программа вокально - хорового кружка
рабочая программа (старшая группа) на тему

Мишина Елена Анатольевна

Разработка программы вокально - хорового кружка дл дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zapevayka.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

 ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Рекомендована                                                                       Утверждаю:

педагогическим советом                       директор ГБОУ СОШ № 2083

протокол №  1                                Наумкина Т.В.______________                  

от «26» августа 2015 года                          

                                                                         

                                                             

                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Вокально – хоровой кружок

«Запевайка»

                                                  Составитель:

 Педагог ДО: Мишина Е.А.

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Уровень: ознакомительный

Москва,   2015 г

 

Пояснительная записка.

Направленность дополнительной образовательной программы.

 

Программа детского объединения имеет художественную направленность.

Образовательный процесс направлен на формирование музыкально-исполнительской  культуры детей, которая является частью художественной  культуры личности,  представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер.

                                                 

Актуальность

Хорошо известно, что хоровое пение, совместное - это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Русский народ пел всегда: в праздники и в будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе. Пели все. От мала до велика. Сегодня же мы утратили это свое извечное качество, став носителями диссонансов и какофонии - и эта одна из основных причин  деградации молодых поколений, а значит и страны в целом.

А ведь именно хоровое пение, основанное на народных традициях и классической  музыке, способно преодолеть тот "хаос", который сегодня захватывает души наших детей с самого раннего возраста.

Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет - важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности. Кроме того, пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, становление речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой оздоровительную технологию – необходимое условие физического и психического здоровья ребенка, человека и общество в целом.

Актуальность программы состоит  ещё и в том, что создана и активно внедряется  система преемственности.  Каждая следующая ступень  хорового коллектива   позволяет  производить постепенную ротацию,  поддерживая  высокий  профессиональный уровень всего  коллектива в целом.

Новизна

программы заключается в том, что в работе детского объединения  использованы:

  • информативно-коммуникативные и педагогические технологии.
  • Игровой метод обучения
  • Эмоционально-насыщенное общение
  • Предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа)

 

Педагогическая целесообразность

Данная программа нацелена на приобщение детей к традиционной певческой хоровой  культуре - одного из основных путей оздоровления народа, возрождение национальной  духовности и достижения высокого уровня общей культуры и музыкальной образованности.

Программа ориентирована так же и  на детей, имеющих сниженный уровень своих исполнительских возможностей, (поскольку в хор принимаются дети без предварительного прослушивания и без профессионального отбора), но способных освоить  хоровую деятельность,

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

 

Цель образовательной программы:

 

  • создание условий для развития личности. Формировать основы музыкальной культуры и эстетического вкуса ребенка.

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • Совершенствовать музыкальный слух посредством овладения детьми  вокально-хоровых навыков. 
  • Расширение музыкального кругозора                                                                                            

Воспитательные:

  • Воспитать у детей организованность, внимание, трудолюбие,  умение работать в коллективе.
  • Приобщать к культуре и традициям своего народа

 

Развивающие:

  • Развивать музыкальные способности у детей.
  • Развитие певческих навыков и способностей детей.
  • Развитие творческих способностей и возможностей выступления на сцене

Обучение вокальному искусству является одним из наиболее доступных и понятных форм работы с детьми, поэтому  она  поставлена с учетом и применением   здоровьесберегающих технологий:

-Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека  Д.Е. Огороднова

-Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

-Фонопедический  метод  развития голоса В.В. Емельянова

 Данная программа призвана решать следующие коррекционные задачи:

-развитие и постановка правильного (певческого) дыхания

-развитие психических процессов (восприятие, память, внимание);

-развитие мелкой моторики, мимики и пантомимики, дикции);

-коррекция эмоционального состояния.

