Программа по дополнительному образованию
материал (средняя группа) по теме
Данная программа по дополнительному образованию будет полезна для воспитателей ДОУ, работающих по художественно - эстетической направленности с детьми среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по дополнительному образованию "Шкатулка полезных идей" | 59.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Детски сад «Тополек» МОУ «Паспаульская СОШ»
Принято на педагогическом совете
детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ»
«__» ______________ 2017 года
Заведующая Гаргац Л.С.______________
Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию кружка
«Шкатулка полезных идей»
в средней группе
Руководитель: воспитатель-
Щербакова Вера Николаевна
с. Паспаул
2017г
Содержание программы
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Педагогические принципы
1.4. Новизна
1.5. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
2.2. Учебно – тематический план к рабочей программе «Шкатулка полезных идей».
2.3. Календарно - тематическое планирование программы «Шкатулка полезных идей».
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.2. Режим организации занятий
3.3. Список используемой литературы
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.
Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации. Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
В связи с этим была разработана рабочая программа с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей пятого года жизни.
Учебная программа реализуется по средствам основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнена программой под ред. А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой обучения дошкольников работе с бумагой в средней группе в детском саду.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования требованиями (ФГОС от 17 октября 2013 г. №1155). Так же следующими нормативными документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 23.07.13.
- Концепцией дошкольного воспитания;
- Сан Пин от 30.07. 2013г.№2.4.1. 3049-13
1.2. Цель и задачи программы
Цель кружка: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, фантазию, художественного творчества детей;
-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
-освоить навыки работы с ножницами и клеем;
-научиться приёмам преобразования бумаги;
-развивать мелкую моторику рук.
1.3. Педагогические принципы
В основу данной программы легли принципы:
1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к художественно – продуктивной деятельности.
2. Принцип наглядности. Пользуясь наглядным материалом педагог открывает для детей еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации.
3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия.
4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения детей к выполнению работы.
5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса выполнения работы с учетом возможностей детей. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения нужного материала.
6. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства. Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
7. Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения конструктивной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
8. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов художественно – продуктивной деятельности.
1.4. Новизна. В данной Программе собран воедино методический материал, позволяющий организовать занятия с детьми по художественно- продуктивной деятельности на основе конструирования из бросового материала, имеющего разнообразную структуру. Содержание Программы направлено на овладение старшими дошкольниками различными приёмами ручной работы, изготовление игрушек и полезных предметов для детского сада и дома.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения по данной программе предполагается выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; развитие гендерной принадлежности; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
– выставки детских работ в детском саду;
– составление альбома лучших работ;
– участие в районных, окружных, всероссийских конкурсах художественно – эстетической направленности;
– презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
– творческий отчет воспитателя на педсовете.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Обучение на занятиях независимо от формы его организации, отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:
- подготовительная;
- основная;
- заключительная часть.
Подготовительная часть предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Основная часть - это самостоятельная практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении работы.
Заключительная часть посвящена подведению итогов и оценке результатов деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности выполнения работы.
Содержание деятельности кружка интегрируется со всеми областями образовательной деятельности:
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
2.2. Учебно – тематический план к рабочей программе «Шкатулка полезных идей».
№ Темы НОД Кол-во
1. Вводное занятие 1
2. Практические 14
3. Итоговая 1
Всего – 16 занятий
2.3. Календарно - тематическое планирование программы «Шкатулка полезных идей».
Месяц | Тема занятия, источник | Программное содержание |
Октябрь | 1.Вводное занятие | Познакомить детей с особенностями работы кружка «Шкатулка полезных идей». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с бумагой разной фактуры и инструментами. Закреплять навыки безопасности труда и личной гигиены. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности посредством аппликации из бумаги. |
2.«Весёлый клоун» Малышева А.Н. срт. 27 | Закрепить умение раскладывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету. | |
Ноябрь | 3. «Пирамидка» Малышева А.Н. стр.21 | Учить составлять пирамидку сопоставляя формы и размер кругов, закрепить знание основных цветов. |
4. «Разноцветная матрёшка» Малышева А.Н. Стр. 28-34 | Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы (силуэт матрёшки). | |
Декабрь | 5. «Шарфик для Мишутки» Малышева А. Н Стр.16 | Учить располагать подготовленные фигуры, чередуя их по величине и форме. Продолжать отрабатывать умения правильно держать ножницы. |
6.«Новогодняя открытка» «Аппликацией в детском саду» Стр.70
| Учить аккуратно, наклеивать элементы, не размазывая клей на основу. | |
Январь | 7. «Мозаика» "Аппликация в детском саду» стр. 59. | Развивать воображение, чувство цвета и умение трансформировать геометрические фигуры. |
8. «Украсим рукавичку» Малышева – стр. 35 | Составлять узор на основе, самостоятельно выбирать элементы украшения. | |
Февраль | 9. «Открытка папе» | Закрепить умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из др. геометрических фигур, создавать сюжетную композицию к празднику. |
10.«Ёлочки растут в лесу» Богатеева З.А– стр. 97 | Учить вырезать треугольники и составлять из них ёлочку: варьируя величину. | |
Март | «Красный цветок для мамы» Богатеева З.А. стр.100. | Учить вырезать круги и овалы. Составлять из них цветы, бутоны и стебли с листьями. Учить радоваться результату. |
«По замыслу» | Закрепить приёмы складывания бумаги гармошкой, срезание и закругление углов в сюжетной композиции. | |
Апрель | «Одуванчики расцвели» БогатееваЗ. А. стр.99 | Учить вырезать круги и полоски. Составлять из них образ одуванчиков, варьируя по высоте. Воспитывать любовь к природею. |
«Скворечник» Богатеева З.А. стр.97 | Учить вырезать части скворечника и наклеивать их в определённой последовательности. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | |
Май | «Праздничные шары» Богатеева З.А. стр.100 | Учить вырезать и различать круг, овал. Составлять композицию в виде связки шаров разного цвета и размера. Вызвать радостное ожидание праздника. |
«На птичьем дворе» Малышева А. Н. стр.46 | Закрепить умение составлять сюжетную композицию из геометрических фигур и отработку навыка работы с ножницами. |
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. Наглядные материалы:
• Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
• Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
• Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
• Простые и цветные карандаши
4. Методическое обеспечение.
• Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
• Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада .-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
• Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».
3.2. Режим организации занятий
Программа кружка «Шкатулка полезных идей» по аппликации предполагает проведение занятий один раз в две недели во второй половине дня с октября по май. Продолжительность занятия в средней группе 20 мин.
3.3. Список используемой литературы
1. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
2. Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада .-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
3. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».
4. Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....