Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у дошкольников"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал может быть полезен воспитателям и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_samostoyatelnosti_u_doshkolnikov.docx | 14.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как воспитывать самостоятельность у дошкольников»
Сегодня мы поговорим о том:
Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать?
Какие ошибки допускают родители и как их избежать?
Что такое самостоятельность?
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего
ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать
это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов
можно достичь.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.
Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не
применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них
мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о
маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее
определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность
чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».
Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость
своего участия в тех или иных обстоятельствах;
• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля
взрослого;
• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий
деятельности;
• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть
условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку
результатов деятельности;
• умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс
достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные
периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.
Дошкольный возраст
1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно
выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что
ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что
сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо
отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему
больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать
покупки в магазине и учитывать его выбор.
2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что
для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы
поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за
ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно,
возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-
таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более
дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также
обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных
растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки,
столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним
питомцем и др.
3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с
отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у
ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-
то, не привлекая к этому взрослых.
5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности
является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки
его действий.
Успехов Вам в воспитании Ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности дошкольника"
Данный материал рекомендован воспитателям детских садов для правильной организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, при организации музыкальных центров в групповых комнатах, о ...
Консультация для родителей "Самостоятельность у дошкольников".
Данную консультацию я готовила для родительского собрания по просьбе родителей, поэтому она представлена в виде презентации. Отдельным файлом выкладываю текст и буклет-памятку для родителей (распечата...
Консультация для педагогов "Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности на занятиях по физкультуре"
Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...
Консультация для педагогов "Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности"
Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...
Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников"
Консультация содержит информацию о самостоятельном музыкальном развитии детей....
Консультация для воспитателей Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.
Материал будет полезен, как начинающим воспитателям, так и педагогам со стажем....
Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...