Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у дошкольников"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Барбина Виктория Николаевна

Данный материал может быть полезен воспитателям и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_samostoyatelnosti_u_doshkolnikov.docx14.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как воспитывать самостоятельность у дошкольников»

Сегодня мы поговорим о том:

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать?

Какие ошибки допускают родители и как их избежать?

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего

ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать

это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов

можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не

применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них

мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о

маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее

определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность

чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость

своего участия в тех или иных обстоятельствах; 

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля

взрослого; 

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий

деятельности; 

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть

условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат); 

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку

результатов деятельности; 

• умение переносить известные способы действий в новые условия. 

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс

достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные

периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Дошкольный возраст

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно

выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что

ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что

сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо

отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему

больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать

покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что

для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы

поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за

ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно,

возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-

таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более

дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также

обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных

растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки,

столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним

питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с

отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). 

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у

ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-

то, не привлекая к этому взрослых. 

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности

является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки

его действий.

Успехов Вам в воспитании Ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности дошкольника"

Данный материал рекомендован воспитателям детских садов для правильной организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, при организации музыкальных центров в групповых комнатах, о ...

Консультация для родителей "Самостоятельность у дошкольников".

Данную консультацию я готовила для родительского собрания по просьбе родителей, поэтому она представлена в виде презентации. Отдельным файлом выкладываю текст и буклет-памятку для родителей (распечата...

Консультация для педагогов "Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности на занятиях по физкультуре"

      Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...

Консультация для педагогов "Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности"

      Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...

Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников"

Консультация содержит информацию о самостоятельном музыкальном развитии детей....

Консультация для воспитателей Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

Материал будет полезен, как начинающим воспитателям, так и педагогам со стажем....

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...