ПРОГРАММА профилактики нарушений детско-родительских отношений в семьях воспитанников МБДОУ «Горный ДС» посредством использования ИКТ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
ПРОГРАММА
профилактики нарушений детско-родительских отношений в семьях
воспитанников МБДОУ «Горный ДС»
посредством использования ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_narusheniy_detsko-roditelskih_otnosheniy_v_mbdou_gornyy_ds.docx | 117.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Горный детский сад»
ПРОГРАММА
профилактики нарушений детско-родительских отношений в семьях
воспитанников МБДОУ «Горный ДС»
посредством использования ИКТ
Программу разработали:
Старший воспитатель – Наталья Владимировна Суравешкина
Педагог-психолог – Анна Ивановна Высотская
п. Горный
Ачинский район
2019 год
…..Берегите своих детей, их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились,
Никого нет дороже слез, что с ресничек родных скатилась.
Если валит усталость с ног, совладать с ней нету мочи,
Ну, а к вам подойдет сынок, или руки протянет дочка,
Обнимите покрепче их, детской лаской дорожите –
Это счастья короткий миг, быть счастливыми поспешите.
Ведь растает, как снег весной, промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной повзрослевшие ваши дети.
Перелистывая альбом с фотографиями детства,
С грустью о былом, о тех днях, когда были вместе.
Как же будете вы хотеть в это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть, щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех, от игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех, берегите, пожалуйста, детство....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью к окружающей среде и поэтому многие негативные факторы способствуют появлению эмоционального неблагополучия у детей.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами детства и семьи (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов и другие), внутрисемейные факторы являются приоритетными в возникновении эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Большинство проблем детей (отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении, дезадаптация) спровоцированы влиянием негативного опыта семейных отношений, в первую очередь нарушениями детско-родительских отношений (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Горный детский сад» (далее - ДОУ) расположено в п. Горном Ачинского района Красноярского края. Посещают дошкольную организацию 104 воспитанника, функционируют 4 группы. Местоположение детского сада повлияло на контингент воспитанников – из-за близкого расположения по отношению к г. Ачинску п. Горный можно назвать пригородом. Поселок активно развивается, строятся новые дома, коттеджи, соответственно увеличивается количество семей с высоким уровнем благосостояния, имеющих собственный бизнес. Родители в таких семьях, как правило, имеют высокую степень трудовой занятости. Усталость от работы и современный образ жизни, полный суеты, погоня за потребительским максимумом заставляют взрослых забывать некоторые из своих основных семейных обязанностей - проявлять к детям любовь и заботу, напоминать им, насколько они важны.
Нередко в таких семьях, несмотря на их видимое «благополучие», дети испытывают эмоциональную депривацию – недостаточность, бедность или полное отсутствие эмоциональных контактов с близкими людьми. Эмоциональная депривация приводит к тому, что дети постоянно чувствуют себя одинокими или покинутыми. Связь между родителями и детьми ослабевает, что в дальнейшем может привести к негативному влиянию на ребенка со стороны социума (девиантное поведение, уход от действительности через употребление алкоголя, наркотиков, влияние интернет-сообществ негативной направленности: группы смерти, запрещенные организации националистического и террористического характера и т.д.). Некоторые родители полностью передают воспитание детей бабушкам и дедушкам, оправдывая себя большой занятостью, или цифровым устройствам – с практической точки зрения удобно, что дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако, технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.
Приходя в детский сад, такие малыши сразу обращают на себя внимание воспитателей своим поведением и реакциями.
У детей с эмоциональной депривацией, которые хотят любви и внимания от своих родителей, возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться взрослых, часто устраивают сцены не только дома, но и в детском саду: без причины плачут, проявляют агрессию, гнев, импульсивность, подвержены внезапным перепадам настроения.
Если они не достигают своей цели, то просто увеличивают интенсивность и частоту.
