Коррекционно – образовательная деятельность с детьми подготовительной группы "Цветик - речецветик"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Бойко Елена Владимировна

Коррекция речи детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik_-_rechetsvetik.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №151»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ  ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ЦВЕТИК - РЕЧЕЦВЕТИК

(ОО «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)

                                                                                   Провела:  

                                                                       Учитель - логопед                                                

                                                                    Бойко Елена Владимировна

                                                                                                                       

Воронеж 2016

Цель: Коррекция речи детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать и обобщить знания детей о предложении;

- упражнять в умении выкладывать схему предложения;

- учить правильно пользоваться в речи предложно - падежными конструкциями, выделять предлог в потоке речи;  

- продолжать развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук,  фонематическое восприятие, речевое дыхание, координацию речи с движением.  

Развивающие: развивать речь, память, внимание, мышление, конструктивные способности.

Воспитательные: воспитывать выдержку, взаимовыручку и культуру поведения на занятии.

Оборудование и материалы: цветик – речецветик, мольберт, карточки – схемы артикуляционных упражнений, сюжетная картина, карточки для выкладывания схемы предложения на каждого ребенка, речка, мостик, снежинки на каждого ребенка, шкатулка, опорные картинки, султанчики для пальчиковой гимнастики на каждого ребенка, атрибуты для конструирования на каждого ребенка (клеенки, салфетки, клей – карандаш, квадраты цветной бумаги, плошки  и бусинки для оформления цветка - вертушки).

Ход организованной образовательной деятельности:

Под музыкальное сопровождение логопед с детьми проводит валеологическое упражнение на стимулирование биологически активных точек (Приложение №1)

Логопед обращает внимание детей на необычный цветок, который распустился среди зимы.

Логопед: Ребята, это цветик – речецветик и он приглашает нас в путешествие по стране Речи. Но цветок не простой, под каждым из его лепестков скрывается задание для вас.

Ты листочек отрывай

И заданье выполняй.

Логопед отрывает первый лепесток и читает задание:

Ротик – домик,

Губы – двери.

В этом домике живет

Наш веселый язычок,

Поиграй-ка с ним, дружок.

Дети садятся на стулья перед зеркалами и выполняют артикуляционную гимнастику (под музыкальное сопровождение и стихи, которые читает логопед, с использованием карточек – схем артикуляционных упражнений)

(Приложение №2)

Индивидуальная работа: логопед просит некоторых  детей отдельно повторить несколько артикуляционных упражнений.

Логопед отрывает второй лепесток и читает задание:

Ты листок переверни

И задание найди.

Логопед подводит детей к мольберту, переворачивает лист и просит одного ребенка прочитать фразу, написанную на листе. (Кошка Симка сидит на диване)

Логопед обращает внимание детей на то, что они прочитали предложение.

Логопед: Ребята, сколько в этом предложении слов? (Ответы детей)

Логопед, обращаясь к разным детям, просит назвать первое, второе, третье, четвертое, пятое слово в предложении.

Логопед: Назовите самое короткое слово в предложении (Ответы детей)

Логопед: А что же это за слово? (Ответы детей)

Логопед: Для чего нужен предлог? (Ответы детей)

Логопед приглашает детей за столы и предлагает выложить схему предложения.

Логопед: Почему для обозначения первого слова вы взяли высокий прямоугольник? (Ответы детей)

Логопед: Почему для обозначения второго слова вы тоже взяли высокий прямоугольник? (Ответы детей)

Логопед: Назовите, какие слова можно написать с большой буквы? (Ответы детей)

Логопед: А какое слово вы обозначили при помощи квадрата? (Ответы детей)

Логопед: Что обозначили точкой? (Ответы детей)

Логопед выставляет на мольберт сюжетную картину. (Приложение №3)

Логопед: Ребята, рассмотрите картину и ответьте на вопросы.

Логопед: Где висит картина? (Ответ одного ребенка)

Логопед: Какой предлог ты употребил в этом предложении? (Ответ ребенка)

Аналогичные вопросы логопед задает еще нескольким детям.

Логопед хвалит детей и предлагает заглянуть под следующий лепесток, читает задание:

Через мостик перейди

И к снежинке подойди.

На снежинку дуй легко,

Чтоб летела далеко.

Дети под речь с движением (Приложение №4) переходят по мостику к снежинкам. Логопед с детьми вспоминают правила выполнения дыхательной гимнастики и выполняют дыхательную гимнастику под музыкальное сопровождение.

