Родительская академия "Развитие мелкой моторики рук у ребенка младшего дошкольного возраста"".
материал (младшая группа) на тему
Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок умел логически рассуждать, чтобы у него были достаточно развиты память и внимание, и связная речь. Поэтому в помощь родителям организовали родительскую академию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительская академия «Развитие мелкой моторики рук у ребенка младшего дошкольного возраста».
Цели: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
2. обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи младшего дошкольника;
3. научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Подготовительная работа:
- Организация выставки рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности (рисунки, аппликаций, поделок из пластилина);
- Изготовление приглашений на родительское собрание;
- Подбор картотек с пальчиковыми играми;
- Оформить фотовыставки (фоторепортажи) «Мы немного отдохнем, и опять играть начнем» (игры с конструктором, мозаикой);
- Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
- Создать мультимедийный фильм «Цветные клубочки в руках у сына и дочки» (сматывание цветных ниток в клубочки); «Игры с конструктором».
Оборудование:
- Плакаты с высказываниями:
«Ум у ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский)
«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант).
- Листы цветной бумаги
- Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук
- Мультимедийная установка для показа фильма
- Ширма с фотографиями играющих детей
- Ширма с продуктами детской деятельности (рисунки, аппликация)
Участники:
- Воспитатели
- Родители
Ход собрания:
Организационная часть.
Воспитатель: На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку про …, и для Вас приготовила:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать? (пальцы).
Вы догадались? Правильно, речь идет о пальцах. Тема нашего сегодняшнего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка.
Предлагаю Вам посмотреть выставку работ детей нашей группы (просмотр детской продукции).
Основная часть.
1.Сообщение воспитателя «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка».
Очень часто вы спешите, усаживая ребенка «штриховать». А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что еще хуже, начинает бояться всего, что связано со «штриховкой», прописью. Лучший способ подготовить руку ребенка к письму – игра. Почему так важно подготовить руку ребенка к письму. Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работы по развитию мелкой моторики рук должна начаться с младшего дошкольного возраста. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи:
- Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
- Готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать много проблем школьного обучения.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
- Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга
- В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Пальчик, пальчик – где ты был?», «Сорока» и т.д.), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.).
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» (обратить внимание участников на плакаты с высказываниями великих людей). Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей.
Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
2. «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка».
Для развития мелкой моторики рук, а так же детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли-игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с детьми пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок».
Мастер – класс (заранее подготовлены родители).
Кистью и пальцами рук ребенок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами.
Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая. В настоящее время приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному: бабочка, пчелка, зайчик, цветы, рыбка, прыгающий лягушонок,- и так до целой сказки с несколькими персонажами. Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребенком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.
- Раздать родителям листы бумаги и показать несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью техники оригами.
Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребенком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу и покажу, о других формах такого развития, их можно и нужно применять дома:
- Работа с раскрасками – штриховка (обратить внимание на выставку детских работ, закрашивание – штриховка);
- Игры с конструктором;
- Лепка из пластилина и глины, теста;
- Сматывание цветных ниток в клубочки (пригласить родителей рассмотреть фотовыставку);
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки Монтессори, сенсорное панно, «Волшебные горшочки» и т.д.)
Подробнее остановлюсь на играх – шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широки. Эти игры:
- Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
- Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание, шнуровка на бант);
- Способствуют развитию речи;
- Развивают творческие способности;
- Косвенно готовят рука к письму и развивают усидчивость.
Познают мир руками не только крохотные малыши – игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев, полезны и старшим дошкольникам.
Мария Монтессори почти сто лет назаддавала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки – и руки развивает, и сосредоточиться учит, и в жизни пригодится. Нам в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпками. Можно просто купить игру – шнуровку – набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговиц, или какого-нибудь еще деревянного предмета с дырками.
Игра – шнуровка с родителями (с песочными часами).
Разнообразная самостоятельная практическая деятельность по развитию мелкой мускулатуры рук не только оказывает ценное развивающее воздействие на личность дошкольника, но и готовит к овладению письмом. Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить мелкую мускулатуру рук.
Предлагаю ознакомиться с калейдоскопом интересных игровых упражнений для развития мелкой моторики рук (а также воспитатель вручает каждому участнику памятку «Развитие у ребенка мелкой моторики рук).
Воспитатель показывает фильм «Мы строители» (игры детей с конструктором или мозаикой).
Беседа после просмотра: А теперь позвольте спросить:
-Что нового Вы узнали на собрании?
- Какие выводы Вы для себя сделали?
- Есть ли у Вас дополнительные вопросы по теме?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».
ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...
Развитие мелкой моторики у детей в младшем дошкольном возрасте.
Мелкая моторика и ее влияние на развитие спихических процессов....
Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
ОбесОбеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики рук у ребенка, как неотъемлемой части его жизни.печить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики рук ...
Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...
родительское собрание "развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
родительское собрание в младшей группе...
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе
Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...