Статья на тему:«Контроль и руководство воспитательно-образовательным процессом в детском саду»
статья на тему
В данной статье представлен материал отражающий опыт организации контроля в дошкольной образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Контроль и руководство воспитательно-образовательным процессом в детском саду»
Автор: заведующий ГБДОУ детский сад № 85 Фрунзенского район Санкт-Петербурга Васильева Любовь Александровна
Контроль является важной и заключительной функцией управления и служит средством осуществления обратных связей. Он входит составным элементом в каждую функцию управления, что позволяет оперативно совершенствовать деятельность ДОУ. В системе управления контрольные функции всегда были в числе приоритетных задач.
Одним из наших приоритетов – развитие действенной внутрисадовской системы контроля. Ее важнейшая задача – повышение эффективности за счет предоставления коллективу объективной информации. Руководитель прогнозирует пути развития ДОУ, ставит цели на будущее, а это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации по всем направлениям развития ДОУ.
Являясь одним их главных источников получения информации о качестве работы сотрудников ДОУ, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами ДОУ, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков и распространению положительного опыта.
Задачи контроля и проверки руководства заключаются в том, чтобы обеспечить соответствие результатов целям организации. Регулярный контроль текущих дел и прогнозирование их последствий позволяет руководителю проводить корректировку отклонений, необходимую для успешной работы дошкольного учреждения. Процесс контроля тесно связан как с непосредственным исполнением работ, так и с будущими действиями. Предназначение контроля состоит в проверке того, насколько все затраченные усилия способствуют исполнению поставленной задачи.
К осуществлению контроля в ДОУ мы предъявляем следующие требования:
• Создание единой системы контроля по всем направлениям деятельности ДОУ;
• Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач ДОУ;
• Планирование контроля - тщательно намечаемые цели, задачи; контроль по всем на-правлениям работы, по воспитанию и обучению планируется в единстве);
• Выявление опыта работы; причин, вызывающих недостатки; выработка эффективных мер по их устранению;
• Своевременность контроля;
• Гласное подведение итогов;
• Мероприятия, намеченные в результате контроля должны обязательно выполняться.
Контроль, проводимый в системе, позволяет нам решать следующие задачи:
• Моделирование, прогнозирование, проектирование желаемого, достойного уровня качества образования на основе анализа существующих достижений;
• Достижение заданного уровня качества путем обеспечения функционирования образовательной системы и образовательных учреждений в целом;
• Обеспечение повышения качества;
• Диагностирование имеющегося уровня качества образования, т.е. проведение мониторинга.
Чтобы охватить контролем все аспекты ДОУ мы четко распределили обязанности между администрацией: выделили круг вопросов, которые контролирует только заведующая, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем, завхозом, старшей медсестрой. При этом исходили из должностных обязанностей, "Положением о ДОУ", Положением о внутреннем контроле", а также из конкретных на данный момент условий.
Заведующая контролирует:
• Работу административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);
• Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;
• Проверку исполнения инструктивно-методических документов выше стоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
• Качество знаний, умений и навыков у детей;
• Выполнение решений педагогического совета;
• Сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
• Ведение документации всеми воспитателями и администрацией;
• Организацию и осуществление работы с родителями;
• Финансово-хозяйственную деятельность;
• Выборочный контроль за работой воспитателей.
Старший воспитатель контролирует:
• Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
• Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
• Календарные планы и документацию педагогов;
• Наличие и хранение детских работ;
• Работу педагогов по повышению квалификации.
Завхоз, старшая медсестра осуществляют контроль по «Плану производственного контроля».
Контроль проводится в определенной последовательности, используя следующий алгоритм:
Цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор информации - первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.
Изучение конечных результатов педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:
• Сбор информации – с помощью воспитателей, воспитанников, а также других лиц при-частных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе;
• Изучение документации;
• Обработку полученной информации;
• Заполнение листов опроса;
• Обсуждение полученных данных, их анализ и интерпретация;
• Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педпроцесса;
• Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта;
• Разработку рекомендаций.
В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание качественной и своевременной информации, необходимой для принятия управленческих решений. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным результатам. В ДОУ издается сборник «Воспитательно – образовательная работа в цифрах и фактах», в котором излагается анализ работы за четыре года. В сборнике выделены разделы, раскрывающие результаты контроля по следующим направлениям:
1. Педагогическое обследование: усвоение программного материала, готовности к обучению в школе.