Вся деятельность вокально-хорового кружка  «Запевай-ка» происходит под руководством музыкального руководителя, деятельность которого строится на следующих принципах:

  • обучение на основе данных диагностических исследований психических процессов и личностных качеств учащихся;
  • осуществления дидактических принципов: доступности, последовательности, систематичности;
  • свобода выбора репертуара;
  • открытость окружающему социуму – расширение социальных контактов с учреждениями (Детская школа искусств, Еринская  школа)


 Возраст детей.

 

Программа  рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет.

 

Срок реализации  программы:  2 года

 

Формы и режим занятий.

Основная форма проведения занятий – практические занятия (разучивание, исполнение песен), процесс обучения – хоровая репетиция.

Виды работ:
- Индивидуальная работа;

 - Групповая работа;

 - Массовая работа.

 

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в группе от 10 человек.

  

Место проведения занятий –  ГБОУ «Школа № 2083» СП Ерино, дошкольное отделение.

 

Примерные учебные и тематические  планы работы

Первый год обучения

Учебный план

Содержание и виды работы

Общее количество часов

Вокально-хоровая работа

 Пение произведений:
Народная песня
Современные произведения
Классика

30


5
10
15

 Слушание музыки

2

 Мероприятия воспитательно-познавательного характера

3

7. Концертная деятельность

3

Итого:

38

Содержание программы.

месяц

недели

1

2

3

4

сентябрь

«Здравствуй, детский сад»              «Золотая осень»

октябрь

«Урожай собирай»

ноябрь

«Унылая пора»

«Мамочка, любимая»

декабрь

«Скоро Новый Год!»

январь

«Зимушка – зима»

февраль

Мы  очень любим Родину!

«Масленица»

март

«Женский день календаря»

апрель

«Наши друзья – животные и птицы»

май

«Здравствуй, лето!»

Второй год обучения

Учебный план

Содержание и виды работы

Общее количество часов

Вокально-хоровая работа

 Пение произведений:
Народная песня
Современные произведения
Классика

30


5
10
15

 Слушание музыки

2

 Мероприятия воспитательно-познавательного характера

2

 Концертная деятельность

4

Итого:

38

                        Содержание программы.

месяц

недели

1

2

3

4

сентябрь

«Здравствуй, детский сад»              «Золотая осень»

октябрь

«Урожай собирай»

ноябрь

«Унылая пора»

«Мамочка, любимая»

декабрь

«Скоро Новый Год!»

январь

«Зимушка – зима»

февраль

Мы  очень любим Родину!

«Масленица»

март

«Женский день календаря»

апрель

                «Бережем планету»        «День победы!»

май

«До свидания, детский сад!»            «Здравствуй, лето!»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и способы определения  их результативности.

 

К концу учебного года  обучающиеся должны:

  • иметь представление о вокально-хоровом исполнении
  • исполнять песни сольно и в ансамбле
  • исполнять репертуар под сопровождение фонограммы, фортепьяно
  • исполнять свою партию, следуя замыслу  и трактовке педагога
  •  вести здоровый образ жизни.

Основным методом  диагностирования является метод педагогического наблюдения, который  с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности. 

Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.

Формы подведения итогов:

  • Конкурсы
  • Фестивали
  • Выступление на концертах
  • Выступление на родительских собраниях

Критерии оценки:

Основными критериями определения оценки учащихся являются:

  • уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
  • степень выразительности исполнения;
  • проявление творческой активности;
  • учебная дисциплина .

                                Методические обеспечение.

 Пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания детей, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, пение – коллективный вид исполнительства, занятия в вокально – хоровом кружке воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Кроме того,  ансамблевое пение – наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей.

При отборе в  вокальную группу или ансамбль сначала выявляют состояние здоровья детей (на основании медицинской карты), возрастные изменения голосового аппарата в результате ларингологических обследований. Затем проверяют внимание, кратковременную музыкальную память, музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический), качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, наличие вибрато, мягкость, напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку.

