии разрыва.  Края ровные? (Нет) Видны ворсинки, направленные в различные стороны. Проведённый опыт подтверждает волокнистость структуры бумаги.

Опыт 3: Что можно делать с бумагой?                           - Согните лист пополам, так, чтобы углы совпали, затрите линию сгиба, сложите ещё раз пополам, затрите линию сгиба и разверните лист. Что мы сейчас делали с бумагой? (Сгибали). Делаем вывод – бумагу можно сгибать. Разрежьте лист по линиям сгиба ножницами.  Что  вы  сейчас делали? (Разрезали бумагу). Делаем вывод – бумагу можно разрезать ножницами.  Сколько частей получили? (Четыре) Возьмите один прямоугольник и согните пополам, затрите линию сгиба, разрежьте ножницами по этой линии. У вас получилось две полоски. Одну отложите, а вторую сомните в ладошке. Что произошло с бумагой? (Бумага стала мятой). Делаем вывод – бумагу можно сминать. Теперь разверните полоску и попробуйте разорвать. Легко ли рвётся бумага? (Легко). Делаем вывод – бумагу можно рвать. Эти свойства мы используем в аппликации,  в конструировании, когда что – то мастерим из бумаги.                                                 

     Опыт 3: Отношение к воде.                                          – Возьмите кусочки бумаги и опустите в стаканчик с водой, размешайте ложечкой. Бумага растворилась в воде? ( Нет). Делаем вывод. Бумага в воде не растворяется, но меняет форму, структуру, пропитывается водой (превращается в кашицу).  Вода размягчает бумагу.   Поэтому                                  

Основная       часть

                       

Рассматривание

Наблюдение

     

 

Динамическая

пауза

Опрос

      Беседа

книги и другие предметы, сделанные из бумаги нужно оберегать от попадания на них воды, держать в сухом месте.

                                 

       Динамическая пауза: «Клеевой ручеёк» (подвижная игра на развитие коммуникативной комптенции – каждый ребёнок согласует свои действия с действиями других играющих). 

 Ход игры. Звучит игровая музыка. Дети выстраиваются друг за другом («паровозиком») Впереди стоящий ребёнок ведёт «клеевой ручеёк» за собой между препятствий (столы, стулья). Задача играющих не отцепиться друг от друга –

«клеевой ручеёк» не должен прерваться.

- Мы с вами узнали, что бумага непрочная. Может ли бумага стать прочней? Для этого мы проведём следующий опыт.

      Опыт 4: Сильная бумага.                                   - Этот опыт демонстрирует зависимость физических свойств бумаги от её формы. Нам нужны две опоры.  В нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху полоску бумаги и посередине кладём камешек. Что произошло с камешком? Правильно, он падает между стаканами. Теперь берём эту бумажную полоску и складываем её гармошкой. Гармошку кладём на стаканы и сверху кладём камешек. Теперь камешек устойчиво лежит на полоске.

Заключительная

часть

Словесно – наглядные

Мнемотаблица

Опрос

Напоминание

Подсказка

 - Мы с вами провели несколько опытов с бумагой        В которых мы узнали о некоторых её свойствах. А рассказать о них нам поможет вот эта таблица.        - Цвет; размер; форма; лёгкая или тяжёлая; структура; что можно с бумагой делать; отношение к воде; может ли бумага быть прочной

Вызванный ребёнок рассказывает о свойствах бумаги по символам мнемотаблицы, остальные внимательно слушают и дополняют.                          - Молодцы. (Дежурные убирают со столов оборудование и материалы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе для детей 5-7 лет "Путешествие по стране математики"

Конспект  организованной  образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе для детей 5-7 лет "Путешествие по стране математики"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Бумага и ее свойства»

Тема: «Бумага и ее свойства»Цель: Формирование представлений детей о бумаге и её свойствах.  Задачи:Развивающие: развивать представления детей о бумаге и её свойствах, ...

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 4 до 6 лет на тему: «Что такое ветер»?

Цель: продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его особенностях, значении для человека и окружающего мира.Задачи:Образовательные:Закрепить и упорядочить накоп...