Для того чтобы предотвратить такие психологические нагрузки на детей, воспитатели консультируют родителей, советуют, как организовать дома развивающую среду для ребенка, предлагают совместные игры на прогулке, в кругу семьи, рекомендуют различные формы семейного досуга. Но данные формы работы с родителями не приводили к ощутимым положительным результатам. Мамы, как правило, или со всем соглашаются, но советам не следуют, или недостаточно мотивированы на перестройку отношений с ребенком, не до конца понимают, к чему может привести такая ситуация в будущем, если ее оставить без изменений, а кому-то просто не хватает педагогической и психологической грамотности в вопросах воспитания малыша.
С введением в штат детского сада должности педагога-психолога (май 2018 года), расширились формы работы с родителями этой категории. Наряду с возможностью выявления причин эмоционального неблагополучия через психологическое обследование ребенка и детско-родительских отношений, пришла идея создания детского видеоблога «Расскажем маме и папе». Все бизнесмены и бизнесвумен активно пользуются интернетом в течение рабочего дня, поэтому имеют возможность просматривать видеоролики о ребенке на личной страничке.
Для чего нужен детский видеоблог «Расскажу маме и папе»?
Это возможность очень занятым родителям с помощью интернет-ресурсов (на данный момент — это мессенджер WhatsApp) быть в курсе, чем занимается их ребенок в детском саду, как он это комментирует, какие испытывает трудности, как себя чувствует, для кого рисует, мастерит или как скучает по маме и папе. И тем самым показать мамам и папам огромную значимость детских радостей и печалей, желание ребенка быть в окружении любящих и заботливых родителей, быть ими услышанным и понятым.
Программа рассчитана на родителей и воспитанников, нуждающихся в нормализации детско-родительских отношений.
Цель программы:
Профилактика нарушений или нормализация детско-родительских отношений в семьях воспитанников МБДОУ «Горный ДС» с высокой трудовой занятостью родителей, посредством использования детского видеоблога «Расскажу маме и папе».
Задачи:
1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка с целью осознания ответственности родителей за эмоциональное благополучие детей.
2. Обеспечение консультативной помощи родителям по организации развивающей среды в домашних условиях, расширению форм семейного досуга.
3. Разработка комплекса мероприятий по укреплению детско-родительских отношений.
4. Реализация системы мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка.
Основные направления работы по программе:
Организационное:
- Организация технических возможностей для ведения детского видеоблога.
- Выявление нарушений детско-родительских отношений и результатов проведенной работы методами психологической диагностики.
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий по данной тематике.
- Реализация комплекса мероприятий по улучшению детско-родительских отношений.
Профилактическое:
- Обеспечение знаниями родителей воспитанников МБДОУ «Горный ДС» о возрастных особенностях ребенка дошкольного возраста.
- Предупреждение эмоциональной депривации у детей.
- Решение воспитательных задач посредством интернет-ресурсов.
Коррекционное:
- Оптимизация и коррекция детско-родительских отношений.
Участниками программы являются:
- воспитанники, родители (законные представители), специалисты (педагог- психолог, старший воспитатель, воспитатели групп) МБДОУ «Горный ДС»;
- сотрудники организаций-партнеров (МБУК Центральная районная библиотека Ачинского района, МКУ «КЛУБ п. Горный»)
По необходимости привлекаются также к работе юрист Управления образования администрации Ачинского района, медицинские работники.
Программа основана на следующих принципах:
- Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность.
- Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы.
- Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия.
- Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения уровня занятости, перестройки отношений с детьми.
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение родителями базовыми знаниями об особенностях развития ребенка-дошкольника.
- Формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию ребенка.
- Расширение форм семейного досуга.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения детей и родителей в процессе общения.
Социальный:
- Способствование эмоциональному сближению родителей и детей при нарушении детско-родительских отношений.
- Формирование сознательного отношения родителей и детей к своим действиям и поступкам.
Срок реализации программы – 3 месяца, индивидуальный подход (включение в программу по результатам педагогического наблюдения и психологической диагностики).
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Информационно- коммуникационные технологии
- Моделирование детско-родительских конфликтов и путей выхода из них.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод педагогического наблюдения и беседы.
Основные направления и формы работы с детьми и родителями:
- педагогическое наблюдение;
- психологическая диагностика уровня тревожности ребенка, особенностей детско-родительских отношений;
- просмотр видеороликов по теме эмоционального неблагополучия детей в семье;
- анкетирование родителей;
- индивидуальные консультации;
- тренинги «родитель-ребенок»;
- ведение детского видеоблога «Расскажу маме и папе»;
- совместные мероприятия в ДОУ.