 Расширению индивидуального контроля за музыкально-певческим развитием способствуют также дополнительные занятия пением по группам, в которые распределяют всех детей по таким признакам: а) одинаковый возраст; б) тембр голоса; в) сравнительно одинаковая музыкально-певческая продвинутость; г) индивидуальные особенности.

 Эффективным дополнением к первым двум формам работы можно считать магнитофонные записи: хоровые, групповые, индивидуальные. Прослушивание записанных на ленту упражнений и произведений, исполненных детьми, значительно повышает уровень их самоконтроля, способствует повышению интереса к предмету, стимулирует стремление каждого к самосовершенствованию.

 Освоение разнообразнейших музыкально-певческих знаний, умений, навыков каждым участником кружка способствует формированию хоровой культуры, помогает овладеть певческим голосом, выразительным художественным исполнением песен и хоровых произведений. Индивидуальное певческое развитие – основа, на которой стоится хоровое воспитание, формируется любой детский или юношеский хоровой коллектив. Это принципиально отличает его от профессионального взрослого хора.

Первым условием правильного вокально-хорового обучения является эмоционально-эстетический настрой, т.е. создание руководителем непринужденной обстановки, естественно сочетающей напряженный труд с увлекательным творчеством, что  активизирует интерес, любознательность детей, создает оптимизм и высокую работоспособность. Такой настрой следует сохранять в течение всего урока.

Для деятельности голосового аппарата важно соблюдать певческую установку независимо от того, поют дети сидя или стоя. Правила певческой установки известны руководителям, соблюдать их в процессе пения школьники должны обязательно. Об этом им надо систематически напоминать.

Дети, не должны петь без перерыва. Непрерывное пение допустимо не более 10 минут. После этого должна следовать небольшая разрядка, краткое переключение на другой вид деятельности или зарядка. В качестве примера последней предлагается одно из простейших упражнений, заимствованное из литературы, для повышения работоспособности детей. Дети стоят прямо, спокойно глядя перед собой. Подняв вверх руки над головой, сгибают их в локтях, берут кистью правой руки согнутый локоть левой и кистью левой – локоть правой. Живот, естественно, слегка втягивается. Необходимо следить за тем, чтобы голова не прижималась к груди, а спина была очень прямой. При этом у детей часто возникает зевота. В таком положении учащиеся могут находиться около минуты. Затем руки должны быть спокойно опущены через стороны вниз и можно продолжать занятие.

Правильное воспитание певческого голоса детей происходит на основе развития музыкального слуха, накопления музыкально-слуховых представлений. Вся вокально-хоровая работа с детьми строится на всестороннем развитии музыкального вокального слуха: звуковысотного мелодического, гармонического, полифонического ладового, динамического, тембрового.

Основным способом звукообразования при работе с детьми, подростками и юношеством должна быть мягкая атака. Твердая атака недопустима для детей младшего возраста. Для среднего и юношеского – даже при условии достаточной певческой продвинутости – твердая атака возможна только иногда, как отдельный изобразительный прием. Употребление твердой атаки как постоянного приема звукообразования нарушает равномерную работу дыхания, отрицательно влияет на работу голосовых связок.

Особое внимание следует уделять работе над качеством звучания детского голоса – развитию основных свойств певческого тембра: звонкости, полетности, вибрато, разборчивости, ровности. Важно помнить, что большой вред певческому голосу детей, подростков и юношества приносит форсированное пение. Оно препятствует развитию основных его свойств, вызывает различные расстройства и заболевания голосового аппарата. Форсированное, крикливое пение идет вразрез с требованиями художественного исполнения.

 Сохранение индивидуальности звучания детского голоса при занятиях приобретает особое значение. Как известно, от профессионального хора требуется слияние звучания по его окраске, а не только по силе, интонации, строю и т.д. В коллективе, состоящем из взрослых певцов-профессионалов, чьи голоса могут быть подобраны по тембру, такое требование – явление нормальное. Механическое же перенесение его на детский, подростковый и даже юношеский хор нельзя считать правильным. Поскольку голоса участников хоров находятся в той или иной стадии формирования, необходимо создание таких условий, которые способствовали бы его максимальному расцвету, а не нивелировке.

