Сенсорное развитие
статья (младшая группа) по теме
Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного опыта.
«Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека».
Б.Г. Ананьев.
Сенсорное воспитание – это развитие у ребенка способностей к чувственному познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность, воображение, внимание;
- готовит к реальной жизни;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является дидактическая игра.
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны. Дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают.
Возможность обучать детей посредством активной, интересной для них деятельности - вот отличительная особенность дидактической игры.
Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, ставятся и решаются следующие задачи:
- формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик), количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Эти задачи также решаются в создании игровой среды.
Мы работаем в младшей группе.Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми.
Поэтому, мы стараемся организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.
Требуется немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта..
Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, мы учитывали требования ФГОС, отображая её во всех центрах группы, старались сделать её разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить период пребывания детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, облегчить индивидуальное гармоничное развитие ребёнка.
Центр сенсорного развития является одним из самых любимых центров наших воспитанников. В нём собраны дидактические игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
В процессе создания сенсорной зоны мы отдали предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх мы стремимся заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателей.
Вся наша работа ведётся совместно с родителями. Много пособий, игр, тренажеров мы изготовили благодаря помощи родителей.
В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Мы используем здесь большое количество природного материала: шишки, желуди, фасоль, горох и многое другое.
Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. Для этого в таз насыпаем пшено, фасоль, помещаю в него различные по форме и величине предметы, предлагаем найти предмет на ощупь.
Чувство вкуса и запаха развиваем во время еды, когда дети непосредственно обоняют запахи, а также с помощью баночек с различными запахами.
Для развития слуха – звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики.
Для развития зрения – цветные таблички, сортировка бусин по цвету, шариков и так далее.
Самое главное, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости.
Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, мы заметили, что у детей появились такие качества, как интерес и любознательность. У них выработались активность, сдержанность, целеустремленность, а достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Музыкальный руководитель и воспитатель МБДОУ «Дюймовочка» с. Бижбуляк
Иванова Валентина Евгеньевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...
Сенсорное развитие детей. Игры на развитие сенсорного воспитания у детей. https://cloud.mail.ru/public/BV7D/jwTC9fbrW
Сенсорное развитие детей....
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
Конспект ООД по математическому и сенсорному развитию Тема: «Путешествие на лесную полянку к белочке» (математическое и сенсорное развитие) (2 младшая группа)
Конспект для второй младшей группы по сенсорному развитию....
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...