Конспект НОД по технике речи для детей 5–7 лет по мотивам русской народной сказки «Колобок»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
НОД из двух частей направленное на развитие голосовых данных (дикция, тембр, артикуляция) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками. На развитие умения изображать эмоции, используя голос. На развитие интонационной выразительности.
·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_tehnike_rechi.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по технике речи для детей 5–7 лет
по мотивам русской народной сказки «Колобок» (часть 1).
Цель:
Развитие речевого аппарата.
Задачи:
• развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками;
• развивать умение изображать эмоции, используя голос;
• развивать интонационную выразительность;
- развивать умение связывать смысл текста и интонацию, ставить ударение в предложении в соответствии со смыслом;
- упражнять отчетливое произношение и различение гласных звуков.
Ход НОД:
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
П.: Давайте сегодняшний день мы начнём с вами с необычного приветствия.
Артистическая разминка «Поздороваемся»
Скажем: «Доброе утро! Мы рады Вас видеть!» со следующей интонацией:
-радостно
-с удивлением
- серьезно, как президент страны
А теперь я хочу пригласить вас в сказку, а вот в какую попробуйте отгадать:
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
Доставала из печи
Ни пирог, ни калач,
Как поставила на стол,
Он от бабушки ушел.
Кто же бегает без ног?
Это желтый КОЛОБОК!
-Правильно, колобок! А вот и сама сказка:
«Жили были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая колобок. (Дети произносят фразу как старик)
- Да из его испечь-то? Муки нет. (Дети произносят фразу как старуха)
- А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, может, и наберется. (Дети произносят фразу как старик)
Старуха наскребла две горсти муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, испекла и положила на окошко студиться.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку.
Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц:
-Колобок-колобок, я тебя съем!
Упражнение на интонационную выразительность.
Фразу: «Колобок-колобок, я тебя съем!»
Произнести:
• кровожадно,
• печально,
• радостно,
• злостно,
• удивлённо,
• устало.
А колобок и отвечает:
-Не ешь меня, косой, лучше я тебе песенку спою.
Но спел колобок совсем не ту песенку, которую мы привыкли от него слышать, а вот какую:
Упражнение на интонационную выразительность «Главное слово»
(«ударное слово», выделяется интонационно)
Используем чистоговорки и скороговорки, давая задание выделить интонационно то или иное слово, обратить внимание на то, как меняется смысл фразы, при переносе интонационного ударения на «главное» слово»:
«Кукушка кукушонку купила капюшон»
«Слишком много ножек у сороконожек»
«Галка села на забор, грач завел с ней разговор»
Отвлёк колобок зайца песенкой необычной и укатился от него. Катится дальше, катится…Давайте мы с вами представим как может катиться колобок и побудем на его месте. (Дети по очереди по двое «катятся» по дорожке: скачут, топают ногами, идут в присядку, катятся кубарем).
Катиться дальше колобок, а навстречу ему волк:
-Колобок, колобок, я тебя съем! (Произнести фразу как волк)
-Не ешь меня, а лучше повторяй за мной.
Упражнение на дикцию.
Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.
- Задача! Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.
Отвлёк колобок и волка и покатился дальше- только волк его и видел!
- А что же происходило с колобком дальше, мы узнаем на следующем занятии! До свидания!
Конспект НОД по технике речи для детей 5–7 лет
по мотивам русской народной сказки «Колобок» (часть 2).
Цель:
Развитие речевого аппарата.
Задачи:
- упражнять в правильном произношении шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч»).
• развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками;
• развивать умение изображать эмоции, используя голос;
Ход НОД:
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
П.: Давайте сегодняшний день мы начнём с вами с необычного приветствия.
Артистическая разминка «Поздороваемся»
Скажем: «Доброе утро! Мы рады Вас видеть!» со следующей интонацией:
-радостно
-с удивлением
- серьезно, как президент страны
Катиться колобок, а навстречу- медведь:
-Колобок, колобок, я тебя съем! (Произнести фразу как медведь)
- Не ешь меня, а попробуй моё варенье.
Упражнение для выработки правильного произношения шипящих звуков
(«ш», «ж», «щ», «ч»).
«Вкусное варенье».
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Отвлёк колобок медведя вареньем и покатился дальше. Да и мы с вами что-то засиделись, надо бы размяться.