  Индивидуальность в детских голосах в большинстве случаев выражена не ярко. И если их певческое развитие идет нормально, дети не поют форсированным звуком, в голосах нет носового или горлового призвука, то индивидуальность звучания не только не нарушает общехорового звучания, но и обогащает его. Удаляя большое внимание сохранению индивидуального тембра, следует требовать от участников хора слияния не по тембру, а только по звуковысотному интонированию. Сохранение индивидуальности звучания не мешает воспитанию в голосе свойств, объективно характерных для певческого голоса. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования.

 Суть работы над качеством звучания голоса учащегося в процессе работы с хором, помимо сказанного выше, можно дополнить следующим: постоянный показ звучания, в котором бы присутствовали основные певческие свойства (показ педагога или пример ученика); анализ с учащимися тембров их голосов, выявление индивидуальности звучания, на этой основе формирование вокального тембрового слуха.

Следует помнить, что вокальные навыки формируются постепенно и это находит свое отражение в качестве тембра голоса: звонкость, полетность, вибрато – объективные показатели развитости певческого голоса, но и объективны ориентиры – сигналы, настаивающие деятельность голосового аппарата.

Степень владения певческим дыханием – один из основных признаков продвинутости детей. Его развитие происходит в процессе певческой тренировки и во многом зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования по развитию певческого дыхания при коллективном обучении могут быть следующими: вдох – спокойный, оптимальный, без поднятия плеч; выдох – спокойный, экономный, при сохранении вдыхательного состояния, без форсирования и специального «Выдувания», без напряжения и утечки воздуха; высокое резонирование также способствует развитию дыхательной системы, выполняющей и резонаторную функцию, равно как и правильное положение корпуса. Постепенно дыхание углубляется, приходит умение экономно расходовать воздух.

Активность, эмоциональность в меру – условия, необходимые детям для работы. Постепенно, в процессе тренажа, такой настрой становится привычная состоянием.

  В целом вся работа должна строиться с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей.  Большую роль в обучении хорошему пению играет пение без сопровождения инструмента (а капелла) и без поддержки голоса учителя. Именное пение без сопровождения, как никакой другой вид музыкальных занятий, способствует развитию музыкального слуха, разных его сторон. Необходимость постоянно контролировать свое пение и пение товарищей обостряет слуховое внимание, вырабатывает слуховой самоконтроль. Оно обеспечивает более чистое и «острое» интонирование, способствует выработке единства в исполнении ритма, произношения литературного текста, учит детей понимать особую красоту чистого, совершенного звучания человеческих голосов, составляющих хор. Несмотря на то что пение а капелла – это не только высшая форма хорового искусства, но и наиболее органичное, чистое, естественное его проявление, одновременно это и наиболее трудный вид хорового исполнительства.

Вокально-хоровое воспитание происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры участников хоров. Под влиянием самого произведения, характер работы над ним, в зависимости от личности преподавателя и его мастерства и других факторов формируются специальные способности, совершенствуется внимание, память и другие качества учащихся.

Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Они могут быть направлены на развитие и закрепление любых навыков и умений, любых качеств. При этом важно, чтобы они содержали «эстетическое зерно», не были бы «механистичны». Целесообразно также в целях экономии времени так отбирать и формировать учебно-тренировочный материал, чтобы решать не только одну учебную задачу, хотя акцент надо делать на главном. В число упражнений входят и распевания. Их назначение: во-первых, «разогревание» голосового аппарата в начале занятия, во-вторых, решение задач вокального развития детей «в чистом виде» и концентрация их внимания только на этих задачах.

Наряду с тем, что разучивание произведений в какой-то мере возможно по слуху (это хорошо развивает память и умение быстро ориентироваться в произведении), все большее значение придается обучению детей чтению нот. Очень благоприятен для этого младший возраст. Поэтому на постановку этого дела в младшем хоре следует обратить особое внимание. Руководителю хора надлежит основательно ознакомиться с программой по сольфеджио и в своей работе опираться на этот курс.

