Воспитание самостоятельности у дошкольника.
консультация (старшая группа) на тему

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_samostoyatelnosti_u_doshkolnika.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

     Воспитание самостоятельности у дошкольника.

     Кто из родителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребёнка.

     Ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.

     Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

     Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

   - умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

   -умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

   - умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

   - умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

   - умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

   - умение переносить известные способы действий в новые условия.

      Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

     Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в подтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведены другими, и т. д. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому.

     Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными. Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых.

     Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. За последние годы трудовому воспитанию детей дошкольного возраста стали уделять меньше внимания ,а акцент сделан больше в познавательной, игровой, учебной деятельности, в ущерб формированию трудовой деятельности.

     Трудовая деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования самостоятельности детей дошкольного возраста. В трудовой деятельности ребенок определяет для себя цель, планирует деятельность, выбирает средства реализации намеченного плана, проявляет волевое усилие, чтобы достичь результата.

     В философских исследованиях подчеркивается, что самостоятельность возникает как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе. Она есть результат длительного и сложного исторического процесса установления и налаживания взаимоотношений между людьми. Развитие человека, заложенных в нем возможностей детерминируется обстоятельствами жизни и воспитания. Вместе с тем, активная деятельность личности изменяет обстоятельства, приносит людям относительную свободу.

      Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченный физически и духовно маленький ребёнок имеет возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы и пр. Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность.

     В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех.

     Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствуют формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности дошкольника. Но не только в этом влияние хозяйственно-бытового труда. Он создаёт большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например, участие в наведении порядка в групповой комнате), предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать свою работу хорошо и своевременно.

     Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например, в течение нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала.

     Появляется потребность в том, чтобы стереть с неё пыль. Или ребёнок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать.

     После этого ребёнок должен собрать сор, отнести его в определённое место. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, подобрать или вытереть. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию. Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время: протёрли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, всё убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторение изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить, выполнять поручения или работать без особой тщательности. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать.

     Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию. По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно.

     В руководстве хозяйственно-бытовой деятельностью необходим индивидуальный подход. Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится.  Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание самостоятельности у дошкольников.

Воспитание самостоятельности у дошкольников. «Каждый ребенок должен включаться в системуреальной ответственности и в роли командира,и в роли рядового»А.С. Макаренко Подрастает малыш, и все ч...

10 правил воспитания самостоятельности у дошкольника

Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на...

Консультация для педагогов "Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности"

      Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у дошкольников"

Данный материал может быть полезен воспитателям и родителям...

Рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности у дошкольников

Материал содержит рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности у дошкольников....

"Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности".

Воспитание у дошкольников самостоятельности, которая является организованностью....

10 правил воспитания самостоятельности у дошкольника

Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на...