Календарно-тематическое планирование "Народные традиции"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Егорова Марина Евгеньевна

Цель: Формирование у детей представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных  и творческих способностей. Формировать элементарные представления об изменении видов  человеческого  быта на примере  предметов обихода. Познакомить с историей возникновения праздника Рождества. Вызвать желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, дразнилки).

Задачи:

v расширение знаний о культуре и традициях русского народа;

v закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

v развитие логического мышления;

v воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_obrazovatelnoy_dyatelnosti.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

Задачи на неделю

Цель: Формирование у детей представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных  и творческих способностей. Формировать элементарные представления об изменении видов  человеческого  быта на примере  предметов обихода. Познакомить с историей возникновения праздника Рождества. Вызвать желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, дразнилки).

Задачи: 

  • расширение знаний о культуре и традициях русского народа;
  • закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;
  • развитие логического мышления;
  • воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;
  • развитие устной речи

Активный словарь

Существительные:  традиции, рождество, обычай, обряд, вертеп, потешки, дразнилки, фольклор.

 Глаголы: колядовать, танцевать, шутить, гадать.  

Прилагательные: праздничный, красивый, красочный, веселый, традиционный, волшебный.

План образовательной деятельности

с «9» по «13» января 2017 г.

ГРУППА  Гномики                                    ТЕМА НЕДЕЛИ «НАРОДНЫЕ ТРАДЦИИ»  

Итоговое мероприятие - «Исполнение колядок»

Центры активности

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренний сбор

Утренний сбор

Приветствие: №1

«Здравствуй, солнце золотое!»

Побеседовать с детьми о том, как провели новогодние праздники, какие подарки получили от Деда Мороза.

Цель: развивать умение детей рассказывать связно и последовательно.

Побеседовать с детьми о том, что делали вчера,

Какие планы на сегодня? Чем хотели бы заняться?

Утренний сбор

Приветствие: №1

«Здравствуй, солнце золотое!» 

Разучивание рождественской колядки «Коляда, коляда»

Цель: знакомить детей с традицией русского народа: празднованием Рождества, его обычаями: колядкам и их исполнением.

Выучить с детьми колядку, учить четко проговаривать слова и словосочетания.

Побеседовать с детьми о том, что делали вчера,

Какие планы на сегодня? Чем хотели бы заняться?

Утренний сбор

Приветствие: №1

«Здравствуй, солнце золотое!»

Рассматривание с детьми Рождественского вертепа, рассказывание «Рождественской сказки».

Цель: познакомить детей с вертепом - рождественским театром, с  традицией празднования Рождества.

Побеседовать с детьми о том, что делали вчера,

Какие планы на сегодня? Чем хотели бы заняться?

«Конкурс скороговорок».

Цель: развивать дикцию детей.

Утренний сбор

Приветствие: №1

«Здравствуй, солнце золотое!»

Предложить детям новогодние раскраски, пластилин, ватные диски для изготовления поделок.

Знакомство детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.

Рассказывание детям докучных сказок.

Цель: повеселить, создать у детей хорошее настроение.

Побеседовать с детьми о том, что делали вчера,

Какие планы на сегодня? Чем хотели бы заняться?

Утренний сбор

Приветствие: №1

«Здравствуй, солнце золотое!»

Познакомить  детей  с новыми потешками.

Цель: продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Повеселить и потешить детей.

Д/игра «Назови слова на определенный  звук»

Цель: учить различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук, развивать фонематический слух.

Центр искусства

Цель: Продолжать формировать умение детей строить композицию, развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) при выполнении работ. Закрепить умение работать в разных техниках.

Аппликация манкой Тема: «Зимний пейзаж»

Рисование

Тема: «Рождественский ангел»

Творческая композиция Тема: «Рождественский вертеп».

Лепка  

Тема: «Веселый ангел»

Аппликация

Тема: «Рождественская открытка»

Центр грамотности

Формирование лексико-грамматических категорий с помощью игр и упражнений

 Д/игра «Угадай по звуку»

Цель: учить узнавать на слух  звучание русских народных инструментов, правильно называть их.

Д/и «Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Звуковая культура речи

Д/и «Пирамида»

Формировать направленность на звуковую сторону речи: развивать умение вслушиваться в слово; выделять звуки; учить делит слово на звуки; устанавливать количество звуков в слове.

Игра «Позиция звука». Цель определять позицию звука [А] в словах начало, середина, конец.

Формирование лексико-грамматических категорий с помощью игр и упражнений

Игра Сравни предметы

Цель: учить сравнивать предметы, выделяя противоположные и схожие признаки.

Д/и «Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

Что можно делать с машиной? Что делает Дед Мороз? Что делает самолет? Что можно делать с куклой?

Звуковая культура речи

Д/игра «Назови слова на определенный  звук»

Цель: учить различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук, развивать фонематический слух.

Составление рассказа по серии картинок. Цель: учить расставлять  сюжетные картинки в правильной последовательности, составлять рассказ.

Развитие речи

Показ детьми настольного театра.

Учить детей самостоятельно договариваться и распределять роли.

Составление рассказа по сюжетной картине. Цель: учить составлять связный, описательный рассказ по картине

Центр математики

Тема: упражнять  детей в счете до 10,сравнивать предметы по цвету, величине, размеру, форме.,

Развивать умение определять пространственные направления от себя ,повторить названия геометрических фигур, развивать ловкость, быстроту, приучать к выполнению действий по сигналу.

 Ига «Кто знает, пусть дальше считает».

ЦЕЛЬ. Закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

Игра "Конструируем из палочек"

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Дидактическая игра «Почини одеяло» Цель. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игра "Обратный счет".

Цель: упражнять в обратном счёте.

