Педагогическая система М.Монтнссори
статья на тему
Данная статья описывает аспекты свободного и полноценного развития ребёнка и наиболее интересную педагогическую систему прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
О наиболее интересной педагогической системе прошлого.
(Педагогическая система М.Монтнссори.)
Есть такое выражение: “Дети- не только наше будущее, но и наше прошлое”. Мне думается, что дети- это наше будущее, прошлое и настоящее.
Прошлое, потому что весь опыт человечества. В целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость прошедших веков, заложенная в фольклоре, народной педагогике, литературе, наше личное ощущение семейных педагогических традиций, опыт известных педагогов- все это сокровище можно отнести к приобретениям прошлого.
Настоящее, на мой взгляд, самый ответственный этап. Многие родители и педагоги видят будущий образ ребенка:”Вот когда он пойдет в школу, то поумнеет и перестанет капризничать и баловаться, а когда поступит в институт…” Тем самым отрицается самоценность настоящего периода, данного возрастного этапа. Настоящее настолько неуловимо и быстротечно, что ему часто не придают значения, а важен каждый шаг, каждая минута, ведь именно это минута совершает переход из прошлого в будущее, именно она показывает, что мы взяли из сокровищницы прошлого: добро, любовь, внимание, заботу, или же в эту минуту отмахнулись от ребенка, оправдываясь отсутствием времени и большой занятостью. И этой минутой мы воспитали невнимание, нетерпение, занятостью.
Важно, чтобы каждый миг общения с ребенком был пронизан любовью желанием напитать его самым дельным, прекрасным, что накопило человечество.
Почему я выбрала профессию педагога, однажды, в прекрасное солнечное утро, я проснулась с ощущением себя воспитателем.
Из наиболее известных и интересных педагогических систем прошлого, я решила остановиться на системе М. Мантессори. И начать хочу со слов Петровой Н.Б. – «Системой М. Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, используют и отвергают, внедряют как целостную систему или только отдельные её элементы. Главное – она не оставляет равнодушным того, кто познакомился с её идеями и методикой. Разработанная в первой четверти нашего ( имеется в виду прошлый век) века, система М. Монтессори знала разные периоды – критику, всплеск внимания и признания, забвение и вновь восторженный интерес.». Такой интерес со стороны теоретиков и практиков, на мой взгляд, говорит о том, что система не смотря ни на что действительно хороша. Я не буду останавливаться целиком на этой системе, на её достоинствах и недостатках, а хочу вкратце коснуться лишь одного вопроса, как мне кажется, актуального по сей день – организация пространственно – предметной среды ребёнка, оказывающей влияние на зону его ближайшего развития.
Итак, что можно найти по данному вопросу в системе М.Монтессори :
- Основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребёнка.
- При подготовке среды учитывают следующие аспекты: помещение как таковое; помещение как место работы; помещение как общественное место ( здесь можно сказать, что подходят все современные санитарные требования к зданиям и помещениям образовательных учреждений, а также их эстетичность и функциональность в рамках нашей страны).
- Предметы, окружающие детей, должны соответствовать росту и силе детей: лёгкая мебель, чтобы дети могли её легко переставлять, низенькие шкафчики, доступные им по росту, легко открывающиеся замки, выдвижные ящики, лёгкие двери, которые ребёнок может легко отпереть и запереть, низкие вешалки для платья, щётки по руке ребёнка, мыло, помещающееся в его ладони и т.д.
- Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Помещение делится на зоны в соответствии с пятью учебными разделами педагогики Монтессори: зона для упражнений в практической повседневной жизни; сенсорная зона; зона для развития речи, обучения письму и чтению; математическая зона; «космическая зона» - зона с материалами для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности.
- Каждый материал присутствует в единственном экземпляре ( что способствует развитию умения общаться, договариваться, ждать своей очереди, сдерживать свои эмоциональные порывы и т.д.).
- В помещении должны быть материалы, относящиеся к зоне ближайшего развития каждого ребёнка.
- Необходимость всестороннего изучения ребёнка и учёт сензитивных периодов его развития (ею были определены сензитивные периоды – фазы развития ребёнка).
- Предоставление ребёнку свободы выбора вида деятельности и её продолжительности.
- Наличие подготовленной культурно-развивающей среды.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что система М.Монтессори, по крайней мере некоторые её составляющие, актуальна и сегодня. Так, очень часто создавая среду для ребёнка взрослые ориентируются на какие то указания, рекламу и т.д., создавая тем самым «мёртвую» среду для выставки и для проверяющих, а детей зачастую к этой среде и не подпускают. Говорят и пишут очень много умных вещей, но на мой взгляд пора наконец таки начать и что-то делать. Один из вариантов - обратиться к системе М.Монтессорри. Ведь основополагающим принципом организации педагогической деятельности М.Монтессори считает предоставление ребёнку свободного выбора деятельности в подготовленной среде. Сущность этого принципа заключается в том, что через освоение окружающего мира, через приобретение собственного опыта, через возможность действовать независимо (свободно), ребёнок приходит к способности и мыслить также независимо и свободно. Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог Монтессори-класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас.
Ориентирами для педагога служат сензитивные периоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая педагогическая система
Дана сама сущность здоровьесберегающей педагогической системы - понятие, критерии, технологи. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ...
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
Основы педагогической системы М. Монтессори"
Цедь данной презентации раскрыть родителям детей раннего возраста особенности педагогики М. Монтессори....
" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"
В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...
Педагогическая система Марии Монтессори
Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивид...
"Модель здоровьесберегающей педагогической системы"
В данном материале представлено моделирование здоровьесберегающей педагогической системы для малокомплектного детского сада...
Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля
Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....