Роль организаций-партнеров.
Учреждение | Формы взаимодействия | Цель взаимодействия | Планируемый результат |
МБУК «Центральная районная библиотека» Ачинского района | Участие в совместном проекте «АКАДЕМИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» на базе библиотеки («АКАДЕМИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» как форма консультативного клуба для родителей детей раннего возраста действует в МБДОУ «Горный ДС» с сентября 2018 г.) | Оказание помощи родителям детей раннего возраста в вопросах воспитания, развития ребенка в семье до поступления в детский сад | Сокращение сроков адаптации ребенка в детском саду, повышение педагогической и психологической компетентности родителей. |
МКУ «КЛУБ п. Горный» | Просмотр мультфильмов по тематике: - развитие коммуникативных качеств; - что такое «хорошо» и что такое «плохо»; - расширение представлений о дружбе | Привитие детям навыков культуры поведения, формирование нравственных качеств личности | Готовность и способность к саморазвитию. Определение правильного выбора средств и способов для достижения поставленной цели. Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей). |
Проведение совместных мероприятий с семейными командами на базе МКУ «КЛУБ п. Горный» | Укрепление детско-родительских отношений | Формирование навыков эффективного взаимодействия родителей с детьми. |
Этапы реализации программы
Содержание этапа | Специалисты | Средства, методы |
Выявление детей с эмоциональным неблагополучием | Воспитатели, педагог-психолог | Педагогическое наблюдение в режимные моменты, НОД, самостоятельную деятельность детей. Психологическая диагностика уровня тревожности детей (с согласия родителей). |
Проведение родительского собрания, включая тематику эмоционального неблагополучия детей в семье | Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели, групп | Просмотр видеороликов по данной тематике (например: https://vk.com/video-109707610_456239050 https://vk.com/video-106602751_456239095 Совместное обсуждение видеороликов. |
Создание сообщества родителей в WhatsApp для повышения психолого-педагогической грамотности родителей | Педагог-психолог | Размещение информации по данной тематике, по запросу родителей, видеоролики, анкеты, материалы, рекомендации по организации развивающей среды дома, о негативном бесконтрольном использовании гаджетов и т.д. |
Индивидуальная психологическая диагностика детей, детско-родительских отношений | Педагог-психолог | Психологический инструментарий (в приложениях) |
Обсуждение результатов диагностики с родителями. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье, составление плана профилактической работы по коррекции взаимоотношений с ребенком | Педагог-психолог | Индивидуальная беседа |
Ведение детского видеоблога «Расскажу маме и папе» на личных страничках родителей | Воспитатели, педагог-психолог | Детские интервью, видеосюжеты о жизни ребенка в детском саду |
Привлечение родителей к совместным мероприятиям в ДОУ, в организациях-партнерах | Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели, групп | Тренинги, конкурсы, соревнования, выставки (родители совместно с детьми) |
Мониторинг реализации программы | ||
Отслеживание результатов реализации программы через промежуточную и итоговую психологическую диагностику уровня тревожности ребенка и детско-родительских отношений | Педагог-психолог | Психологический инструментарий (в приложениях) |
Демонстрация положительных результатов (даже небольших), на личных страничках родителей | Педагог-психолог, Воспитатели | Видеоблог, результаты диагностики, фотовыставка «Счастливый малыш» |
Первые положительные результаты реализации программы:
Работа с семьей Алены К., 4 года 8 месяцев (продолжительность работы по программе – 2 месяца, в данное время работа продолжается).
Алёна пришла в детский сад в возрасте 4-х лет. Первые месяцы девочка с удовольствием ходила в группу, но затем ситуация резко изменилась – девочка стала часто плакать по утрам, перестала спать в обеденный сон и отказывалась кушать. В течение дня у Алёны очень резко менялось настроение в отрицательную сторону, девочка всё чаще стала вести себя демонстративно, громко кричать и звать маму. На утренниках могла отказаться от участия, упасть на пол и лежать, свернувшись комочком. Ребенок не поддавался никаким уговорам воспитателей и других работников детского сада. В беседе воспитателя с мамой девочки выяснилось, что Алёна и дома очень часто так себя ведет, и что мама не знает, что делать с поведением дочери.
