Программа «Играй-ка» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста) (часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений)
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

1.1Актуальность Программы

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?

Многие взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в старшем дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимание, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать и обосновывать причинно-следственные связи. Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у дошкольника сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Одним из средств познавательного развития детей являются развивающие игры. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развития словесно-логического мышления дошкольников.Игра - главная ведущая деятельность ребенка, средство познания окружающего мира, это сама жизнь. Игра - это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребенок переносит ее в игру. Ребенок играет и учится. Вот на этом и основано активное внедрение игры в детскую деятельность. Игра-средство гармонизации и обогащения – детско - родительских отношений.

Педагогическая целесообразность Программы – средствами развивающих упражнений, создать условие для максимального развития познавательной сферы обучающихся. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий позволит активизировать познавательную деятельность воспитанников.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 комбинированного вида»

Принята на                                                                        Утверждена

педагогическом совете                                                Приказ № 25 от 31.08.2021

Протокол № 1 от 31.08.2021

Программа «Играй-ка»

(развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста)

(часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений)

 

Срок реализации 2 года


Содержание

I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1        Пояснительная записка        3

1.2        Актуальность Программы        3

1.3        Цели и задачи Программы        4

1.4        Принципы и подходы к реализации Программы        4

1.5        Возрастные особенности детей        5

1.6        Сроки реализации Программы        7

1.7        Ожидаемые результаты освоения программы        7

1.8        Система оценки результатов освоения вариативной Программы        7

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.        8

2.1.        Перечень тем по Программе «Играй-ка» на 1-ый год обучения        8

2.2.        Перечень тем по Программе «Играй-ка» на 2-ой год обучения        11

2.3.        Формы, методы и средства реализации Программы        15

2.4.        Организация работы с родителями        15

III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        16

3.1.        Условия реализации Программы        16

3.2.        Создание развивающей предметно-пространственной среды.        18

3.3.        Методическое обеспечение Программы        18

3.4.        Дидактическое обеспечение.        18

3.5.        Приложения        19


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Авторская Программа «Играй-ка» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста) (далее Программа), входит в состав вариативной части Основной образовательной программы. Место Программы - в части, формируемой участниками педагогических отношений.

Программа разработана воспитателем Стрельченко Ольгой Николаевной.

Программа разработана с учётом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей детей и запросов родителей, определяет цель, задачи, планируемые результаты в виде целевых ориентиров, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Программа «Играй-ка»» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста), разработана в соответствии:

  • с требованиями ФГОС дошкольного образования,
  • с использованием методических материалов курсов повышения квалификации:
  1. Центр развития игр и методик» «Игровые технологии развития детей дошкольного возраста. Развивающие игры Воскобовича», 36 часов, 2010.
  2. Центр интеллектуального развития «Веда». «Использование технологии Сказочные лабиринты игры (развивающие игры В. Воскобовича) в педагогической практике», 40 часов, 2003.
  3. Семинар ЛОИРО. «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста, 42 часа, 2001.
  4. ЛОИРО КПК. «ТРИЗ в дошкольном учреждении», 72 часа, 2000.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам дошкольного образования».

Программа представлена системой использования развивающих игр в образовательной работе с детьми. Отличительной особенностью Программы является набор комплексно разработанных заданий на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, предпосылок учебной деятельности, используемых в совместной деятельности детей и взрослых. Задания носят игровой (не учебный) характер.

  1. Актуальность Программы

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?

Многие взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в старшем дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимание, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать и обосновывать причинно-следственные связи. Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у дошкольника сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Одним из средств познавательного развития детей являются развивающие игры. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развития словесно-логического мышления дошкольников.

Игра - главная ведущая деятельность ребенка, средство познания окружающего мира, это сама жизнь. Игра - это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребенок переносит ее в игру. Ребенок играет и учится. Вот на этом и основано активное внедрение игры в детскую деятельность. Игра-средство гармонизации и обогащения – детско - родительских отношений.

Педагогическая целесообразность Программы – средствами развивающих упражнений, создать условие для максимального развития познавательной сферы обучающихся. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий позволит активизировать познавательную деятельность воспитанников.

  1. Цели и задачи Программы

Цель: содействие гармоничному речевому и умственному развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учетом психофизических и индивидуальных особенностей детей через развивающие игры.

