Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь и быт казаков»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 ПОСЁЛКА УМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь и быт казаков» воспитателя
Галстян Нектар Самвеловны
2016 – 2017 учебный год.
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить с историей происхождения казачества, с культурой и бытом Кубанских казаков. Расширять представление детей о родном крае, его историческом прошлом. Способствовать расширению активного словаря посредством включения новых слов кубанского фольклора.
Развивающие:
Способствовать развитию у ребенка активной жизненной позиции. Продолжать развивать внимание, долговременную память, мышление, речевую деятельность.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважение и интерес к своим «историческим корням». Воспитывать стремление выражать свое отношение к новым знаниям.
Интеграция областей:
Познавательное
Речевое
Социально – коммуникативное
Художественно – эстетическое.
ХОД НОД.
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших мама и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие вам люди. Скажите, а как можно назвать близким вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родичи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних- дальних родственников - предков, хату в которой живет старинная казачья семья. Но для этого вам надо надеть на голову папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время - остановись! К нашим предкам повернись!»
Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.
В это время в «Казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта. Сидит за прялкой пожилая казачка.
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О. да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!
Казачка: (встаёт) здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня – Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.
Воспитатель: Александровна! мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете. Чем занимаетесь.
Казачка: с удовольствием расскажу сам обо всем, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивается к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А белье я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (предоставляет детям возможность попробовать погладить таким образом мятое полотенце, просит повторять название «утюга» - рубель).
Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?
Дети: полотенце, занавески на окне простынка малыша, подушечка.
Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.
Казачка: молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжёлый, чугунный. Но зато каша в ней вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэдчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в маките – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили названия моей посуды? (воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).
Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.
Казачка: Какие же, расскажите.
Дети: - Конь казаку лучший друг.
- Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
- Казак сам не ест, а коня накормит.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак из пригоршня напьется, на ладони пообедает.
- Сам погибай, а коня выбирай.
- Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: а еще, мы знаем много кубанских традиций.
Казачка: Правда? А какие же?
Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.
На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и оружием. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют их на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: ну и молодцы, просто здорово! Все, о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. ( подводит их к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.
Дети рассматривают фотографии.
Казачка: А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас как раз пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте их. (дети берут в руки тряпичных куколок). Казачка качает в люльке «малышку» и поет ей песню:
Ничь снизокрылая за викном,
Спы, мое сэрдэнько. Мирным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квиткы и дэрэвья сплять.
Ничь сизокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрдэнько, добрым сном!\
По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает детям сделать то же самое.
Казачка: А теперь, хлопчики девчата, подходите- ка к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть –чуть приоткрывает крышку.)
Дети: Наверное, одежду?
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а так же фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте - ка, может и вам понравится одеваться по- казачьи.
Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются сбой в казачьей одежде.
Казачка: Теперь - вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку, о таком же маленьком мальчике, как вы. Звали его Ивасик.
Дети садятся на лавку и слушают.
Казачка: жил были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая , каждый знал свое дело. Старшие дети работали вместе с отцом в поле, ухаживали за столом , младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:
Ивасику – Тэлэсику
Приплынь, приплынь
До бережочку.
Твоя матэ пришла,
Йосты тоби принесла.
Ивасик услышал матушкин голосок, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбку, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу.
Все было бы хорошо, да услышала голос матушки Баба яга.
На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голоском:
Ивасику – Тэлэсику
Приплынь, приплынь
До бережочку.
Твоя матэ пришла,
Йосты тоби принесла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazaki.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 ПОСЁЛКА УМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь и быт казаков» воспитателя
Галстян Нектар Самвеловны
2016 – 2017 учебный год.
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить с историей происхождения казачества, с культурой и бытом Кубанских казаков. Расширять представление детей о родном крае, его историческом прошлом. Способствовать расширению активного словаря посредством включения новых слов кубанского фольклора.
Развивающие:
Способствовать развитию у ребенка активной жизненной позиции. Продолжать развивать внимание, долговременную память, мышление, речевую деятельность.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважение и интерес к своим «историческим корням». Воспитывать стремление выражать свое отношение к новым знаниям.
Интеграция областей:
Познавательное
Речевое
Социально – коммуникативное
Художественно – эстетическое.
ХОД НОД.
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших мама и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие вам люди. Скажите, а как можно назвать близким вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родичи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних- дальних родственников - предков, хату в которой живет старинная казачья семья. Но для этого вам надо надеть на голову папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время - остановись! К нашим предкам повернись!»
Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.
В это время в «Казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта. Сидит за прялкой пожилая казачка.
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О. да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!
Казачка: (встаёт) здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня – Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.
Воспитатель: Александровна! мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете. Чем занимаетесь.
Казачка: с удовольствием расскажу сам обо всем, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивается к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А белье я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (предоставляет детям возможность попробовать погладить таким образом мятое полотенце, просит повторять название «утюга» - рубель).
Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?
Дети: полотенце, занавески на окне простынка малыша, подушечка.
Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.
Казачка: молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжёлый, чугунный. Но зато каша в ней вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэдчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в маките – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили названия моей посуды? (воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).
Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.
Казачка: Какие же, расскажите.
Дети: - Конь казаку лучший друг.
- Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
- Казак сам не ест, а коня накормит.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак из пригоршня напьется, на ладони пообедает.
- Сам погибай, а коня выбирай.
- Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: а еще, мы знаем много кубанских традиций.
Казачка: Правда? А какие же?
Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.
На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и оружием. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют их на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: ну и молодцы, просто здорово! Все, о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. ( подводит их к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.
Дети рассматривают фотографии.
Казачка: А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас как раз пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте их. (дети берут в руки тряпичных куколок). Казачка качает в люльке «малышку» и поет ей песню:
Ничь снизокрылая за викном,
Спы, мое сэрдэнько. Мирным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квиткы и дэрэвья сплять.
Ничь сизокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрдэнько, добрым сном!\
По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает детям сделать то же самое.
Казачка: А теперь, хлопчики девчата, подходите- ка к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть –чуть приоткрывает крышку.)
Дети: Наверное, одежду?
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а так же фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте - ка, может и вам понравится одеваться по- казачьи.
Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются сбой в казачьей одежде.
Казачка: Теперь - вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку, о таком же маленьком мальчике, как вы. Звали его Ивасик.
Дети садятся на лавку и слушают.
Казачка: жил были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая , каждый знал свое дело. Старшие дети работали вместе с отцом в поле, ухаживали за столом , младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:
Ивасику – Тэлэсику
Приплынь, приплынь
До бережочку.
Твоя матэ пришла,
Йосты тоби принесла.
Ивасик услышал матушкин голосок, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбку, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу.
Все было бы хорошо, да услышала голос матушки Баба яга.
На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голоском:
Ивасику – Тэлэсику
Приплынь, приплынь
До бережочку.
Твоя матэ пришла,
Йосты тоби принесла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.
Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Одежда казаков"(старинные наряды)
Конспект непосредсредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Одежда казаков"(старинные наряды)....
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого развития: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша в рамках зон
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого ...
Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия: интег...
Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе(экологическое воспитание с внедрением экспериментальной деятельности)
Разработка перспективного планирования на полный учебный год в старшей группе....
Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»
Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...