Папа ребенка участия в воспитании ребенка временно не принимает (находится в местах лишения свободы). К педагогу-психологу учреждения для беседы по вопросу эмоционального неблагополучия дочери была приглашена мама Алёны. Так же мама девочки дала согласие на психологическое обследование её дочери.
В ходе обследования ребенка и интервью с мамой было выяснено, что раньше девочка жила с мамой в отдельной квартире, они всегда вместе гуляли, общались. Но маме с Алёной пришлось переехать к бабушке в поселок, где так же с ними проживают ещё двое взрослых и трое детей в небольшой трехкомнатной квартире. В связи с тем, что у мамы появилась возможность переложить свои обязанности на бабушку, мама устроилась работать посменно с утра и до 23.00 часов, три дня работала и три дня отдыхала. Теперь бабушка укладывала внучку спать, читала ей сказки, приводила и забирала из детского сада, приходила на утренники. Ребенку стало не хватать общения с мамой, они больше уже не гуляли так часто как раньше, а маме стало некогда общаться с дочерью. У Алёны по результатам диагностики выявлено: психоэмоциональное состояние нестабильное, уровень тревожности высокий. Эмоциональные реакции не всегда адекватные, уравновешенные. В течение обследования наблюдается немотивированное упрямство. Результаты психологического обследования были представлены маме, в беседе обсудили возможные причины такого поведения ребенка. Мама, еще будучи сама очень молодой девушкой, признала, что действительно после переезда стала уделять ребенку гораздо меньше внимания, и даже в выходные дни не стремилась провести свободное время в дочкой, ведь теперь ее можно оставить на бабушку и решать свои личные проблемы. Свою большую занятость мама объясняла необходимостью зарабатывания денег для содержания семьи, и высказала предположение, что дочь вырастет и поймет ее. Перестраивать свои отношения с дочерью и как-то менять ритм жизни мама была не готова, так как не принимала всю серьезность ситуации и списывала все на упрямый характер дочери.
Для того чтобы убедить маму в необходимости улучшения отношений с дочерью в данное время, не откладывая на непонятное будущее, когда девочка вырастет и поймет маму, воспитатель, с согласия мамы, начал вести детский видеоблог «Расскажу маме». Было отснято 8 сюжетов, где Алена увлеченно раскрашивала картину, и обращалась к маме, рассказывала, чем она хотела бы заняться после детского сада – поиграть с мамой в «дочки-матери», послушать на ночь мамину сказку. Все видеосюжеты были отправлены маме на личную страничку в мессенджер.
В результате работы с семьей педагога-психолога, просмотра видеосюжетов о том, что волнует ребенка, как девочка стремится к общению с мамой, как ей не хватает маминого тепла, появилась незначительная положительная динамика во взаимоотношениях матери и девочки. Мама стала чаще сама приводить и забирать девочку из детского сада, они стали чаще гулять по вечерам, разговаривать. Девочка стала немного спокойнее в детском саду, улучшился аппетит, иногда спит в обеденный сон. Но, по-прежнему, не ужинает, ждет маму. Мама планирует поменять место работы или график смен, чтоб всегда по вечерам и выходным быть рядом с дочерью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методики психологической диагностики ребенка
Диагностика личностных особенностей ребенка.
Диагностика эмоционального состояния ребенка.
Диагностика межличностных взаимоотношений.