Задачи:

  1. Формировать умение классифицировать, обобщать, сравнивать.
  2. Развивать измерительные навыки, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, умение кодировать и декодировать информацию, конструктивные и комбинаторные способности, мелкую моторику рук, пространственные представления.
  3. Учить планировать свои действия, действовать в соответствии с заданными правилами, учить детей сочинять творческие рассказы.
  1. Принципы и подходы к реализации Программы

Принципы ФГОС ДО

Педагогические ориентиры

Реализация Программы в формах, специфических для детей данного возраста

  • возрастная адекватность образования (соответствие условий, методов возрасту и особенностям развития детей).
  • на ведущие виды деятельности (игра – в дошкольном).
  • реализация Программы в форме игры, познавательной, исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
  • поддержка инициативы детей в разных видах деятельности, самостоятельности, опора на активность ребёнка.
  • формирование познавательных интересов и действий в различных видах деятельности.

Гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
  • развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс.
  • создание оптимальных условий для позитивной социализации воспитанников.
  • приобщение к социокультурным нормам и традициям.
  • организация разнообразных культурных практик взаимодействия взрослых и детей на основе общего дела.

Принцип развивающего образования как важнейший дидактический принцип.

  • сохранение лучших традиций дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности.
  • признание ведущей роли педагога.

Интеграция и комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

  • организация целостного интегрированного процесса взаимодействия на определённую тему с объединением содержания различных образовательных областей.
  • комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.
  • интеграция детских видов деятельности, интеграция деятельности специалистов.

  1. Возрастные особенности детей

Возрастные особенности развития детей с 5 до 6 лет (старшая группа)

На шестом году жизни продолжают развиваться устойчивость, переключаемость внимания. Наблюдается переход от не произвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно – логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активации.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2000 рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к книгам и фильмам.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предлагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Возрастные особенности детей с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы 9 точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. Ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель.

В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации (свадьбу, рождение ребенка, болезнь и т.д.).

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

  1. Сроки реализации Программы

Срок реализации Программы «Играй-ка»» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста) – 2 года.

Программа предусматривает возможность корректировки ее содержания.

  1. Ожидаемые результаты освоения программы

В результате реализации Программы «Играй - ка» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста) дети могут научиться:

  1. Классифицировать, обобщать, сравнивать.
  2. Измерять предметы условной меркой.
  3. Кодировать и декодировать информацию.
  4. Конструировать и комбинировать.
  5. Ориентироваться в пространстве.
  6. Осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, планировать свои действия, сочинять творческие рассказы
  1. Система оценки результатов освоения вариативной Программы

Оценка результатов освоения Программы будет связана с проведением педагогического мониторинга, мониторинг проводится в процессе наблюдения реального поведения ребёнка, результаты наблюдений будут получены в естественной среде: во время бесед с педагогом, при выполнении заданий, в ходе общения со сверстниками и др.

Мониторинг проводится 2 раза в год: первый раз в сентябре (первичный), второй раз в мае (итоговый).

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает.

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

5 баллов - ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Оценка полученных результатов:

Менее 2,2 - выраженное несоответствие развития ребенка возрасту.

От 2,3 до 3,7 - наличие проблем в развитии ребенка.

Более 3,8 - нормативный вариант развития.

Критерии мониторинга по Программе.

  1. Различает фигуры по величине, цвету, форме, толщине, размеру (блоки Дьнеша).
  2. Умеет измерять длину с помощью условной мерки (Палочки Кюизенера).
  3. Составляет целое из частей (Чудо-соты, Чудо-крестики).
  4. Конструирует по предложенной схеме (Математический планшет, Прозрачные льдинки, Колумбово яйцо).
  5. Ориентируется в пространстве (Прозрачная цифра, Конструктор цифр).
  6. Может работать с мелкими деталями (головоломки, конструктор цифр, соты, крестики).
  7. Умеет сочинять творческие рассказы.
  8. Проявляет интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  1. Кодирует и декодирует информацию (Блоки Дьенеша).
  2. Умеет измерять длину предметов с помощью условной мерки (Палочки Кюизенера).
  3. Составляет изображения по схеме и по воображению (Чудо-соты, Чудо-крестики).
  4. Понимает значение символов, знаков, читает схему.
  5. Умеет выполнять действия по словесной инструкции.
  6. Умеет сочинять творческие рассказы по созданному изображению.
  7. Проявляет заинтересованность к познавательно-исследовательской деятельности, достигает поставленной цели.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

При разработке Программы «Играй-ка»

  1. Перечень тем по Программе «Играй-ка» на 1-ый год обучения

неделя

ТЕМА

Время занятия для детей 5-6 лет

1

1

Диагностика

25 мин

2

2

Диагностика

25 мин

3

3

Логические блоки Дьенеша

25 мин

4

4

Логические блоки Дьенеша

25 мин

5

5

Логические блоки Дьенеша

25 мин

6

6

Логические блоки Дьенеша

25 мин

7

7

В. Воскобович «Чудо - Соты»

25 мин

8

8

В. Воскобович «Чудо - Соты»

25 мин

9

9

Танграм

25 мин

10

10

Математический планшет

25 мин

11

11

Математический планшет

25 мин

12

12

«Конструктор цифр»

25 мин

13

13

Палочки Кюизенера.

25 мин

14

14

Математический планшет

25 мин

15

15

Палочки Кюизенера

25 мин

16

16

Палочки Кюизенера

25 мин

17

17

Головоломка «Колумбово яйцо»

25мин

18

18

Математический планшет

25 мин

КАНИКУЛЫ

19

19

Нетающие льдинки озера Айс (Прозрачный квадрат)

25 мин

20

20

Нетающие льдинки озера Айс (Прозрачный квадрат)

25 мин

21

21

Логический экран

25 мин

22

22

Логический экран

25 мин

23

23

Палочки Кюизенера

25 мин

24

24

В. Воскобович «Чудо - Соты»

25 мин

25

25

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

25 мин

26

26

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

25 мин

27

27

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

25 мин

28

28

Палочки Кюизенера. Посуда

25 мин

29

29

Палочки Кюизенера. Архитектура

25 мин

30

30

Палочки Кюизенера. Сказки

25 мин

31

31

Блоки Дьенеша

25 миН

32

32

Логический экран

25 мин

33

33

Логический экран

25 мин

34

34

В.Воскобович «Чудо - крестики»

25 мин

35

35

Математический планшет

25 мин

36

36

В. Воскобович «Чудо – Крестики», «Чудо - Соты»

25 мин

37

37

В.Воскобович «Чудо – крестики»

25 мин

38

38

Блоки Дьенеша.

25мин

39

39

Мониторинг.

25 мин

всего 39 недель

Комплексно-тематическое планирование по Программе «Играй-ка» для детей 5-6 лет

Неделя

Тема (вариант)

Задачи

Содержание

1

Мониторинг

Диагностика выявление исходного уровня развития

2

Мониторинг

Диагностика выявление исходного уровня развития

3

Логические блоки Дьенеша

Закреплять знание геометрических фигур. Познакомить с 4 свойствами блоков.

Блоки Дьенеша (48 логических блоков, различающихся 4 свойствами, карточки с изображением свойств.

Д/И «Посади на грядку маленькие редиски», «Собери маленькие желтые треугольные репки» и т.д.

4

Логические блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша (48 логических блоков, различающихся 4 свойствами, карточки с изображением свойств).

5

Логические блоки Дьенеша

Закреплять свойства блоков. Учить придумывать игры с блоками.

Игра «Кто быстрее соберет все круглые блоки, все желтые блоки, толстые блоки, тонкие, и т.д.

Игра «Цепочка» - варианты.

6

Логические блоки Дьенеша

7

В. Воскобович «Чудо - Соты»

Закреплять свойства блоков. Учить придумывать игры с блоками.

Игра «Кто быстрее соберет соты».

8

В. Воскобович «Чудо - Соты»

Учить придумывать загадки по собранному изображению.

«Собери ель»

«Собери предмет по воображению

9

Танграм

Развивать конструктивные способности, умение составлять, конструировать из частей целое.

Составление квадрата по памяти.

10

Математический планшет

Учить работать на планшете резиночками с плашечками.

Задание «Сделай звезду по образцу».

11

Математический планшет

Развивать логическое мышление, воображение.

Учить самостоятельно создавать изображения.

12

Конструктор цифр

Учить детей запоминать считалочки, развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, умение составлять цифры, запоминать расположение палочек по цвету.

История про двух попугаев.

Игра «Конструктор цифр»

13

Палочки Кюизенера

Учить детей строить из палочек разные постройки. Закрепить представление о цвете, размере.

Игра «Что? Где? Когда?» Сказка «Сказочный город» (об архитекторе)

14

Математический планшет

Учить изображать животных на планшете.

Схемы с изображением животных на планшете.

15

Палочки Кюизенера

Учить детей различать палочки по цвету и длине. Учить составлять животных из палочек. Развивать зрительный глазомер.

Схемы изображения животных,.

16

Палочки Кюизенера

Продолжать учить мастерить составлять животных из палочек.

Изображение животных по воображению.

17

Головоломка «Колумбово яйцо»

Развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук.