Игра «Считаем по порядку»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Игра «Не ошибись» (игры путешествие во времени)

Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток.

Игра «Подбери пару». (с геометрическими фигурами и их преобразованием)

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению.

Игра "Где кружок?" (игры на ориентирование в пространстве)

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Игра "Найди место"

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Игра «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Центр сюжетно-ролевых игр

«Скорая помощь» Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

«Путешествие на самолете в Устюг» Цель: Расширить знания детей о воздушных видах транспорта, о назначении самолета, о способах обслуживания самолета, научить видеть красоту земных пейзажей, воспитать уважение к профессии летчика, смелость, расширить словарный запас детей: «самолет», «летчик», «стюардесса», «полет».

«Дом, семья. Встреча Нового года» Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

 «Магазин», «Семья»

Самостоятельный подбор материала для игры, распределение ролей.

«Пойдем колядовать к куклам ». Цель: Расширять область самостоятельных действий детей в разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов.

Центр науки

 Какие предметы могут плавать?

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Делаем мыльные пузыри.

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

(1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла).

Подушка из пены

Задача развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Какая бывает вода?

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму

Центр строительства

Постройка терема Деда Мороза из конструктора и строительного материала и обыгрывание построек.

Конструктор «Город»

Рождественский вертеп

Волшебный транспорт.

Работа со схемами

Центр кулинарии

Печенье из слоёного теста

Цель: закрепить умение работать со слоёным тестом

Открытая площадка

Отметить погоду на улице.  

Дети самостоятельно называют зимние признаки  характерные ярко выраженные четы зимы.

П\игра «Мороз – красный нос» Заучивание заклички «Мороз…»

Трудовая деятельность Сгребание снега в определенное место для построек. Цели: воспитывать положительное отношение к труду.

Игра «Пробеги – не задень» Цель: развивать ловкость движений.

Наблюдать за поведением птиц в холодную погоду

- формировать представление о жизни птиц зимой;

- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

П/и «Ловишки», «Вороны и гнезда». Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.

Труд: Подкормка птиц.

Цель: закреплять желание заботиться о птицах.

Наблюдение за работой дворника

- продолжать наблюдение за работой дворника;

- совершенствовать словарный запас;

- формировать стремление к порядку и чистоте.

Игра «Гонки на санках». Цель: учить, сидя на санках, передвигаться до флажка, отталкиваясь ногами.

Игра метание снежков  на дальность, принимая правильное исходное положение.

Труд: расчистить дорожки от снега. Цель: доводить начатое дело до конца.

Наблюдение за собакой. Цель: знакомить детей с объектами живой природы; воспитывать бережное, заботливое отношение к «братьям нашим меньшим. Выучить с детьми пословицу: «Собака – первый друг человека».

Игра «Попади комом снега в цель». Цель: развивать глазомер и силу броска.

Наблюдение за метелью. Цель: продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе, познакомить с понятием «метель».

Экспериментальная деятельность: опыт «Таяние снега» Цель: знакомство со свойствами снега, учить делать выводы.

П/и «Выше ноги от земли» закреплять умение бегать не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Математика

«Примеров много — ответ один»

Цель. Изучение состава чисел, формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти.

Развитие речи

«Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

  Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

Познание

Игра «Я знаю пять названий», закреплять название различных классификаций.

ФИЗО

Игра «Бросай, лови», развивать ловкость, умение рассчитывать силу броска.

ИЗО

Закреплять умение правильно пользоваться ножницами.

Развивающая

среда

Самостоятельная художественная деятельность

Рисование «Новогодние праздники»                    Цели: Развивать у детей эстетическое видение Побуждать интерес к искусству, к народным праздникам.

Самообслуживание  «Порядок в шкафчиках».

Цель: развивать  заботу о внешности, своей одежде.

Рассматривание книг, иллюстраций разных художников к знакомым детям русским народным сказкам.

Цель: Предложить детям вспомнить сказки по иллюстрациям, отметить средства выразительности, определяющие характеры образов.

Хороводные игры.

«Дразнилка для деда Мороза»

Цель: Учить детей играть в хороводные игры, соблюдать правила игры.

Творческие игры . Драматизация  «Русская народная сказка «Морозко»

Цель: Развитие творческих способностей.

Взаимодействие с родителями

Оформление папки-передвижки «С Рождеством Христовым!»  

Консультация «Как рассказать детям о Рождестве».

Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?».

Изготовить вместе с ребенком маску для ряжения.

Выставка  поделок  «Рождественский ангелочек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное тематическое планирование по физкультуре для дошкольников по теме "Народная культура и традиции"

Календарное планирование по теме "Народная культура и традиции"2 младшая ,средняя,старшая,подготовительная группы-Комплексы утренней гимнастики-Гимнастика для глаз-Пальчиковая гимнастика-Дыхательная г...

Календарно-тематическое планирование по теме "Традиции русского народа"

Представляю свой опыт  календарно - тематического планирования  по теме «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе детского сада....

Календарно – тематическое планирование на неделю с 11. 01. 16. – 15. 01. 16. г. (подготовительная группа) Тема: «Народные традиции и праздники»

Календарно – тематическое планирование на неделю с 11. 01. 16. – 15. 01. 16. г. (подготовительная группа)Тема: «Народные традиции и праздники»...

Календарно - тематическое планирование "Народные традиции"

Интегрирующая тема периода: «Народная культура, промыслы и традиции»Ø 1. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспита...

Календарно-тематическое планирование "Семейные традиции празднования Нового года"

Календарно-тематическое планирование в младшей группе...

Календарно-тематическое планирование "Народные традиции и обычаи на Руси"

Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования - одно из приоритетовКонцепции развития дошкольного образованияв Красноярском крае  на 2022-2025. При составлении календа...