Календарно-тематическое планирование "Народные промыслы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Егорова Марина Евгеньевна

Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать  знания детей о народных промыслах,  традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре

Задачи: Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям.  Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.

Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_obrazovatelnoy_dyatelnosti.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи на неделю

Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать  знания детей о народных промыслах,  традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре

Задачи: Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям.  Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.

Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда. 

Активный словарь

Существительные: ремесло, кузнец, пахарь, пекарь, гончар, плотник, ткачиха, мастер, искусство, роспись, узор, орудия труда, символизм, народный костюм,   хохлома, матрешка, материал, цвет, сюжет, особенности. 

Прилагательные:  деревянная, яркая, красивая, городецкая, дымковская, богородская, филимоновская, жостовская.

Глаголы : пашет, печет, месит, сеет, расписывает, тонирует, украшает, кует, вытачивает, ткёт, обжигает, мастерит, творит, создает.      

План образовательной деятельности

с «16» по «20» января 2017 г.

ГРУППА  ГНОМИКИ                                   ТЕМА НЕДЕЛИ «НАРОДНЫЕ  ПРОМЫСЛЫ»  

Итоговое мероприятие - Выставка детских работ и поделок: «Золотые руки мастеров»

Центры активности

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренний сбор

Беседа «Россия мастерами славится».

Рассмотреть  старинную посуду (из чего делали, как использовали);

Рассматривание

иллюстраций орудий труда крестьянина

и рассказ об их назначении. Цель: приобщать детей  народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Формирование представлений о быте наших предков

Д/и  «Что это такое?»

Цель: расширять знания детей о орудиях труда прошлого. Развивать мышление.

Этюд «Передача чувств». Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Беседа о символике

красного и черного

цвета в узорах русского

народного костюма.

Рассматривание

иллюстраций с изображением старинной

русской одежды.

Знакомство с трудом ткачихи

Дидактическая игра «Загадки от Матрешки» Цель: развиваем речь, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Д/и «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах.

Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» Рассматривание с детьми иллюстраций народных игрушек: дымковских, богородских, филимоновских.

Цель: знакомить детей с народными промыслами.

Предложить детям для раскрашивания  бумажные силуэты дымковских и филимоновских игрушек. Показать детям красоту русской природы. Дать представления о роли человека в нарушении целостности экосистем, правильном поведении в природе.

Музыкально-ритмические игры, упражнения

«Определи какой инструмент». Цель: развитие слуховых восприятий                  

«Путешествие в волшебный Городец»

(Рассказ воспитателя о городецкой росписи.)

Цель: познакомить детей с городецкими изделиями, развивать умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья), видеть и называть цвета, используемые в городецкой росписи.

"Разрезные картинки"

Цель: научить составлять целое из частей.

Н/и «Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики

Рассматривание с детьми иллюстраций дымковских игрушек. Цель: закрепление знаний о дымковских игрушках.

Игра «Бусы для Маруси»  предложить нанизать на шнурок крупные бусины.

Цель: развивать мелкую мускулатуру рук.

Д/и «Узнай узор» закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.

Центр искусства  

Раскрашивание силуэта дымковской игрушки. Цель: формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Изготовление нитяных кукол. Цель: формировать умение работать по плану, развивать моторику и желание изготавливать игрушки.

Коллективная работа в технике обрывной аппликации «Жостовской поднос». Цель: формировать умение работать сообща.

«Декоративная роспись  игрушки «Кот» (по мотивам филимоновский свистульки).

Цель: научить детей расписывать объемные фигурки  филимоновской росписью. Закрепить элементы росписи: точки, полоски и цвета, используемые в росписи: красный, желтый, зеленый.

Украшение барыни по мотивам дымковской игрушки.

Цель: продолжать формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Закрепить умение детей правильно держать кисть, широкие линии проводить всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти.

Центр грамотности

Составление описательных рассказов о дымковских игрушках. Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи.

Игра «Что сначала – что потом». Цель: закреплять знания детей о последовательности дней недели, частей суток, времен года и т.д.

Составить описательный рассказ о гжельской посуде. Цель: расширять знания о народном промысле.

Д/и «Найди место звука «ш» в слове»  Цель: развитие фонематического слуха

Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Игра «Пирамида»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.

Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.

Игра «Чего не стало?». Цель: уточнить название предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

Самостоятельный пересказ сказки «Заюшкина избушка».

Цель: Учить детей пересказывать знакомые русские народные сказки с использованием  театра по желанию.

Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

 Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Центр математики

Тема: «Счет в пределах 10», ориентировка в пространстве, знание геометрических фигур.

Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счет (прямом и обратном) в пределах 10.

Игра « Найди похожую». Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать  шаги.

Игра «Которой игрушки не стало?». Цель: развивать зрительное внимание и память.

Игра «Сложи узор». Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие.

Игра «Назови число»

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Игра «Назови по порядку». Цель: упражнять детей в порядковом счёте.

Диктант по клеточкам. Цель:  развивать умение ориентироваться на плоскости листа в клетку.

Игра «Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Состав числа 2, 3, 4, 5.

Центр сюжетно-ролевых игр

«К нам гости пришли» Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие».

«Пожарники»

Цель: Подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла.

 «Салон красоты»                               Цель: Совершенствовать умение детей  объединяться в игре, самостоятельно распределять роли, выполнять игровые действия.                                     

«Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли, объяснить, что народные промыслы – дело семейное и каждый выполнял свою работу.

 «Ярмарка»

Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Центр науки

Разноцветные волчки                          Цель:  развивать способность у детей наблюдать, познакомить с механизмом возникновения цвета.

Эксперименты с глиной. Цель: опытным путем выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды.

Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде.