Составление фигурок по схемам.

18

Математический планшет

Учить рисовать резиночками зимние узоры. Симметрично составлять рисунок.

Схемы, планшеты, резиночки, альбом с изображением зимних узоров.

19

Нетающие льдинки озера Айс

Познакомить детей со сказкой «Подарок хранителя Озера Айс». Вызывать у детей интерес к игре.

Игры, схемы.

20

Нетающие льдинки озера Айс

Закрепить правила конструирования квадрата.

Составление нетающих льдинок.

21

Логический экран

Серия «Четыре стихии» вода, огонь, воздух, земля). Учить детей анализировать, сравнивать, классифицировать, быть любознательным.

22

Логический экран

Серия «Четыре стихии» вода, огонь, воздух, земля) Учить детей анализировать, сравнивать , классифицировать., быть любознательным

23

Палочки Кюизенера

Учить составлять различный транспорт из палочек, соответственно подбирая цвета и размер

24

В. Воскобович «Чудо - Соты»

Учить детей анализировать, сравнивать и составлять целое из частей.

Методика-сказка «День рождения пчелки Жужи»

25

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Учить детей составлять изображение по образцу, по схеме. Учить детей читать схемы, составлять целое из частей.

Альбом «Солдатики»

26

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Альбом «Куклы»

27

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Учить детей составлять цветы, развивать воображение, творческие способности.

Игра В.Воскобовича «Крестики» Альбом «Цветы».

28

Палочки Кюизенера

Развивать речь, творчество, умение считать и отсчитывать, умение ориентироваться на плоскости.

Серия «Посудная лавка»

29

Палочки Кюизенера

Учить составлять образысказочных героев. Развивать самостоятельность.

Серия «Архитектура»

30

Палочки Кюизенера

Учить составлять образы сказочных героев. Развивать самостоятельность.

Серия «Волшебные сказки»

31

Блоки Дьенеша

Формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к замкнутой линии.

Игры с обручами и блоками

32

Логический экран

Знакомить со свойствами предметов, развивать логическое мышление.

Серия «Естествознание

33

Логический экран

Закреплять знания детей о значимости воды для жизни

Блок - 4 Стихии. Серия Вода

34

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Учить детей составлять изображение по образцу, по схеме. Учить детей читать схемы, составлять целое из частей.

Серия «Солдатики»

35

Математический планшет

Учить составлять различные узоры.

Схемы к планшету.

36

В. Воскобович «Чудо – Крестики», «Чудо – Соты»

Учить составлять сказку по собранному изображению.

37

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Учить составлять целое из частей.

Альбом «Насекомые».

38

Блоки Дьенеша «Гаражи»

Учить детей быть внимательными при въезде в гараж (цвет, размер, форма, толщина).

Полотно «Гараж»

39

Мониторинг

Диагностика выявление итогового уровня развития

  1. Перечень тем по Программе «Играй-ка» на 2-ой год обучения

неделя

ТЕМА

Время занятия для детей 6-7 лет

1

1

Диагностика

30 мин

2

2

Диагностика

30 мин

3

3

«Конструктор цифр»

30 мин

4

4

«Конструктор букв»

30 мин

5

5

«Прозрачная цифра»

30 мин

6

6

В. Воскобович «Счетовозик. Путешествие на счетовозике»

30 мин

7

7

В. Воскобович «Чудо - Соты»

30 мин

8

8

В. Воскобович «Чудо - Соты»

30 мин

9

9

Танграм

30 мин

10

10

Математический планшет

30 мин

11

11

Палочки Кюизенера

30 мин

12

12

«Конструктор цифр»

30 мин

13

13

Фиолетовый лес

30 мин

14

14

Фиолетовый лес

30 мин

15

15

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

30 мин

16

16

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

30 мин

17

17

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

30 мин

18

18

Математический планшет

30 мин

КАНИКУЛЫ

19

19

Нетающие льдинки озера Айс (Прозрачный квадрат)

30 мин

20

20

Нетающие льдинки озера Айс (Прозрачный квадрат)

30 мин

21

21

Логический экран

30 мин

22

22

Логический экран

30 мин

23

23

Палочки Кюизенера

30 мин

24

24

В. Воскобович «Чудо - Соты»

30 мин

25

25

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

30 мин

26

26

«Геоконт»

30 мин

27

27

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

30 мин

28

28

Палочки Кюизенера.

