"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".
статья на тему

Голубятникова Евгения Анатольевна

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

"Влияние  мелкой моторики рук на развитие  речи  детей младшего дошкольного   возраста".

материал подготовлен

воспитателем

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

№2 «Рябинка»

Голубятниковой Евгенией Анатольевной

Малоярославец, 2017г.

Содержание.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы. ------------------------------  3

Глава 2. Актуальность данного опыта. ------------------------------------------- 6

Глава 3. Условия возникновения и становления опыта. ---------------------- 7

Глава 4. Технология опыта. ------------------------------------------------------- 9

     Заключение. -------------------------------------------------------------------------- 13

Список литературы. ---------------------------------------------------------------- 14

Приложения.

«Руки дают человеку голову,

 затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

Глава 1

Теоретическое обоснование проблемы

   Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из важных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

    Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом, психологическом развитии, с отклонениями речевого развития. Проблемы моторного психического и речевого развития

ребенка часто проявляется уже в раннем и младшем дошкольном

возрасте. В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, педагогов, дефектологов.    Ранний возраст является уникальным стратегически важным для всего последующего умственного, речевого, эмоционального развития ребенка.

      Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

   Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

     Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в ФГОС ДО представлены в виде целевых ориентиров, где говорится:

«ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

 у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».

    На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. 

      Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно - кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

     По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

 В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

    Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие). 

     На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Поскольку в этом возрасте ведущей деятельностью является игра, то пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика будут идеальным средством  для развития речи. От двигательной активности пальцев рук зависит развитие головного мозга, дети быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, скорее успокаиваются после стрессов.

 Что такое мелкая моторика?

        Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной,     мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

          К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

         Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Глава 2

Актуальность данного опыта

    Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

    Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

Глава 3

Условия возникновения и становления опыта

  Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Предполагаемый результат:

Усовершенствована предметно – развивающая среда;

 Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Использовали следующие методы и приемы работы:

Словесный   метод.

     Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

      В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними.

Практический метод.

      Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения,  предлагают выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, давая единичные указания.

Игровой метод.

    Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.  Игровые приемы, помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

   Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Глава 4

Технология опыта

Работа  велась в несколько этапов:

I этап – подготовительный

  • изучение научно-методической литературы по данной теме;
  • оформление картотеки пальчиковых игр;
  • консультации для родителей;
  • пополнение  предметно развивающей среды:
  • сухие бассейны со сменными наполнителями;
  • пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
  • контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, шишки ребристые палочки);
  • набор прищепок;
  • мякиши-ежики;
  • шнурки с узелками;
  • шары и подушечки с нашитыми на них пуговицами;
  • игры-шнуровки;
  • игры-рамки со вставными деталями;
  • наборы конструктора «Лего»;
  • наборы небольших игрушек;
  • пальчиковый, варежковый театр;
  • театр на карандашах и палочках от мороженного;
  • наборы счетных палочек;
  • дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
  • наборы геометрических фигур;
  • мячи разного диаметра.

II этап  - диагностический

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук.

Критерии диагностики:

1. упражнение «Фонарики»,

2. сжимание и разжимание кулачков,

3. потирание кулачков,

4. сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

III этап – практический

  • Коррекция плана работы по развитию мелкой моторики.
  • Работа через взаимодействие с  родителями.

IV этап – заключительный

  • Анализ достижения цели и полученных результатов.
  • Определение дальнейших направлений работы.
  • Презентация опыта работы

При выстраивании педагогического процесса учитывались следующие принципы:

  • Принципы доступности и индивидуальности

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

  • Принципы последовательности и систематичности

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Далее учитывается систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

  • Принцип связи с жизненным опытом

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время  одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

  • Принцип наглядности

      Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные  дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Большое внимание уделено построению предметно-развивающей среде. Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка.    Каждый предмет в группе может стать развивающим.  Постарались создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе  создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.  

    Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, разноцветными счетами, скользящей дорожкой. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.

   В группе  имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых  сделаны самостоятельно и с помощью родителей, шнуровки, прищепки, дидактические сенсорные коврики.

Была выстроена система работы через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.

Работу с детьми проводили по следующим направлениям:

  • пальчиковые игры,
  • игры с предметами,
  • дидактические игры.

Игре придавали большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

 Виды игр  для развития мелкой моторики.

 Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
  • насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
  • рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
  • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание.

  Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Заключение

     Как мы выяснили, функция руки и речь развиваются параллельно.  Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи ребенка дошкольного возраста

В итоге, можно  сделать выводы:

  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
  • Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
  • Ребенку  предлагается простая, короткая, точная инструкция.
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Список литературы

- Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.

-Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

-Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Автор материала: Плешкова Ольга Николаевна

Интернет- ресурсы

Приложение1

Семинар-практикум для родителей

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

Предварительная работа:

- подготовить выставку литературы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей».

-оформить выставку дидактических пособий для развития мелкой моторики.

На данном практикуме родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, пинцет, пипетка, различные шнуровки, «сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом или фасолью, разносы с сыпучими материалами, карандаши, различные виды мозаики  и т.д.

- Уважаемые родители!

Глядя на предложенный материал на ваших столах, Вы все догадались, какова тема нашего практикума. Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».  «Ум ребенка – в пальчиках»

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,  гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

        Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

        Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

           Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

             Моя семья

  Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

           Капуста

Что за скрип?   (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст?   (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

         На выставке мы представили Вам многообразие литературы о значении и содержании пальчиковой гимнастики. Подборку  некоторых игр для работы с детьми мы для Вас подготовили.

        Развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

        Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.  

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".   Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо  по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».  

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем  горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.  

Игры с пробками от бутылок

        Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание  носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

 Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и,  вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

         Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

          Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

        Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

      Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

        Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование  пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

        Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

       Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших  психических функций, развитию пространственных ориентировок.

                Для того  чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Играть с пальчиками рук можно  дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.

Приложение2

Упражнения с пальчиками

1.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура!  (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

2.

Быстро тесто замесили,

На кусочки разделили,  (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки)

Раскатали все кусочки   (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола)

И слепили пирожочки  (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)

Пирожки с вареньем

Всем на удивленье   (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки)

3.

Нарядили ребятки

Свои пальцы в перчатки.   (растопыриваем пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо всех пересчитать.  (поочередно сгибаем все пальцы)

Десять пальцев - как отряд,

И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

4.

Разотру ладошки сильно       (растираем ладони)

Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим   движением доходят до ногтевой фаланги)

 (затем руки я помою… («моют руки»)

пальчик в пальчик я вложу…  (пальцы складывают в «замок»)

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики  (расцепляют пальчики и перебирают ими).

5.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.

6.

Комарики

(Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями):

Дарики-дарики,   (хлопаем в ладоши)

Вот летят комарики, З-з-з!  (складываем пальцы рук в щепоть)

Вились, вились, (вращаем кистями рук)

Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились!

(пощипываем малыша за ушко).

Попросите ребенка побыть «комариком».

Сапожник

Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат гвозди, другой —  молоток. При этом читайте стихотворение:

Мастер, мастер,

Помоги —

Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди —

Мы пойдем сегодня

В гости!

Игра способствует развитию мелкой моторики,  координации движений.

Упражнение с карандашом

(лучше использовать карандаш – шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Дружные пальчики

(немецкая народная игра)

Сожмите в кулак пальцы одной руки. Читая немецкую народную потешку, медленно по одному разгибайте их, начиная с мизинца.

В конце игры снова поочередно сожмите пальцы в кулак, большой палец — сверху.

Этот мальчик маленький,                                       этот - указательный,

Мизинчик удаленький.                                           Пальчик замечательный.

Безымянный - кольцо носит,                                  Большой палец, хоть не длинный,

Никогда его не бросит.                                            Среди братьев самый сильный.                                    

Ну а этот - средний, длинный,                                Пальчики не ссорятся,

Он как раз посередине.                                            Вместе дело спорится.

Приложение3

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

- Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами,  карандашами, ручками, фломастерами.

-«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Используйте с  детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

-Организуйте игры с пластилином, тестом.

-Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

-Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

-Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).

-Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

-Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

-Запускайте пальцами мелкие волчки.

-Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

-Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!  

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Литература:

- Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.

-Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

-Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Автор материала: Плешкова Ольга Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская академия "Развитие мелкой моторики рук у ребенка младшего дошкольного возраста"".

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок умел логически рассуждать, чтобы у него были достаточно разв...

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

Развитие мелкой моторики у детей в младшем дошкольном возрасте.

Мелкая моторика и ее влияние на развитие спихических процессов....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ИГРАЕМ В КУБИКИ»

Программное содержание.1. Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать по ней на вопросы педагога. Формировать словарь по теме.2. Развивать мелкую моторику рук.3. Учить строить из кубиков дорожку, п...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются п...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...