"Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности".
консультация по физкультуре
Воспитание у дошкольников самостоятельности, которая является организованностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физкультурные занятия, досуги. развлечения. | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности»
Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчивости, что является составляющим интегрального свойства личности – самостоятельности.
Предпосылки проявления самостоятельности закладываются еще в раннем детстве, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и в какой-то мере может самостоятельно удовлетворять некоторые свои потребности.
Вначале он добивается этого внутри семьи, а затем и в других социальных группах, тем самым приобщаясь к социальным отношениям. К старшему дошкольному возрасту коэффициент самостоятельности ребенка значительно повышается: возрастает его потребность в самостоятельных поступках и действиях.
Отличительной особенностью самостоятельности дошкольников является ее организованность. В этом возрасте дети могут направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и скорее делать что-то порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями взрослых.
Процесс становления самостоятельности дошкольника в деятельности проходит ряд стадий:
стадия целеполагания – на этой стадии ребенку доступна лишь самостоятельная постановка цели, но исполнение поставленной цели еще во многом зависит от взрослого;
стадия поиска средств реализации цели, настойчивого стремления к получению общезначимого результата культурно-фиксированными, социально-одобряемыми способами.
В развитии самостоятельности принципиально важным является то, что взрослый не подсказывает ребенку то, что он может выполнить самостоятельно, хотя бы и с некоторым усилием. Овладев разными способами двигательных действий, дошкольники видят возможность их применения в жизненных ситуациях.
Организация самостоятельной двигательной деятельности детей требует создания спортивного уголка «Физкультурник», который оснащен разнообразным по содержанию физкультурно-спортивным материалом (физкультурный инвентарь, переносное физкультурное оборудование, иллюстрации и альбомы спортивной тематики, спортивная символика, развивающие игры, обогащающие двигательный опыт детей «В мире движений», «Физкультурная мозаика»).
Педагогическими условиями, стимулирующими развитие самостоятельности детей во время игр и занятий в уголке «Физкультурник» является:
гибкая тактика взаимодействия педагога и ребенка;
целенаправленное формирование позиции ребенка как субъекта деятельности;
расширение знаний и умений, которые можно реализовывать в самостоятельной деятельности;
создание ситуаций, побуждающих к поиску самостоятельного решения.
На занятиях физическими упражнениями нужно придерживаться следующих требований: использовать игры и упражнения, требующие, усложнений в их выполнении; включать выполнение упражнений в парах, тройках; создавать ситуации планирования ребенком своей деятельности.
Результат: продолжительность и грамотность выполнения физических упражнений; независимость и уверенность в процессе отбора двигательных действий; интерес к движениям, умение творчески их преобразовывать; самооценка двигательных действий.
Формирование самостоятельности ребенка в двигательной деятельности зависит от понимания им роли и необходимости выполнения физических упражнений.
Чем большим запасом знаний и двигательным опытом обладает ребенок, тем чаще он проявляет инициативу, тем более он самостоятелен и активен.
Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе в процессе НОД по физической культуре
Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же важнейшее условие самореализации личности. Развитие самостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными и специфическими воспитательными воздействиями взрослых. Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Ребенок, более чем кто-либо другой стремится проявить свое «Я», утвердится в своих знаниях и умениях, убеждая взрослого, что может сделать, что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят свое поведение.
Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.
Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:
Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
Умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
Умение осознано действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
Умение осознано действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельность;
Умение переносить известные способы действий, полученные на занятиях и в свободной деятельности.
Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.
Организация самостоятельной деятельности – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания дошкольников. Эта задача выступает перед каждым педагогом, в том числе задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочие знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения.
Воспитание самостоятельности у дошкольников, не означает, безусловно, устранения взрослого. На первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, оставляя место для проявления творчества и самостоятельности.
Основным субъектом педагогического руководства является воспитатель. Это он планирует и организует работу по воспитанию у детей самостоятельности, обучает их необходимым умениям и навыкам, постоянно отслеживает динамику их изменений.
Педагог является главным субъектом воспитания, создает условия для организации разнообразной, свободной , самостоятельной деятельности ребенка, формирует у них желание проявлять активность и инициативность в процессе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Активизируя «самостоятельную» деятельность детей, педагог на начальных этапах приобретения детьми навыков самостоятельности и инициативы используют показ и объяснение, привлекает внимание детей к отдельным деталям , рекомендует приемы и способы работы.
Помимо организованных видов двигательной деятельности по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Организация правильного руководства самостоятельной деятельностью детей в значительной мере влияют на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между НОД, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствия.
При планировании самостоятельной деятельности педагог должен позаботится о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.
При организации самостоятельной деятельности старших дошкольников необходимо использовать личностно-индивидуальный подход. У детей с высоким уровнем двигательной активности преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег наперегонки, прыжки, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего времени самостоятельной деятельности детей.
У детей с низким уровнем двигательной активности преобладают игры низкой степени интенсивности(сюжетно-ролевые игры, игры с песком, со снегом, с кольцебросом, городки…), которые составляют около 70% всего времени самостоятельной деятельности детей на прогулке. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как испытывают неуверенность в своих действиях.
Для детей со средним (оптимальным) уровнем двигательной активности характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организационной двигательной деятельности.
Оптимальной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему.
Старшим дошкольникам понятна смысловая сторона движения. Общепедагогической задачей становится развитие двигательной инициативы и самостоятельности.
Важным условием активизации самостоятельности ребенка является поощрение в сочетании с пояснением его достижений и ошибок.
Предоставляя самостоятельность и возможность проявить инициативу, педагог создает стимул в виде положительного эмоционального отношения, способствует ответственному выполнению задачи.
Очень важно помнить, что любая деятельность ребенка в процессе воспитания самостоятельности должна быть, им создана и свободна.
И ученые – педагоги Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова совершенно справедливо утверждают и пишут об этом, что необходимо уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества. Поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колокольчик»
Консультация для педагогов
«Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности»
Подготовила: Филимонова Т.В.
инструктор по физической культуре
2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательну...
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательную учеб...
Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Материал для педсовета по экологическому воспитанию (презентация)...
Консультация для педагогов "Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности"
Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование ...
воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности
Консультация для педагогов "Воспитание самостоятельности у дошкольноков в процессе физкультурной деятельности"...
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описан процесс становления самостоятельности дошкольника средствами физической культуры...