30 мин

29

29

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

30 мин

30

30

Палочки Кюизенера. Сказки

30 мин

31

31

Блоки Дьенеша

30 мин

32

32

Логический экран

30 мин

33

33

Логический экран

30 мин

34

34

Логический экран

30 мин

35

35

В. Воскобович «Чудо – Крестики», «Чудо – Соты»

30 мин

36

36

Математический планшет

30 мин

37

37

В. Воскобович «Чудо - Соты»

30 мин

38

38

В. Воскобович «Чудо – Крестики», «Чудо – Соты»

30 мин

39

39

Мониторинг

30 мин

всего 39 недель

Комплексно-тематическое планирование по Программе «Играй-ка» для детей 6-7 лет

Неделя

Тема (вариант)

Задачи

Содержание

1

Мониторинг

Диагностика выявление исходного уровня развития

2

Мониторинг

Диагностика выявление исходного уровня развития

3

«Конструктор цифр»

Развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, умение составлять цифру совершенствовать речь, на слух. Выучить стихотворение «Охотник»

Конструктор цифр «Эники Бэники»

4

«Конструктор букв»

Запоминать графическое обозначение букв.

Конструктор букв (15 досочек)

5

«Прозрачная цифра

Познакомить детей с игрой. Учить сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению закрашенных полосок. Учить детей конструировать цифры, сначала разноцветные, а затем одноцветные.

Игра «Прозрачная цифра (разноцветная и одноцветная)

6

Путешествие на счетовозике

Закрепить счёт количественный и порядковый в пределах десяти, сравнение чисел первого десятка, знакомить со знаками «больше - меньше», «равно - неравно»; развивать речь.

Закреплять счёт количественный и порядковый в пределах десяти, познакомить с образованием чисел второго десятка; сравнение чисел.

7

В. Воскобович «Чудо - Соты»

Закреплять свойства блоков. Учить придумывать игры с сотами. Развивать творческое конструирование.

Игра «Кто быстрее соберет соты».

«Составь свое сказочное дерево»

8

В. Воскобович «Чудо - Соты»

Учить придумывать загадки по собранному изображению

«Собери дерево «ель».

«Собери предмет по воображению

9

Танграм

Развивать конструктивные способности, умение составлять, конструировать из частей – целое

Схемы работы с танграмом.

Составь квадрат по памяти

10

Математический планшет

Учить работать на планшете резиночками с плашечками, с цветными фигурами.

Задание «Сделай звезду по образцу» Схемы работы на планшете.

11

Палочки Кюизенера

Закрепить состав числа. Развивать конструктивные умения

12

Конструктор цифр

Учить детей запоминать считалочки, развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, умение составлять цифры, запомнить расположение палочек по цвету

Игра «Конструктор цифр»

13

Фиолетовый лес

Знакомить детей со сказочными героями. Развивать творчество. Составлять свою сказку.

Сказка. Атрибуты сказки

14

Фиолетовый лес

Развивать речь детей, рассказывая свою сказку.

Поле Фиолетовый лес

15

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Учить составлять фигуры птиц из деталей конструктора птиц глазомер

Схемы изображения

16

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Закрепить умение конструировать диких животных, формировать представление о целом и части, развивать фантазию

Схемы изображения животных, изображение животных  по воображению

17

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Развивать изобретательские способности и воображение, мелкую моторику, речь детей.

Схемы к игре.

18

Математический планшет

Учить рисовать резиночками зимние узоры. Симметрично наносить рисунок.

Схемы, планшеты, резиночки, альбом с изображением зимних узоров.

КАНИКУЛЫ

19

Нетающие льдинки озера Айс.

Познакомить детей со сказкой «Подарок хранителя Озера Айс». Закрепить правила конструирования. Вызывать у детей интерес к игре.

Игра «Собери квадрат», схемы к игре.

20

Нетающие льдинки озера Айс

Составление нетающих льдинок

21

Логический экран

Серия «Четыре стихии» (вода, огонь, воздух, земля). Учить детей анализировать, сравнивать, классифицировать, быть любознательным.

22

Логический экран

Серия «Четыре стихии» (вода, огонь, воздух, земля). Учить детей анализировать, сравнивать, классифицировать, быть любознательным

23

Палочки Кюизенера.

Учить составлять различный транспорт из палочек, соответственно подбирая цвета и размер.

Альбом с изображением транспорта

24

В. Воскобович «Чудо - Соты»

Учить детей анализировать, сравнивать и составлять целое из частей.

Сказка «День рождения пчелки Жужи»

25

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Учить детей составлять изображение по образцу, по схеме. Учить детей читать схемы, составлять целое из частей.

Альбом «Солдатики»

26

«Геоконт»

Учить создавать узоры по схемам или по воображению. Развивать моторику рук, креативность, учиться анализировать и сравнивать.