2. Организация оздоровительной работы и физического воспитания.
3. Организация методической работы.
4. Организация работы с родителями.
На основании рекомендаций, предложенных в книгах Н. В. Корепановой, И. А. Липчанской "Контроль функционирования и развития ДОУ", Л. М. Денякиной "Технологии управления образовательным учреждением", мы составили рабочие материалы оперативного контроля: в каждой группе для педагогов имеется папка со схемами "Контроль функционирования и развития ДОУ", в которые включены 14 блоков:
1. Охрана жизни и здоровья детей;
2. Образовательный процесс;
3. Физическое воспитание;
4. Игровая деятельность;
5. Интеллектуально – познавательная деятельность;
6. Художественно – речевая деятельность;
7. Музыкальная деятельность;
8. Изобразительная деятельность;
9. Трудовая деятельность;
10. Нравственное воспитание;
11. Режимные моменты;
12. Нормативные документы;
13. Медицинская работа;
14. Административно – хозяйственная часть.
Все вопросы, вынесенные на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам на педагогическом часе и размещаются в методическом уголке - этим мы обеспечиваем гласность контроля. Результаты проверки заносятся в журнал, оформленный на весь год с использованием "Карт наблюдения" на каждого педагога, где даются рекомендации, для отметки результатов используем условные обозначения или текстовой материал. Этим самым обеспечиваем действенность контроля, не только указывая на недостатки, но проверяя выполнение предложений и рекомендаций, а также выявление положительных качеств и результатов. В конце каждой недели месяца делаются выводы и вносятся предложения для корректировки планирования контроля на следующий месяц. Таким образом, можно убедиться в эффективности контроля. Затем проводится ежеквартальное подведение итогов работы по всем направлениям.
Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ результатов тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Проверка планов воспитательно – образовательной работы осуществляется еженедельно: в младших группах – в пятницу, в старших – в понедельник. В каждой группе имеются тетради «Контроль и оказание методической помощи» (вложены в планы воспитательно – образовательной работы), в которых делаются отметки о результатах проверки планов. Такая форма удобна как для педагогов, так и для проверяющих.
Для разработки системы предстоящей деятельности, формирования целей и задач нужно не просто подготовить анализ работы учреждения, а увидеть проблемы и перспективы его развития. Осуществить это можно путем тщательного анализа направлений работы. Для этого мы составили:
• Таблицу отслеживания выполнения решений педагогических совета;
• Анализ выполнения годового плана;
• Изучение новых технологий, программ;
• План творческих отчетов по самообразованию.
Таким образом, мы пришли к выводу, что по каждому вопросу, по каждому направлению контроля целесообразно иметь подробные таблицы, схемы, где каждый вопрос, вынесенный на контроль, разбит на подвопросы, которые легко проконтролировать и оценивать. Эти схемы универсальны, могут использоваться в течение нескольких лет, а при необходимости можно легко внести коррективы, т. к. все они имеются в компьютерном варианте.
Содержание системы контроля направлено на достижение цели, и, как видно, все используемые технологии в ней тесно связаны между собой. Рассмотренные технологии способствовали созданию в системе управления постоянной обратной связи, являющейся важнейшей составляющей всякого управления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в детском саду.
Планирование воспитательно - образовательного процесса на 2013 - 2014 учебный год....
Роль интеграции в реализации требований нормативно-правовых документов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в детском саду
Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения воспитанников, дает большой выигрыш во времени. В данной статье дается понятие интеграции, выделяются ее уровни, пути и о...
Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяливнимание многие представит...
Планирование воспитательно-образовательного процесса в детском саду в контексте введения ФГОС ДО. Документация воспитателя
Делюсь опытом планирования воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ и опытом ведения документации воспитателя....
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ"
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ" Составлен по программе Н.Е. Вераксы "От рожде...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ подготовительной ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "БЕЗОПАСНОСТЬ"
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ подготовительной ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "БЕЗОПАСНОСТЬ". Цель: расширять и обобщать знания детей об опасных...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. ТЕМА "ДЕТСКИЙ САД"
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДАТема недели: Детский садЦель: вызвать у детей радость от нахождения в детском саду: развивать представление...