Семинар- практикум для педагогов ДОУ "Психологические особенности детей дошкольного возраста"
презентация на тему
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психологические особенности детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар- практикум для педагогов ДОУ "Психологические особенности детей дошкольного возраста" | 381.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повышение психолого-педагогической компетенции у педагогов. Раскрытие закономерностей и специфики детского развития. Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребёнка, выявление особенностей, присущих различным возрастным категориям. 1 3 2 Задачи:
Многие педагоги: Не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребёнка-дошкольника; Испытывают трудности при организации воспитательно-образовательного процесса в связи переходом детей на следующую возрастную ступень; Утрачивают многие из навыков работы с данной категорией детей.
Педагогу необходимо: 1 руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста; 2 знать закономерности психического развития и своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии; 3 направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи
Возрастные особенности Главный критерий при выборе содержания обучения Основа педагогического воздействия на психику ребёнка
Особенности процесса развития ребёнка Л.С. Выготский установил 4 основных закона – особенности детского развития: Неравномерность развития Метаморфозы Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка Цикличность Цикличность
Новообразования психического развития ребёнка-дошкольника Медленно и постепенно Быстро и резко Стадии развития Стабильные Кризисные Динамика перехода от одного возраста к другому - Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребёнка; Минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии : появляются возрастные новообразования -Составляют большую часть детства -Длятся по несколько лет Длятся не долго, несколько месяцев; - Краткие, бурные стадии; Начинается и завершается незаметно; Границы размыты, неотчётливы.
Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского и его школы Каждый возраст характеризуется: социальной ситуацией развития ведущей деятельностью возрастными новообразованиями Границами возрастов являются кризисы - переломные моменты в развитии ребёнка.
Социальная ситуация развития: своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходит главнейшее изменение в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой высшей стадии его развития. Л.С. Выготский : А.Н. Леонтьев: Новообразования – взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через расширение противоречий кризисного периода.
Особенности поведения ребёнка -дошкольника Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Новообразования: Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения. Нормальное (плохое) поведение: не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми; не хочет заботиться о других; эмоционально глух к боли при причиняемой окружающим людям и животным; истерики, слезы, крик. От 3 до4 лет.
От 4 до 5 лет. Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – наглядно-образное мышление. Особенности поведения ребёнка -дошкольника Новообразования: контролирующая функция речи; проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре; проявление элементов произвольности; проявление внеситуативно-личностной формы общения со взрослым. Нормальное (плохое) поведение: Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.
От 5 до 6 лет. Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Особенности поведения ребёнка -дошкольника Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планируется функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Нормальное (плохое) поведение: разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил; бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом; ябедничает на сверстников.
От 6 до 7 лет. Особенности поведения ребёнка -дошкольника Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра . Ведущая функция – воображение. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планируется функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Нормальное (плохое) поведение: лжет в целях самозащиты; непоседлив и возбудим; продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже; допускает небрежность в выполнении монотонных операций.
Итог Разделение жизненного пути ребёнка позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных этапов Все дети разные, у каждого свой темп развития, свои индивидуальные наклонности и способности.
Закономерности детской психологии Содержание общественного сознания Культура Исторически накопленный общественный опыт
Использованный источник: С.В. Терпигорьева Практические семинары для педагогов. Вып . 2. Психологическая компетентность воспитателей / авт.- сост. С.В. Терпигорьева . – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»
Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....
Семинар-практикум для педагогов «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук;знакомство с разнообразными фабричными пособиями и играми, раз...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнит...
семинар-практикум для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Духовно-нравственное становление личности ребёнка важный момент. Поэтому необходимо большое внимание уделять привитию у детей любовь к малой родине, уважительное отношение к старшим и много полезных с...
Семинар-практикум для педагогов «КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Семинар-практикум для педагогов«КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Знакомство с технологией социо-игровой педагогики сотрудничества Е.Е. Шулешко.Показ прие...
Семинар-практикум для педагогов « Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала»
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
Новейшие исследования, описанные в специальной литературе, показывают, что от степени развития эмоциональной компетентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на рабо...