№ | Методики | Возраст | Назначение методики | Краткое описание методики |
1. | «Лесенка» | с 3 – 7 лет | Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье. | Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д. |
2. | Методика «Человек под дождем» | с 6 лет | Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. | На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем. |
3. | Методика «Два дома» | 3,5 – 6 лет | Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций. | Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов. |
4. | Методика «Домики» Ореховой О. А. | 4 – 12 лет | Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:
| Методика включает в себя 3 задания: |
5. | Методика ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) | с 5 лет | Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов. | Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно |
6. | Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен | 3,5 – 7 лет | Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. | Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунки выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. |
7. | Hand-тест (тест руки) | с 5 лет | Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения. | Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» |
8. | Методика «Несуществующее животное» | С 6 лет | Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д. | Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием. |
9. | Методика «Автопортрет» | с 6-7 лет | Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей. | Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет. |
10. | Цветовой тест Люшера | с 3,5 лет | Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. | Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды. |
11. | Методика «Кактус» | с 4 лет | Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. | Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа. |
12. | Проективная методика «Рисунок семьи» | с 4 лет | Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений. | Ребенку предлагают нарисовать свою семью. |
13. | Тест «Сказка» | с 3,5 лет | Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания. | Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. |
14. | Методика «Аппликация» | с 6-7 лет | Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье. | Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить посредством аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры. |
15. | ЦТО - Цветовой тест отношений (А.Эткинд). | С 6 лет | Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений. | В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методики диагностики детско-родительских отношений
- Интервью для исследования взаимоотношений между родителями и детьми (Алексеева Е.Е.).
- Методика исследования родительских установок и реакций PARI.
- Опросник для родителей «Типы воспитания детей».
- Диагностика родительского отношения к ребенку А.Я. Варга, В.В. Столина.
- Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3-10 лет. Эйдемиллер Э.Г.
- Проективные методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сценарий родительского собрания в детском саду
"Моя семья"
Подготовительная работа:
- видеоролик «Семейные традиции»;
- видеосюжет с воспитанниками «Что такое семья?»;
- создание «Чудо-дерева», «Чудо-плодов»;
- создание буклетов «Семья вчера, сегодня, завтра», «Как воспитывать мальчика», «Как воспитывать девочку», «Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи».
Вначале занятия необходимо расставить столы и стулья в форме полукругов, образуя группы родителей.
Ведущий: слово «семья» - знакомо всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники. Это любовь и забота, труд и радость, привычки и традиции.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Ведущий: А сейчас мы с вами послушаем, что думают на этот счет, дети! Показ видеосюжета с воспитанниками детского сада «Что такое семья?»
Ведущий: В практике нашей работы очень часто приходится встречаться с разорванными семейными связями, когда нет взаимопонимания между членами семьи и, как правило, в таких семьях страдают в первую очередь дети. И чтобы этого не допустить, нам необходимо сохранять единство семьи, а помогут нам в этом семейные традиции.
Мы приготовили для Вас вот такое «Чудо-дерево», но на нём, как Вы видите, не хватает чудесных плодов. Для этого на ваших столах имеются «улыбки» («яблочки»), которые займут свое место на ветвях нашего «Чудо-дерева», а для этого на каждой «улыбке» нужно написать самые ценные для Вас семейные традиции.
Для самостоятельной работы в каждую команду приглашается тьютер из сотрудников. Играет музыка, фоном презентация.
После того, как работа выполнена, представитель от команды-семьи вешает «улыбки» на «Чудо-дерево» и рассказывает почему именно эта традиция необходима каждой семье.
Ведущий: Ритуалы являются фактором равновесия в любой семье, моментами, когда родители и дети могут наслаждаться обществом друг друга и создавать воспоминания.
Ритуалы важны, потому что они способствуют нашему общению и решению накопившихся проблем. Они предоставляют возможность для укрепления семейных ценностей, для обмена опытом.
Семейные ритуалы дают детям возможность чувствовать себя в безопасности и равными с другими членами семьи. Тот факт, что каждый из них, имеет особую роль в ритуале, предоставляет им возможность чувствовать себя более уверенными.
А сейчас мы Вас познакомим с некоторыми ритуалами.
Упражнение «Доброе утро!»: «Доброе утро!» – это не просто добрые чувства от души, это – ритуал. Упражнение состоит в том, что с утра все с теплой улыбкой говорят (не буркают, а тепло и с улыбкой говорят) друг другу «Доброе утро» и целуют (тут по-разному – в плечико, в щечку, в губки). Это обязательное требование взаимоотношений. Ты можешь быть не выспавшимся и в обиде, но сказать «Доброе утро!» ты обязан в любом случае.
Аналогично упражнение «Спокойной ночи!»