Схемы, резиночки.

27

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Учить детей составлять цветы, развивать воображение, творческие способности.

Альбом «Цветы».

28

Палочки Кюизенера «Посуда»

Развивать речь, творчество, умение считать и отсчитывать, умение ориентироваться на плоскости.

Альбом «Посудная лавка»

29

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Учить детей составлять кукол по схеме и воображению

Альбом «Куклы»

30

Палочки Кюизенера

Учить составлять образы сказочных героев. Развивать самостоятельность.

Серия «Волшебные сказки»

31

Блоки Дьенеша

Формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к замкнутой линии.

Игры с обручами и блоками.

«Игра «Чудесный мешочек»

32

Логический экран

Закреплять свойства предметов, развивать логическое мышление.

Серия «Естествознание

33

Логический экран

Развивать логическое мышление.

Серия «Птицы»

34

Логический экран

Закреплять знания детей о значимости воды для жизни

Блок -4 Стихии. Серия Вода

35

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Учить детей составлять изображение по образцу, по схеме. Учить детей читать схемы, составлять целое из частей.

Серия «Солдатики»

36

Математический планшет

Учить составлять различные узоры - праздничный салют.

Схемы к планшету.

37

В. Воскобович «Чудо - Соты»

Учить составлять узор по воображению. Развивать творчество, логику.

38

В. Воскобович «Чудо – Крестики»

Учить составлять целое из частей.

Альбом «Насекомые».

39

Мониторинг

Диагностика выявление итогового уровня развития

Всего 39 недель

  1. Формы, методы и средства реализации Программы

Направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Формы работы

Социально-коммуникативное развитие

Совместная с воспитателем игра

Совместная со сверстниками игра

Игра

Чтение

Беседа

Наблюдение

Проектная деятельность

Рассматривание

Просмотр презентаций по развивающей игре

Экспериментирование

Познавательное развитие

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Конструирование

Экспериментирование

Развивающая игра

Наблюдение

Проблемная ситуация

Речевое развитие

Чтение

Беседа

Рассматривание

Решение проблемных ситуаций.

Разговор с детьми

Игра

Обсуждение

Рассказ

Использование различных видов театра

Художественно-эстетическое развитие

Создание макетов

Организация выставок

Физическое развитие

Игра

Спортивные и физкультурные досуги

  1. Организация работы с родителями

Работа с семьёй выстроена по следующим направлениям:

Направления взаимодействия

Формы реализации

1

Информирование

Родительские собрания.

  1. Цель: Познакомить родителей с планом работы на год по Программе «ИГРАЙ-КА».
  2. Консультация «Развивающая игра, как средство подготовки к обучению в школе».
  3. Рекомендации по приобретению развивающих игр для дома. Консультация «Роль развивающей игры в развитии ребенка».
  4. Итоги работы по Программе «ИГРАЙ-КА».

2

Консультирование

Обучение

Консультирование «Чем и как занять ребенка дома».

Мастер - класс «Играя, развиваем речь детей»

3

Совместная деятельность, в т.ч. непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс

Помощь родителей в приобретении развивающих игр.

Конкурс с участием детей и родителей по придумыванию плоскостных изображений из головоломок.

Оформление фотоальбома «Наше творчество».

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Условия реализации Программы

Программа «Играй-ка» осуществляется за рамками непрерывной образовательной деятельности, в адекватных возрасту формах детской деятельности.

Программа реализуется по пятницам в первой половине дня в совместной деятельности.

Организация жизнедеятельности детей шестого года жизни в течение дня в холодный период года при благоприятных погодных условиях

ПЯТНИЦА

Время

Режимные моменты

Примечания

7.00-8.10

Прием детей. Индивидуальная работа. Совместная игровая деятельность: дидактические игры.

8.10-8.15

Утренняя гимнастика.

8.15-8.20

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры).

8.20- 8.40

Закрепление навыков культуры еды (Завтрак).

8.40 -8.50

Утренний круг

8.50 –9.00

Развитие трудолюбия при подготовке к занятиям.

9.00-9.25

Занятие

25 мин.

9.25 –9.30

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры).

9.40-9.50

Закрепление навыков культуры еды (Второй завтрак)

9.50-10.20

Совместная досуговая деятельность.

10.20-10.40

Самостоятельная игровая деятельность .(настольные игры)

10.40-12.00

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры). Закрепление навыков самообслуживания при подготовке к прогулке. Прогулка: наблюдения, труд, подвижные игры.