Вода — растворитель. Очищение воды

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием

Путешествие Капельки

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе

Центр строительства

Тема «Деревенская изба»

Цель: учить строить миниатюрную модель фермерского хозяйства, ориентируясь на схему.

Тема «Парты »

Цель: учить детей работать с натуральным материалом (деревом), правильно пользоваться отверткой.

Тема «Парты»

Цель: учить детей работать с натуральным материалом (деревом), правильно пользоваться отверткой.

Тема «Парты»

Цель: учить детей работать с натуральным материалом (деревом), правильно пользоваться отверткой.

Тема «Деревенская изба»

Цель: учить строить миниатюрную модель фермерского хозяйства, ориентируясь на схему.

Центр кулинарии

Цель: учить детей работать ножом, размазывать масло по хлебу равномерно, убирать излишки масла с  ножа о край хлебного кусочка.  

Открытая площадка

Наблюдение: «За тающим льдом». Цель: Закреплять знания о свойствах льда.                 Труд: оказание посильной помощи дворнику в расчистке дорожек от снега. Цель: воспитывать желание приходить на помощь, доводить начатое дело до конца.

Народная игра «Горелки»

Цель: Развитие умений детей играть в народные игры.

П/и «Лыжники»

Цель: Развитие координации движений.

Наблюдение за погодой

Цель: Продолжать знакомить детей с природными явлениями.

Игра «Кто дальше бросит?» Цель: совершенствовать метание снежков на дальность.

П/и «Два Мороза»

Цель: Развитие ловкости, умения быстро бегать, ориентироваться в пространстве.

Наблюдение за птицами Цель: Уточнить представления детей о зимующих  птицах, условиях их жизни; роли человека в жизни птиц. Воспитывать стремление  заботиться о птицах в зимний период

Игры-эксперимент. «Цветной лед» Цель: Развивать любознательность, наблюдательность, воображение.                                                                                                

П/и «Ловишки со снежками».                                      Цели: Развивать меткость, ловкость. Воспитывать уверенность в себе.

Предложить детям очистить дорожки от снега и льда

Цель: Прививать любовь к труду.

Наблюдение за снегом

Цель: Закреплять знания детей о свойствах снега.

Русская народная игра:  «Жмурка с колокольчиком». Цель: познакомить с правилами р.н.игры, развивать чувство коллективизма, ловкость, быстроту.

Труд: сгребание снега в лунки деревьев. Цель: дать детям понятие о том, что снег согревает деревья, не дает им погибнуть.

Наблюдение за изменением продолжительностью дня.

Цель: Провести очередной этап сравнительного наблюдения, помочь детям выявить изменение положения солнца на небе.

Игры-эстафеты.                            «Кто первый?»                          Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, воспитывать доброжелательность.

Игры-забавы.                        «Снайперы»,                         Цель: Способствовать развитию ориентации в пространстве, меткости.

Индивидуальная работа

Математика

Повторить порядковый и количественный счет. Цель: развитие навыков счета

Развитие речи

Д/и «Скажи правильно».

Цель: Развитие артикуляционного аппарата, внимания, логического мышления.

«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Познание Упражнение  «Назови зимние явления природы» Цель: закрепление знаний детей о явлениях природы.

ФИЗО

Игры-аттракционы.

«Попрыгай-ка»

Цель: Развивать умение перепрыгивать на двух ногах через полосу препятствий.

ИЗО

Учимся последовательно рисовать по схеме

Развивающая среда

«Чтение художественной литературы».

Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: Учить внимательно слушать сказку, правильно строить предложения отвечая на вопросы.

Настольная игра

«Уголки»

Цель: Развитие сенсорных способностей, логического мышления.

«Живое – не живое»

Цель: Закреплять знания детей о животных, их обитании в природе.

Рисование элементов различных росписей                    Цели: Развивать у детей эстетическое видение Побуждать интерес к народному искусству, к народным праздникам.

Д/и «Чей сувенир?». Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремёсел, пробуждать интерес к талантам народных умельцев.

Игры со строительным материалом.

 «Строим русскую избу»

Цель:  Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе.

Раскраски «Гжельский чайник». Цель: развивать усидчивость и аккуратность.

Театрализованная деятельность.

«Волк и семеро козлят»

Цель: Способствовать  развитию танцевально-игрового творчества, учить детей придумывать движения, отражающие содержание песни.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Народные ремесла и промыслы»

Тематическая папка «Русская матрёшка»

Папка-передвижка «Развитие творческих способностей ребенка»

Консультация «Знакомство детей с хохломской росписью»

Папка-передвижка: «Приобщаем детей к русской народной культуре»

«Русские народные игры с детьми дома и на прогулке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Быт и промыслы русского народа"

планирование работы по ознакомлению с народной культурой России для старшего дошкольного возраста...

Календарно - тематическое планирование на тему "Народные промыслы" в старшей группе

Календарно - тематическое планирование на тему "Народные промыслы" в старшей группе...

Календарно-тематическое планирование по теме: «Веселая ярмарка (народные промыслы, посуда)» (подготовительная группа)

Цель: Приобщать детей к народному искусству, познакомить детей с индификацией посуды....

Календарно-тематическое планирование в старшей группе Тема недели: «Народные промыслы"

Календарно-тематическое планирование в старшей группе  Тема недели: «Народные промыслы"...

Календарное тематическое планирование в младшей группе. Тема: " Народные промыслы"

Календарный план воспитательно- образовательной работы с 03.02.2020 по 07.02.2020 г. I. Тема: «Народные промыслы».II. Цель:  Знакомство детей с самыми известными народными промыслами-...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Веселая ярмарка (народные промыслы, посуда). Посуда" (средняя группа)

Цель. Продолжать знакомить детей с назнанием посуды, материалами из которых она сделана....