"Вспомним лета тепло!" -Опыт психолого-педагогического сопровождения при подготовке детей к школьному обучению в летний период.
статья (подготовительная группа)
Лето- это удивительная пора и для взрослых и для детей.Именно в этот период ребята проводят много времени на свежем воздухе и очень важно организовать их жизнь так, чтобы каждый день им приносил что-то новое, был наполнен интересным содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вспомним лета тепло | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ дс №4
Адмиралтейского района
Санкт- Петербурга
Подготовила:
педагог-психолог
Старостина И.В.
Опыт психолого-педагогического сопровождения при подготовке детей к школьному обучению в летний период.
Готовность к обучению в школе- это целый комплекс физических, духовных, социально-коммуникативных и эмоционально-волевых показателей развития ребенка, который он усваивает в дошкольном возрасте. Для того, чтобы этот процесс проходил гармонично, то есть педагогически верно, в детских садах проводятся занятия по подготовке к школе.
Миссия детского сада при подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе заключается в:
- полноценном, соответствующем возрасту физическим, умственном, нравственном и эстетическом развитии;
- осуществлении специальной подготовки к последующему усвоению предметов школьного курса.
Задачами подготовки ребят к школе являются:
- Развитие любознательности, интереса к занятиям и способам их получения ( дети учатся искать нужную информацию в справочных пособиях, окружающих их предметах и явлениях,)
- Развитие внимания (произвольного и непроизвольного)
- Вырабатывание представлений о занятиях как форме организованной деятельности, предполагающей внимание к словам и действиям педагога, а также обязательное выполнение данных им заданий
- Формирование навыков организованного поведения в процессе непосредственной образовательной деятельности, игр (эти навыки приучают ребенка быть ответственным за свой выбор, например когда ребенок выбирает себе роль в игре- развивает умение работать в коллективе)
- Развитие важных личностных качеств — ответственности, настойчивости, старательности, что проявляется в желании ребенка получить знания, применить их на практике
Воспитание собственного опыта деятельности, а также осознание себя частью коллектива и усвоение приёмов активного воздействия на товарищей ( например дети учатся аргументировано доказывать свою точку зрения другим детям).
Лето—это удивительная пора и для взрослых и для детей. Именно в этот период ребята проводят много времени на свежем воздухе и так важно организовать их жизнь так, чтобы каждый день приносил им что — то новое, был наполнен интересным содержанием. За летний период наши детки в детском саду получили массу новых, интересных впечатлений.
В планирование по подготовке к школе в летний период мы добавили эфективное игровое упражнение на сплочение команды. Это упражнение «Карандаши». Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек с закрытыми колпачками, зажатыми между ладошками стоящих напротив участников. Сначала ребята выполняют упражнение в парах. Дается задание, не выпуская карандаши, двигать руками вперед-назад, вверх-вниз. После выполнения парами задание усложняется: дети встают в общий круг и зажимают между ладошками карандаши. И каждый ребенок чувствует себя важной частью большого и сложного механизма. Также усложнялось задание: предагалось поднять руки вверх, опустить вниз. В это время ребята были очень сосредоточены и почти не разговаривали. После этого упражнения я спросила об ощущениях, которые они чувствовали во время выполнения задания. Большинство ребят сказали, что они очень переживали за весь круг, и хотели как можно дольше сохранить его непрерывным.
В летний период нередкость, что одна или две группы в детском саду — разновозрастные. И это большой плюс для педагогов в подготовке к школе будущих первоклассников. Помимо обогощения новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения, воспитания нравственных основ личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе, здесь можно создать условия поддержки и помощи младшим ребятам, а также мотивировать на передачу опыта и знаний старших ребят малышам. У нас в саду старшие ребята читали книжки младшим, учили их рисовать, вместе делали аппликации, помогали младшим собрать игрушки и выносной инвентарь. Старшие взяли подшефство над младшими в получении новых знаний и умений.
Игровая методика обучения является основным условием и средством обучения дошкольников. Игра оказывает на развитие личностной стороны психики ребенка, изменяется мотивационно-потребностная сфера. В игре возникает и реализуется важный мотив — желание стать взрослым, стать школьником. Подвижные игры «Запомни и повтори», «Слушай музыку», «Одуванчик» помогут не только в развитии произвольности, умения действовать по образцу и слушать инструкцию взрослого. В разновозрастной группе старшие дети брали на себя роль наставников для младших и показывали правильность соблюдения правил той или иной игры.
Еще одним средством формирования готовности к школьному обучению были регулярные игры- занятия в уголке домоводства. И тут будущие первоклассники закрепили свои знания и умения, показав и рассказав малышам для чего нужны предметы бытовой техники, посуда, кухонная утварь и другие предметы быта на кухне. Младшие детки с интересом слушали, а потом и пересказывали все, о чем узнали от старших.
В речевой компонент готовности входит определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя-внутренняя, диалогическая- монологическая) и функций речи (общения, обобщения, планирования, оценивания и так далее). В нашей театральной студии старшие ребята сначала показывали театральные постановки сказок, со временем младшие дети стали не только смотреть сказки, но и некоторые проявили желание поучаствовать в театрализации в роли какого то сказочного героя.
Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Игровые компоненты, включенные в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материалла. В нашем случае будущие первоклассники выступали в роли учителей. Более сложные задания они выполняли с педагогом. Но были задания с колокольчиком, старшие ребята знали, что это более легкое задание, которое нужно обьяснить малышам. Один из старших ребят обьяснял условие задания младшим, выступая в роли учителя. Тем самым обогащая и активизируя свой словарный запас и навыки диалогической речи.
И, конечно, не надо забывать о том, что лето -это период отдыха, игр, развлечений и положительных эмоций, которые запоминаются ребенком на всю жизнь. И даже в дожик нам было не до грусти. Мы придумывали разные занятия, усраивали праздники, утехи и приятное времяпрепровождение. Ведь лето так быстро проходит, и надо насладиться каждым мгновением, особенно перед таким ответственным мероприятием как обучение в школе. В нашей презентации описаны далеко не все прошедшие мероприятия. Помимо различных досугов с детьми постоянно проводились коллективные подвижные игры, а каждое утро начиналось с прогулки и разминки на свежем воздухе. Спортивные соревнования, познавательные досуги, разнообразные игры и развлечения сделали наше лето ярким и незабываемым.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути. Опыт по подготовке к школе в летний период именно в разновозрастной группе показал, что будущие школьники не только стараются получить знания и навыки, но и активно делятся своими умениями с младшими ребятами, а это создает мотивацию в потребности к познанию нового и неизведанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по подготовке детей к школьному обучению
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест.Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное проф...
Конспект тренинга по подготовке детей к школьному обучению в подготовительной группе.
Один из серии конспектов по подготовке детей к школьному обучению, принадлежащих к итоговым. Положительным моментом такого подхода к подготовке детей является определённый алгоритм действий на занятии...
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Влияние психолого-педагогической компетентности родителей на уровень подготовки детей к школьному обучению.
Первый школьный звонок… Как много ожиданий, надежд, волнений связы¬вают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождени...
Презентация на тему:«Психологическое сопровождение процесса подготовки детей к школьному обучению»
1...
Как узнать, готов ли ваш ребенок к школе, какие аспекты нужно проверить и на что обратить внимание? Есть ли время помочь малышу, можно ли успеть подготовить к школьному обучению за летний период? Какие пособия использовать?
В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда нужно снова поступать первый раз в первый класс. И это всегда волнительно. В настоящее время программа начальной школы очень сложная, т...
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...