Логопед отрывает четвертый лепесток и читает задание:

Встаньте, дети, в круг скорей,

Играть будет веселей.

Логопед с детьми становятся в круг и проводят несколько дидактических игр на развитие фонематического восприятия. (Приложение №5)

Логопед отрывает пятый лепесток и читает задание:

Ты немножко отдохни,

Пальцы дружно разомни.

Логопед с детьми выполняют пальчиковую гимнастику. (Приложение №6)

Логопед отрывает шестой лепесток и читает задание:

На прощание, друзья,

Вам загадка от меня:

Чем сильнее дует ветер,

Тем быстрее я верчусь.

Посмотрите-ка как ловко

На одной ноге кручусь.(вертушка)

Логопед приглашает детей за столы и предлагает изготовить вертушку с применением дополнительного материала для дыхательных упражнений.

В конце занятия логопед обращает внимание детей на цветик – речецветик.

Логопед: Ребята, посмотрите, цветику – речецветику так понравилось наше путешествие, что его лепестки стали разноцветными, и он нам улыбается.

Логопед: А какие из заданий нашего цветочка вам понравились больше всего? (Ответы детей)

Приложение №1

Доброе утро!                            Дети улыбаются, поворачиваясь друг к другу.

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее.                           Хлопают в ладоши.

Мы погладим лобик,                Выполняют движения по тексту.

Носик и щечки.

Будем мы красивыми,              Хлопают в ладоши.

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки                    Выполняют движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,                      Дети улыбаются, поворачиваясь друг к другу.

Будьте все здоровы!                   Говорят вместе, обращаясь к гостям.  

Приложение №2

Жил был в доме язычок, заперт был он на замок.

Но пришла пора гулять, на крылечке загорать.
На крылечке полежал, на качели побежал: 
вверх-вниз, вверх-вниз, мчат его качели ввысь.

Во дворе есть также горка, так кататься с неё ловко.
Бежит влево, бежит вправо наш веселый язычок

Тик-так, часики идут, тик-так, песенку поют.

Скрылось солнце за горой, поскакал наш друг домой.

Приложение №4

В один из дней лесной тропой

Звери к речке шли гурьбой

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой бежали зайчата,

За мамой волчицей шагали волчата.

Так незаметно к реке подошли  

И через речку все перешли.

Приложение №5

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Продолжить цепочку слов, где каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова.

Например: логопед называет слово дом, ребенок определяет последний звук в этом слове - [м] и придумывает слово, начинающееся с этого звука –мяч – чайник – кот и т. д.

Дидактическая игра «Шкатулка».

Дети под музыку передают шкатулку по кругу. Ребенок, на котором останавливается музыка, открывает шкатулку и называет предложение на различение смешиваемых в речи фонем по опорной картинке.

Предложения:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

На скамеечке скучает Сонечка.

Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

Часовщик чинит часы.

В Сашиной сумке шесть кошек.

Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.

Приложение №6

Карандаш в руках катаю,                          

Между пальчиков верчу.

(Прокатываем карандаш между ладошек от кончиков пальцев к запястью)

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

(Большим и указательным пальцами вращать карандаш по кругу)

Карандаш качу я ловко,

В школе мне нужна сноровка.

(Прокатываем карандаш по кисти одной руки ладошкой другой руки, поменять руки и выполнить тоже другой рукой)

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

(Держим карандаш вертикально одной рукой, а другой скользим сверху-вниз и снизу-вверх, поменять руки и выполнить тоже другой рукой)

Кручусь, верчусь так ловко,

Мотаю я головкой.

(Быстро прокатываем карандаш между ладошек от кончиков пальцев к запястью)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Коррекционно- - игровая деятельность с детьми подготовительной группы

Для детей с нарушением зрения, игры - коррекция....

Коррекционно – образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему: «Мы - пожарные»

Формирование у детей навыков безопасного поведения в быту, систематизация знаний об огне, о пожаре, о профессии пожарного....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы : «Цветик-семицветик»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы : «Цветик-семицветик»с использование современных образовательных технологий;игровая технология;информационно-комму...

Конспект итоговой коррекционно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях «Путешествие в сказку «Красная Шапочка» на новый лад».

КОНСПЕКТподгруппового логопедического занятияс детьми подготовительной группыТема : «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях «Путешествие в сказку «Красная...