Физкультминутка «Колобок»
(Сл. и муз. Г. Струве)
Кто там катится вдали,
Без тропинок, без дорог?
(Руки козырьком к глазам, повороты туловища влево-вправо.)
Ты зачем на край земли Разбежался, Колобок? (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Колобок, Колобок,
Ну, куда ты, дружок?
Ну, какой тебе прок
Убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)
— Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Не попался на зубок,
Вот какой я Колобок!
(Приседания.)
На пригорок, на горбок,
Через поле и лесок
Полечу я Колобок
Жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)
Снова мчался Колобок,
Улыбался Колобок.
С кем встречался Колобок.
Похвалялся Колобок. (Бег на месте.)
Он и волку и лисе
Все хвалился и хвалился...
(Присели.)
Ну, а дальше знают все До чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)
Катится колобок, а навстречу ему лиса:
-Колобок, колобок, какой же ты румяный да пригожий! (Произнести фразу как лиса)
Колобок рад, что его похвалили, и запел:
Упражнение на дикцию.
Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука. Колобок побоялся близко подкатится к лисе, но и кричать громко чтоб лиса его услышала он тоже не мог, потому что неподалеку спали ее лисята. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо.
-Я колобок, колобок, по амбару метён,
По сусекам скребен, на сметане мешён,
В печку сажен, на окошке стужен.
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,
Я от зайца ушёл, я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!»
Заслушалась лиса и наш хитрый колобок и от нее укатился! Катился он катился и прикатился к нам! Давайте с ним немножко поиграем!
Упражнение на дикцию.
Поиграем с колобком (мячиком) и слогами. Произнесите:
- Ппа — ппо — ппу — ппэ — ппи — ппы
- Бба — ббо — ббу — бби — ббы
- Пабба — поббо — пуббу — пэббэ — пибби — пыббы
Наигрался колобок с нами пора ему возвращаться в свою сказку. А мы ещё немного поиграем!
Игра «Колобок».
Водящий — Колобок, остальные дети — герои сказки. Водящий держит желтый воздушный шарик, сидит на корточках в центре круга, остальные исполняют под музыку соответствующие движения.
С окончанием музыки один из детей обращается к Колобку, передавая интонацию своего персонажа: «Колобок, Колобок, я тебя съем!», и пытается догнать его (бегают по внешнему кругу). Если он не догнал Колобка, говорит грустно: «Не догнал!» или радостно: «Ой, поймал!» Пойманный Колобок становится в круг и исполняет роль того, кто его догнал.
Звучит другая музыкальная пьеса, и игра продолжается.
Ну, ребятки, наигрались мы сегодня, пора прощаться!
Список литературы:
- Леокарди, Е. И. Дикция и орфоэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи. / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко – М.: Просвещение, 1984 г
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / Изд-во Института Психотерапии. – М., 2001.
- Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд. «Гном и Д», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной НОД «Узнай и покажи лесных животных» на основе русской народной сказки «Колобок»
Задачи: знакомство с лесным зверьком – ёж. Закрепление знаний детей о лесных животных (заяц, волк, медведь, лиса). Формирование навыков детей узнавать и показывать диких животных. Формирование н...
Конспект открытого занятия по физкультуре в младшей группе. По сюжету русской народной сказки «Колобок».
Конспект открытого занятия по физкультуре в младшей группе.По сюжету русской народной сказки «Колобок».Программное содержание:Учить выполнять упражнения слаженно и дружно; Развивать д...
Конспект занятий по развитию речи во второй младшей группе по русской народной сказке «Колобок» / с помощью кукол бибабо
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок», приобщению к устному народному творчеству.Задачи: - развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей;- развитие вним...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки "Колобок". Дидактическое упражнение "Играем в слова".
Цель: Создать условия для знакомства детей с русской народной сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Задачи:Образовательные:·...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"
Конспект занятия по развитию речи для детей сртаршей группы по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"...
Конспект НОД по физической культуре в младшей группе по сюжету русской народной сказки «Колобок»
Создавать игровые условия для развития интереса к занятиям по физической культуре;-формировать умения выполнять двигательные действия по образцу;- воспитывать чувства сопереживания;- осуществлять проф...