Самостоятельная игровая деятельность игры с природным материалом, индивидуальная работа.

Физкультура на улице

25 мин.

12.00-12.20

Закрепление навыков самообслуживания после прогулки Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры).

12.20-12.55

Закрепление навыков культуры еды (Обед).

12.55-13.00

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры), закрепление навыков самообслуживания при подготовке ко сну.

13.00-15.00

Сон.

15.00-15.10

Постепенный подъём. Гимнастика пробуждения, закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры).

15.10-15.30

Самостоятельная продуктивная деятельность.

Индивидуальная работа.

15.30-15.55

Совместная познавательно-исследовательская деятельность: Программа «Играй-ка» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста)

15.55-16.20

Совместная деятельность: чтение художественной литературы.

16.20-16.25

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры).

16.25-16.50

Закрепление навыков культуры еды (Ужин).

16.50-17.00

Вечерний круг

17.00-17.10

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры), закрепление навыков самообслуживания при подготовке к вечерней прогулке.

17.10-19.00

Прогулка: наблюдения, подвижные игры, самостоятельная игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры. Уход детей домой.

Организация жизнедеятельности детей седьмого года жизни в течение дня в холодный период года при благоприятных погодных условиях

ПЯТНИЦА

Время

Режимные моменты

Примечания

7.00-8.10

Прием детей. Индивидуальная работа. Совместная игровая деятельность: дидактические игры.

8.10-8.15

Утренняя гимнастика.

8.15-8.20

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры).

8.20-8.40

Закрепление навыков культуры еды (Завтрак).

8.40-8.50

Утренний круг

8.50 – 9.00

Развитие трудолюбия при подготовке к занятиям.

9.00-10.10.

Занятия

1 час (10 мин между занятиями)

10.10-10.15

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры).

10.15-10.25

Закрепление навыков культуры еды (Второй завтрак)

10.25-11.00

Совместная досуговая деятельность

11.0-12.15

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры). Закрепление навыков самообслуживания при подготовке к прогулке. Прогулка: наблюдения, труд, подвижные игры.

Самостоятельная игровая деятельность игры с природным материалом, индивидуальная работа.

Физкультура на улице

30 мин.

12.15-12.25

Закрепление навыков самообслуживания после прогулки Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры).

12.25-12.55

Закрепление навыков культуры еды (Обед).

12.55-13.00

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры), закрепление навыков самообслуживания при подготовке ко сну.

13.00-15.00

Сон.

15.00-15.10

Постепенный подъём. Гимнастика пробуждения, закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры).

15.10-15.30

Самостоятельная продуктивная деятельность.

Индивидуальная работа.

15.30-16.00

Совместная познавательно-исследовательская деятельность: Программа «Играй-ка» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста)

16.00-16.20

Совместная деятельность: чтение художественной литературы.

16.20-16.25

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры).

16.25-16.50

Закрепление навыков культуры еды (Ужин).

16.50-17.00

Вечерний круг

17.00-17.10

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры), закрепление навыков самообслуживания при подготовке к вечерней прогулке.

17.10-19.00

Прогулка: наблюдения, подвижные игры, самостоятельная игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры. Уход детей домой.

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

В группе созданы условия для реализации Программы. Организован центр Математики и развивающих игр, в котором имеются: проектор, большая интерактивная доска, стеллаж для развивающих игр, магнитная доска, ковролин, есть напольное полотно «Гаражи» для игры с блоками на полу, методическая подборка развивающих игр, папки-накопители со схемами, образцами работ, альбомы с творческими работами детей.

Дети знают, где находятся определенные игры.

  1. Методическое обеспечение Программы

  1. Финкельштейн Б.Б. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…» / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет»: 2013.
  2. Финкельштейн Б.Б. «Страна блоков и палочек» / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет», 2013.
  3. Финкельштейн Б.Б. Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша «Вместе весело играть» Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет», 2015.
  4. Технологии «Развивающие игры со сказками» В.Воскобовича. Центр «Развивающие игры В.Воскобовича» СПб, 2003.
  5. Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс, 2011.
  6. «Развивающие игры» Л.Д.Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера».
  7. «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет, под. Ред А.А.Столяра, 1996.
  8. Е.Н.Панова «Дидактические игры- занятия в ДОУ», 2006.
  1. Дидактическое обеспечение.

