Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» (возрастная категория детей 5 - 6 лет)
статья (старшая, подготовительная группа)

Жеребцова Валентина Романовна

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Занятия в вокальном кружке проводятся с сентября по май, 72 занятий в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жеребцова Валентина Романовна

музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад № 169, г. Уфа

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию вокально – хорового кружка «Весёлые нотки»

(возрастная категория детей 5 - 6 лет)

Пояснительная записка

Музыка начинается с пения…

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Занятия в вокальном кружке проводятся с сентября по май, 72 занятий в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю.

Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 5 – 6 лет.

Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Задачи программы:

- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.

- Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а также развитие навыков эмоционального, выразительного пения.

       Программа вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте 5 – 6   лет на 1 года обучения. Предполагается 72 занятия в год. Занятия проводятся с сентября по май, два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 минут.

Работа вокально – хорового кружка по обучению детей пению проводится в различных формах:

  • Занятия - игра, игра на музыкальных инструментах;

Результаты усвоения программы кружка детей проверяются во время проведения:

  • викторин, вечеров развлечений;
  • в самостоятельной деятельности;

Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся:

  • консультации, беседы, вечера развлечений, концерты.

Форма проведения итогов в конце учебного года реализации дополнительной образовательной программы: проведение концерта

Ожидаемые результаты:

      Дети владеют навыками правильного пения: петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.

Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно

Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настрой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению

Основаны этические нормы на основе праздников

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребёнком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания. Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта

Занятие.

Программное содержание. Закрепление знания детей о высоких, средних и низких звуках. Формировать представление о долгих и коротких звуках. Учить графически передавать ритмический рисунок простейших песенок на фланелеграфе (длинными и короткими полосками).

Ход занятия.

Педагог.  Музыкальные звуки бывают высокие, средние и низкие (дает несколько примеров на высоту звуков, дети должны отгадать).  Но при этом они бывают долгие или короткие (проигрывает несколько звуков). А теперь вспомним знакомую песенку «Петушок». Спойте её, называя долгие звуки лё, короткие ли, и продирижируйте. Кто может выложить эту песенку на фланелеграфе длинными и короткими полосками?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010
  1.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
  1. Кононова Н.Г. Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах. М. Просвещение, 1980г.
  1. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
  1. Меркулова Л.Р. Малыши в оркестре. Песни и пьесы для детского оркестра. М. «Музыка», 1999г.
  1. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
  1. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
  1.  Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
  1.  Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
  1.  Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990г.
  1.  Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г.
  1.  Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
  1.  Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт - Петербург. Лань, 1999г.
  1.  Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
  1.  Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г. 



Предварительный просмотр:

Жеребцова Валентина Романовна,

музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад № 169, г. Уфа

Ранняя профориентация в музыкальной деятельности

Дошкольное учреждение – это первая ступень в формировании базовых знаний о профессии, именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Работа по ранней профориентации дошкольников в музыкальной деятельности может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную, игровую деятельность.

Цель: Увлечь детей музыкой и вызвать желание учиться создавать её и исполнять.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

Области интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие:

Формирование творчества и позитивных установок к различным профессиям, связанными с музыкой.

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и уважительное отношение к ним.

Познавательное развитие:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации (желание продолжить обучение в школе искусств).

Развитие воображения и творческой активности.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

Области интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие:

Формирование творчества и позитивных установок к различным профессиям, связанными с музыкой.

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и уважительное отношение к ним.

Познавательное развитие:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации (желание продолжить обучение в школе искусств).

Развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие:

Владение как средством общения и культуры. Пополнение лексики воспитанников.

Художественно – эстетическое развитие:

Формирование элементарных представлений о музыкальных профессиях, их значимости в жизни общества.

Развитие музыкальных способностей.

Воспитание к музыке и музыкальной культуры детей.

Физическое развитие:

Развитие пластичности, моторики танцевальных движений.

Воспитание правильной осанки.

