Основные направления в организации взаимодействия МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31» с семьями воспитанников
материал на тему

Ушакова Елена Вячеславовна

Как показывает практика, родители выбирают именно тот дет­ский сад, который находится недалеко от их места жительства. В этой связи позитивные характеристики взаимодействия ДОУ и семьи вос­питанников в условиях малого города закладываются на микро уровне ежедневных дел, встреч.

Развитие такого взаимодействия заключается в следующем:

доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное  желание обеих сторон;

процесс взаимодействия развивается последовательно: от уста­новления тесных связей с педагогом до выбора из всех близлежа­щих ДОУ именно этого учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_napravleniya_v_organizatsii_vzaimodeystviya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Основные  направления в организации взаимодействия

 МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31»  

с семьями воспитанников

Как показывает практика, родители выбирают именно тот детский сад, который находится недалеко от их места жительства. В этой связи позитивные характеристики взаимодействия ДОУ и семьи воспитанников в условиях малого города закладываются на микро уровне ежедневных дел, встреч.

Развитие такого взаимодействия заключается в следующем:

доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное  желание обеих сторон;

процесс взаимодействия развивается последовательно: от установления тесных связей с педагогом до выбора из всех близлежащих ДОУ именно этого учреждения.

Существует несколько фаз планирования, организации работы с семьей, которые  учитывает наш  руководитель дошкольного учреждения:

  • четкая постановка цели. Она различна: привлечь внимание родителей к бедственному материальному положению ДОУ, показать родителям эффективность педагогической работы коллектива ДОУ, организовать профилактические меры, связанные с распространением простудных заболеваний и т.д;
  • каждый работник ДОУ должен четко представлять, какую личностную пользу он получит от этой работы, включая финансовый аспект. Наибольший психологический эффект достигается от пользы, которую будет иметь каждый, изменив свое отношение к работе с родителями;
  • обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, долгосрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет.

Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе дошкольного образовательного учреждения; устраивать презентацию детского образовательного учреждения в микрорайоне (в детских поликлиниках во время «дня здорового ребенка», женских консультациях); приглашать родителей в дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, дней открытых дверей; предоставлять родителям письменную информацию о дошкольном учреждении, которая включает в себя программу ДОУ, направления работы, график клубов, платных услуг, информацию о педагогических кадрах, которые работают в ДОУ.

На основе выделенных условий и фаз развития сотрудничества ДОУ и семьи оптимальными этапами взаимодействия  являются следующие:

  • накопление согласия; задача этого этапа — нейтрализация настороженности родителей при выборе ДОУ для своего ребенка;
  •         поиск совпадающих интересов: на этом этапе родители выясняют всё, что указывает на сходство позиций в воспитании и развитии близлежащего к их месту жительства ДОУ;
  • взаимное принятие принципов, приоритетных направлений деятельности ДОУ;
  • выявление негативных моментов в деятельности ДОУ, нежелательных для дальнейшего взаимодействия. На этом этапе родители могут поделиться своими наблюдениями о сложившемся стиле общения детей и взрослых в ДОУ.

(При выборе консультаций с родителями  учитываются: тип семьи (многопоколенная, нуклеарная, неполная или полная, псевдосемья и т.д.); сущностные характеристики семьи (проблемная или зрелая, традиционная или современная и т.д.); образ жизни семьи (кто доминирует: мать или отец, бабушка со стороны матери, дед со стороны отца); характер семейных взаимоотношений.

Исходя из указанной специфики, налаживание контактов происходит следующим образом.

  1. Первичные контакты между семьями и ДОУ.  ДОУ устанавливает связи с семьями заблаговременно. Характер связей может быть следующим:

-  приглашение родителей с детьми или без них посетить ДОУ;

- посещение педагогом семьи на дому; предоставление родителям письменной  информации о работе ДОУ;

  • встреча с родителями с целью выяснения условий посещения для ребенка.

      II.  Дальнейшие контакты и связи между родителями и педагогами ДОУ:

  • ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят или забирают детей;
  • неформальные беседы о детях («можно ли поговорить о...») или запланированные встречи с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
  • предоставление родителям письменного материала об их детях;
  • предложения посетить врача, психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;
  • оформить доски объявлений для родителей;
  • организовать «родительские дни» с целью показать, как занимается их ребенок, или ознакомиться с работой ДОУ.

III.Помощь родителей ДОУ:

- в качестве организаторов и спонсоров;

- в разделении обязанностей по таким мероприятиям, как разработка содержания игротеки, спортивного  уголка и т.д.;

- в сборе материалов для детских нужд;

- в организации совместных целевых прогулок, досуга.

IV.Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:

  • родители остаются, чтобы ребенок привык к ДОУ;
  • приглашение остаться со своим (уже привыкшим) ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми;
  • оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии.

V. Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:

  • родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания персоналом необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком);
  • родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.

VI. Общественная деятельность для родителей:

  • радушие во взаимоотношениях с родителями, установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечернего кафе;
  • постоянная группа или клуб общения для родителей;
  • приглашение лекторов по интересующим вопросам.

VII. Помогать родителям:

- оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению;

  • накопление информации и практических советов;
  • помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций.

В процессе налаживания и развития контактов  учитывается ряд основополагающих принципов:

  • открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);
  • сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подхода к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитие ребенка.

   План работы с семьей в микрорайоне содержится в методических рекомендациях, разработанных старшим воспитателем   и педагогом – психологом:

 1.        Составление социально-демографической карты родителей микрорайона по следующим параметрам: возраст, пол, социальный статус, образ жизни, религиозная, этническая принадлежность.

2.        Изучение запросов родителей, их требований к работе дошкольного образовательного учреждения.

3.        Презентация детского образовательного учреждения.

4.        Приглашение родителей посетить дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, дней открытых дверей.

5.        Предоставление родителям письменной информации о дошкольном учреждении, которая включает в себя программу, направления деятельности, график работы клубов, информацию о
педагогических кадрах, работающих в ДОУ.

  1. Организация презентаций ДОУ в детских поликлиниках во время «Дня здорового ребенка», женских консультациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является со...

Стендовый доклад "Развитие детско-родительских отношений с семьями воспитанников группы компенсирующего вида (ОНР)"

Документ содержит цели задачи работы по теме "Развитие  детско-родительских отношений с семьями воспитанников группы  компенсирующего вида (ОНР)", а также фотоотчет о проведен...

Развитие детско родительских отношений с семьями воспитанников группы компенсирующего вида (ОНР)

Оказать квалифицированную поддержку родителям  в построении детско  -  родительских отношений...

ПРОГРАММА профилактики нарушений детско-родительских отношений в семьях воспитанников МБДОУ «Горный ДС» посредством использования ИКТ

ПРОГРАММАпрофилактики нарушений детско-родительских отношений в семьяхвоспитанников МБДОУ «Горный ДС»посредством использования ИКТ...

Рабочая программа взаимодействия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сайзанак» с семьями воспитанников разновозрастной (оздоровительной) группы

Рабочая программа взаимодействия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сайзанак» с семьями воспитанников разновозрастной (оздоровительной) г...

Выступление «Формы организации в ДОУ праздников в рамках социального партнерства семьями воспитанников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»143968, Московская обл.,...

Конспект спортивного мероприятия на базе МДОУ детский сад № 28 с семьями воспитанников «Папа, мама, я – дружная спортивная семья!»

7 Апреля · Всемирный день здоровья. Подготовлено мероприятие для старших дошкольников - «Папа, мама, я – дружная спортивная семья!»Цель: создание положительного эмоц...