  1. Игры на развитие конструктивных способностей («Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Чудо-головоломки»).
  2. Игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Квадрат Воскобовича»).
  3.  Игры на развитие творческого мышления» («Чудо-крестики», «Чудо - соты», «Блоки Дьенеша»).
  4. Игры на развитие речи, мелкой моторики, пространственных представлений («Геоконт», «Математический планшет», «Прозрачный квадрат»).
  5. Игры на развитие умения кодировать, декодировать информацию («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат»).

  1. Приложения

Оценка результатов освоения Программы

Критерии мониторинга по вариативной программе.

Критерии мониторинга по Программе.

  1. Различает фигуры по величине, цвету, форме, толщине, размеру (блоки Дьнеша).
  2. Умеет измерять длину с помощью условной мерки (Палочки Кюизенера).
  3. Составляет целое из частей (Чудо-соты, Чудо-крестики).
  4. Конструирует по предложенной схеме (Математический планшет, Прозрачные льдинки, Колумбово яйцо).
  5. Ориентируется в пространстве (Прозрачная цифра, Конструктор цифр).
  1. Может работать с мелкими деталями (головоломки, конструктор цифр, соты, крестики).
  2. Умеет сочинять творческие рассказы.
  3. Проявляет интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  1. Кодирует и декодирует информацию (Блоки Дьенеша).
  2. Умеет измерять длину предметов с помощью условной мерки (Палочки Кюизенера).
  3. Составляет изображения по схеме и по воображению (Чудо-соты, Чудо-крестики).
  4. Понимает значение символов, знаков, читает схему.
  5. Умеет выполнять действия по словесной инструкции.
  6. Умеет сочинять творческие рассказы по созданному изображению.
  7. Проявляет заинтересованность к познавательно-исследовательской деятельности, достигает поставленной цели.

Анализ освоения Программы:

В результате реализации Программы «Играй - ка» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста) дети научились:

  1. Хорошо различать фигуры по величине, цвету, форме, толщине, размеру.
  2. Измеряют длину с помощью условной мерки.
  3. Составляет целое из частей головоломок.
  4. Могут конструировать по предложенным схемам.
  5. Понимают расположение частей головоломки в пространстве.
  6. Лучше работать с мелкими деталями.
  7. Составляют небольшие творческие рассказы по образцу.
  8. Повысился интерес к познавательно-исследовательской деятельности, к развивающим играм.

Результаты проведения мониторинга показали, что с детьми надо больше работать над умением кодировать и декодировать информацию, над ориентировкой в пространстве.

Анализ освоения Программы:

В результате реализации Программы «Играй - ка» (развивающие игры в развитии детей старшего дошкольного возраста) дети научились:

  1. Кодировать и декодировать информацию, понимают значение символов, знаков, читают схему.
  2. Применяют любую условную мерку.
  3. Хорошо составляют изображения по схеме и по воображению.
  4. Умеют выполнять действия по словесной инструкции.
  5. Могут сочинять творческие рассказы по созданному изображению.
  6. Проявляют заинтересованность к познавательно-исследовательской деятельности, достигает поставленной цели.

Результаты проведения мониторинга показали, что по итогам реализации Программы у детей повысились конструктивные и комбинаторные способности, улучшилась мелкая моторика рук, повысилась учебная мотивация.

Перспектива

Планирую в следующем году расширить содержание Программы и организовать кружок дополнительного образования по развивающим играм в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста I часть

Игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет выполнено в использованием ИКТЦель:• обобщить знания детей о  правилах дорожного движения;•довести до сознани...

Конспект развивающей игры по экономическому воспитанию (потребности человека) детей старшего дошкольного возраста на тему: "В мир приключений на воздушном шаре"

Конспект поможет воспитателям в форме развивающей игры актуализировать знания детей 6-7 лет об основных жизненных потребностях человека, повысить речевую активность, находить нестандартные решени...

Образовательная программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «ХОЧУ БЫТЬ ПРЕДПРИИМЧИВЫМ»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Конспект развивающей игры В. В. Воскобовича «Геоконт» для детей старшего дошкольного возраста

Цели:• развивать сенсорные способности (цвет, форма, величина,совершенствовать интеллект (внимание, память, мышление, воображение, речь,• тренировать мелкую моторику кисти и пальцев,• с...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста (от 6 лет до прекращения образовательных отношений)

Подвижные игры имеют важное значение для формирования личности дошкольника. Они не только способствуют физическому развитию, но и учат взаимодействовать со сверстниками, дают представления об окружающ...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста (от 6 лет до прекращения образовательных отношений)

Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста - игровая. Поэтому, мне хочется, чтобы каждый родитель и воспитатель поняли, что формирование у детей элементарных математических представлений в проц...