Упражнение «Милые пальчики!»: Утро ребенка начинается с того, что кто-то нежно гладит его пальчики на ногах. Этот кто-то прокрался к нему под одеяло и не щекотно, а приятно поглаживает его пальчики. Большой пальчик, следующий, следующий... мизинчик – все пальчики получают свои поглаживания и поцелуи. «Доброе утро, милый!», «Доброе утро, родная!» – голос мамы (или папы) сопровождает этот мягкий утренний массажик.
Упражнение «15 минут перед сном»: Чудесная вещь – пятнадцать минут общения ребенка с папой или мамой перед сном, когда ребенок уже в постели, а папа или мама сидят с ним рядом и о чем-то тихо разговаривают: расспрашивают, слушают. Тут не может быть разборок и нравоучений, на крайний случай (после ссоры), можно просто посидеть рядом погладить ручку.
Тьютеры раздают тексты песен, включается фонограмма. Родители и специалисты исполняют песню:
Где – то на белом свете Наша семья живёт, Горя и бед не знает, Дружбою слывёт. Вместе читаем книги, Вместе в кино идём, В праздник поём и пляшем, В будни дела найдём Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла, Дружная у нас семья. | Мама бельё стирает, Дети моют пол, Папа обед готовит, Слушая футбол. Спорится вмиг работа. Каждый к труду привык. И отдыхать умеем – Жарим в лесу шашлык! Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла Дружная у нас семья. |
Ведущий: Пусть ваши дома всегда будут наполнены теплом и звонким детским смехом! Пусть ваши семьи будут «обыкновенным чудом».
В завершение родительского собрания всем родителям выдаются визитки, памятки, буклеты: «Я-родитель!», «Семья вчера, сегодня, завтра», «Моя семья – заветное желание», «Как воспитывать мальчика», «Как воспитывать девочку», «Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи».
Литература
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного
возраста. СПб., 2006.
2. Винникот Д.В. Разговор с родителем. М., 1995.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? М., 2004.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? М., 2008.
5. Гарбузов В.И. Нервные дети. М., 1990.
6. Гордон Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург.,
1997.
7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред.
Дубровиной.М.,1999.
8. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Р-н-Д.2003.
9. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб. 1995.
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.,
1997.
11. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. М., 2008.
12. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. СПб., 2001.
13. Э. ЛеШан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
14. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.,
2000.
15. Магид С.М. Тайничок. М., 2006.
16. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. М., 1998.
17. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1989.
18. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность. М.,
1994.
19. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Р-н-
Д.,2005.
20. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Р-н-Д. 2004.
21. Фромм А. Азбука для родителей. Екатеринбуг, 1991.
22. Фопель. К. Психологические группы. М., 1999.
23. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.
24. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и
развитии школьников. С.-Пб. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал для инструкторов по физической культуре по теме "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста" для использования в процессе образовательной деятельности по физической культуре
В данном материале описываются упражнения (общеразвивающие, дыхательные, подвижные игры и.т.д.) способствующие формированию навыка правильной осанки, укреплению дыхательной системы, мышечного корсета,...
Профилактика нарушений осанки и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений Рабочая программа
Рабочая программа по коррекции и профилактики осанки и плоскостопия...
Пояснительная записка, тематическое планирование к программе по гармонизации детско-родительских отношений в диаде мама (папа) – ребенок «ХОРОШО ТАМ, ГДЕ МЕНЯ ПОНИМАЮТ»
В современных условиях психолого-педагогических взаимоотношений между родителями и детьми, остро встает проблема педагогической некомпетентности родителей в воспитании своего ребенка. Эта некомпетентн...
Работа с родителями «Качественное время семьи» — профилактика проблемы детско-родительских отношений
Работа с родителями «Качественное время семьи» — профилактика проблемы детско-родительских отношений В стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребенка как можно б...
Коррекционная программа на развитие детско-родительских отношений, как фактора влияющего на развитие тревожности и у детей дошкольного возраста
Задачи программы:1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком2. Снизить тревожность3. Повысить уверенност...
Основные причины нарушений детско-родительских отношений.
Детско-родительские отношения представляют собой подструктуру семейных отношений, включающих в себя неравнозначные отношения, отношение родителя к ребенку, а так же ребенка к родителю....