Физическое развитие:

Развитие пластичности, моторики танцевальных движений.

Воспитание правильной осанки.

В детском саду формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления детей о музыкальных профессиях несколько ограничены: дети на протяжении пребывания в детском саду знакомы с профессией музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель – работает в детском саду. Его работа носит воспитательный характер и направлен на развитие ребёнка, расширение кругозора и привитие у него любви к прекрасному.

Между тем в современном мире существует много профессий, связанных с музыкой. В своей работе, музыкального руководителя, я знакомлю с профессиями музыканта  на любом этапе занятия, так как во время занятия моя деятельность разнообразна: (дирижёр, хормейстер, концертмейстер, звукорежиссёр и т.д.).  

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Дети на музыкальном занятии: слушатели и исполнители.

Применяя игровые технологии (музыкальные и музыкально – дидактические игры), здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия и др.), технологию «синтез искусств», технологию АМО (активных методов обучения) – воспитанники с интересом осваивают раннюю профориентацию в музыкальных профессиях.

Важно продуманно, интересно преподнести материал:

НАПРИМЕР:

Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

Интересно, почему именно так он зовётся, а не как – нибудь иначе?  Оглянемся вокруг, посмотрим на названия профессий.

Лётчик – тот, кто летает. Продавец – тот, кто продаёт. Учитель – тот, кто учит… Чем занимаются – так и называются.

А люди искусства? Что тут главное подмечено в названиях профессий?

Писатель – тот, кто пишет. Бесспорно, это так.

Архитектор – в переводе с греческого главный строитель, руководитель стройки. И тут спросить не о чем.

Режиссёр, если заглянуть в латинский корен, - тот, кто управляет, актёр – тот, кто исполняет. Совершенно справедливо.

У людей искусства в названиях профессий подмечено, кто как трудится, кто как работает.

Любопытно, о чём говорит слово композитор? Композитор, утверждает латынь, - тот, кто составляет, соединяет, связывает. Вот неожиданность! Неужели в искусстве сочинять музыку – первое дело что – то прилаживать? Представь – так и есть. Слушая музыку, отдаём должное мастерству человека, в совершенстве владеющего искусством соединения звуков, - композитору.  Композитор – сочиняет музыкальные произведения в разных жанрах. Сочиняет мелодии при помощи компьютерных программ или музыкальных инструментов.

Кто командует парадом музыкальных инструментов в оркестре? Кто сочиняет в единое целое голоса в хоре? Кто он, человек, стоящий на концерте спиной к нам, слушателям, и подающий какие – то таинственные знаки музыкантам? (ДИРИЖЁР)

Слово дирижёр сродни слову директор. А что такое директор, всем хорошо известно, - руководитель.  Музыканты своего руководителя называют дирижёром. Дирижёр – это специалист обеспечивающий слаженное звучание музыкального коллектива. Он при помощи движения рук, пальцев и головы, а также мимики управляет музыкантами.

ХОРМЕЙСТЕР – так называют дирижёра в хоре.

F:\РМО 2021\фото\20210408_110711.jpg

Задавая вопросы: кем бы вы хотели стать, когда вырастите? Какие музыкальные профессии вы знаете? Что нового вы узнали о музыкальных профессиях?

Дети отвечают и дополнительно говорят, что хотят быть блогерами, тиктокерами. Самое главное, дать детям правильные определения – tik tok, блогер.

─ tik tok – одна из самых популярных социальных сетей.

─ блогер – это активные пользователи интернета. Для того, чтобы стать успешным блогером нужно: создать персональный канал, выбрать тему, создать активный контент, выбрать интерес аудитории, писать понятным языком для всех читателей

Что значит это занятие и является ли оно профессией? Это занятие стало профессией, правда её не найти в официальной классификации. При грамотном объяснении, у детей формируется точные понятия, знания.  

  Формирование личности профессионала, способной к самоопределению, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами техниче...