Роль интеграции в реализации требований нормативно-правовых документов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в детском саду
статья на тему
Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения воспитанников, дает большой выигрыш во времени. В данной статье дается понятие интеграции, выделяются ее уровни, пути и особенности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль интеграции в реализации требований
нормативно-правовых документов к осуществлению
воспитательно-образовательного процесса в детском саду
В настоящее время воспитатели и педагоги ДОУ ищут ответы на многие вопросы. Например, чем же отличаются занятия от непосредственно образовательной деятельности? Каковы составляющие образовательного процесса в ДОУ? Как индивидуализировать виды деятельности с учетом разного темпа и уровня развития детей даже в одновозрастной группе?
Найти ответы на эти вопросы помогут нормативно-правовые документы нового поколения. Так, СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164, вносит изменения в п. 12.16 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10), а именно слово "занятия" заменяется словами "непосредственно образовательная деятельность". В связи с этим возникает вопрос, в чем же отличие "занятий" от "непосредственно образовательной деятельности"? Прежде всего, в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.
За годы существования системы дошкольного образования наиболее распространенной моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие:
■ проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам - методикам);
■ решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.);
■ закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.
Такая модель существовала до введения и утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ). Новая модель организации образовательного процесса, согласно п. 2.4. ФГТ, предусматривает "решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования".
Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:
■ совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты);
■ самостоятельная деятельность дошкольников.
Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:
■ включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
■ добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
■ свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
■ открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Следовательно, непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. В качестве примера представлены формы организации непосредственно образовательной деятельности в ДОУ (Приложение).
Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.
Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям.
Результаты интеграционного образовательного процесса проявляются в развитии творческого мышления воспитанников, оно способствует систематизации познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких образовательных областей, а через их реальную связь дать воспитанникам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию-пародию на межпредметные связи.
Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения воспитанников, дает большой выигрыш во времени.
Пути интеграции могут быть горизонтальные - объединение сходного материала в разных учебных предметах и вертикальные - объединение одним воспитателем в своей группе материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.
Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:
1.Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным.
2.Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов).
3.Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).
4.Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).
5. Диалектический уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.
При планировании и составлении расписания непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать следующее:
■ общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю;
■ продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
в количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;
■ распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
■ перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Пояснения к каждому из этих условий можно найти в СанПиН 2.4.1.2660-10.
Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п. 12.14 при планировании непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп в соответствии с п. 12.22 проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 мин в день.
Все эти и другие положения новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, касающиеся организации непосредственно образовательной деятельности, должны учитываться при составлении, как расписаний образовательной деятельности, так и режима дня каждой возрастной группы.
Таким образом, в современном дошкольном учреждении образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности, он растянут в режиме всего дня. Именно поэтому "Режим дня" является главным документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников. В режимах должно найти отражение "проживание" детьми разнообразных тем в разных видах детской деятельности, поэтому режимов должно быть много на разные случаи (например, плохой погоды, тематического дня и др.
Приложение
Примерные формы организации
непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
Детская деятельность | Примеры форм работы |
Двигательная |
|
Игровая |
Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения Игры с речевым сопровождением Пальчиковые игры Театрализованные игры |
Продуктивная |
|
Чтение художественной литературы |
|
Детская деятельность | Примеры форм работы |
Познавательно-исследовательская |
|
Коммуникативная |
|
Трудовая |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду.
игровая деятельность детей должна быть интересной как по форме, так и по содержанию, влекущей, желаемой, естественной. игры дошкольников не только средство развлекательности, не только прием чем-либо ...
«Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду».
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». ...
Формирование интереса родителей к образовательному процессу в детском саду через реализацию проектной деятельности
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...
Мастер-класс для педагогов на тему “Квест - как инновационная модель обучения в образовательном процессе в детском саду при реализации требований ФГОС ДО”
Мастер-класс для педагогов...
Консультация для воспитателей "Роль игры в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду и реализации принципа приемственности дошкольного образования"
В консультации описывается важное значение игры в повышении качества образовательного процесса....
Реализация регионального компонента в культурно-образовательном процессе современного детского сада
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, ка...
«Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС»
Методическая разработка для педагогов дошкольного образования....