Условия реализации:

Наглядный материал:
- Таблицы;
- Портреты выдающихся вокалистов;
- Нотный стан;
- Музыкальные произведения в записи (CD, DVD).
Работа с родителями:
- Консультации для родителей;
- Концерты, праздники;
- Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
- Оформление стенда.
Методы и приемыг работы:
Методы формирования сознания учащегося:
- Показ;
- Объяснение;
- Инструктаж;
- Разъяснение;
Методыг формирования деятельности и поведения учащегося:
- Самостоятельная работа;
- Иллюстрация;
Методыг стимулирования познания и деятельности:
- Поощрение;
- Контроль;
- Самоконтроль;
- Оценка;
- Самооценка;
- Вручение подарка;
- Одобрение словом;
Методыг поощрения:
- Благодарность;
- Благодарственное письмо родителям;
- Устное одобрение.

Список  использованной литературы.

  

1. Алексеева Л. Страницы зарубежной музыки 19 века. М., 1993

2. Гембицкая Е. «Музыкально-эстетическое воспитание детей М. 1970

3. Григорович В. Слово о музыке М.1990

4. Данилова Л. Работа над детским голосом. М.,1988

5. Дмитриева Л. Методика музыкального воспитания в школе М., 1997

6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя М.,1987

7. «Из опыта хоровой работы с детьми» под редакцией Локшина Д. М., АПН РСФСР, 1953.

8. «Песня и время». М., «Советский композитор», 1976.

9. «Работа с детским хором» под редакцией Соколова Вл. М., «Музыка», 1981.

10. «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». М., АПН СССР, 1982.

11. «Рассказы о песнях». Сост. Очаковская О. М., «Музыка», 1985.

12. Абелян Л.М. Программа по хору. - Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Музыка». - М., 1978.

13. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. – М., Изд. МГПИ, 1983.

14. Вербов А. «Техника постановки голоса». М., ГМИ, 1961.

15. Гембицкая Е.Я., Попова В.С.. «Художественные кружки». – М., 1981.

16. Добровольская Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре». М., «Музыка», 1987.

17. Добровольская Н. «Распевание в школьном хоре». М., «Музыка», 1969.

18. Дуганова, Л.В. Алдакова. М., «Поет Детская хоровая студия «Веснянка». – М., 2002.

19. Локшин Д. «Хоровое пение в русской школе». М., АПН РСФСР, 1957.

20. Морозов В. «Тайны вокальной речи». Л., «Наука», 1967.

21. Овчинникова Т.Н. Программа по хору. - Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Музыка». - М., 1978.

22. Попов В. «Русская народная песня в детском хоре». М., «Музыка», 1985.

23. Соколов Вл. «Работа с хором». М., «Музыка», 1983.

24. Струве Г. «Школьный хор». М., «Просвещение», 1981.

25. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., «Прометей», 1992

26. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. МО РФ. – АПК и ПРО; сост. И.В. Калиш; науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы вокально-хорового кружка

план работы вокально-хорового кружка...

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана  на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы  по  музыкальному воспитанию детей ...

Программа по вокально-хоровому кружку с рецензией

Программа по вокально-хоровому кружку с рөцензией...

Авторская программа вокально-хорового кружка "Серебряный голосок" для детей 4-7 лет

Образовательная программа по обучению детей вокально-хоровому искусству в рамках проведения дополнительной образовательной услуги для детей 4-7 лет «Серебряный голосок», Нижнекамск, 2016 г. Программа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокально-хорового кружка "Колокольчики"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию рабочую программу вокально-хорового кружка "Колокольчики"...

Программа вокально-хорового кружка "Домисолька"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 22 «Ве...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» (возрастная категория детей 5 - 6 лет)

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкол...