Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ
консультация на тему
Консультация для педагогов, в которой раскрывается понятие инклюзии и инклюзивного образования, его значение в современное время. Формулируются принципы инклюзивного образования, выявляются отличия инклюзивного образования от традиционного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_2.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов на тему:
«Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ»
(духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
в рамках инклюзивного проекта)
Орел-2016
Если я чем-то на тебя не похож,
Я этим вовсе не оскорбляю тебя,
А, напротив, одаряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
Система образования предоставляет детям с особыми образовательными потребностями достаточно широкие возможности для получения специализированной ранней помощи и психолого-педагогического сопровождения.
Опросы родителей показывают, что в качестве учреждений, наиболее полно удовлетворяющих потребности семей, они называют центр коррекции – детский сад, психолого-медико-педагогический центр и детский сад компенсирующего вида.
Это означает, что родителей, в первую очередь интересует качество коррекционно-развивающей работы с детьми. Вместе с тем большая часть родителей считают наиболее перспективной комбинированную форму интеграции (52,2%).
Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.
Однако в методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определенному виду, принятых в мае 2007 года, указывается что «сегодня практически не разработан механизм осуществления Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.
Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю»), или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.
Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились и стали активно развиваться в конце 60-х годов XX века.
Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
1. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
психологического характера:
- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Всем понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание новых методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов – это, прежде всего партнеры.
В инклюзивных детских садах специалисты проводят много времени внутри группы и занятия построены на взаимодействии внутри группы. Основная идея – наладить социальную жизнь детей. Однако приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается.
Инклюзивный детский сад решает кроме основных и специфические задачи:
квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство.
Необходима просветительская работа с педагогами и родителями о представлении и понимании того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционного образования:
1). Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей.
2). Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса.
3). Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями).
В 2011 году в Москве прошла международная конференция, посвященная инклюзивному образованию.
Конференция в Московском городском психолого-педагогическом университете называлась «Инклюзивное образование: методология, практика, технология». Она прошла в рамках комплексной программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год.
Мероприятие вызвало большой интерес специалистов, представителей общественных организаций.
Его целями был обмен опытом с зарубежными коллегами, анализ отечественной практики, обсуждение организационно-методологического обеспечения, организационно-управленческих вопросов, подготовки кадров и социокультурных практик.
На конференции присутствовали ведущие эксперты из Канады, Германии, Испании, Норвегии и Финляндии.
Инклюзивному образованию в России было посвящено выступление к. псих.наук, директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ С.В. Алехиной. Она обратила внимание на активное распространение практики инклюзивного образования в столице и регионах.
Ряд специалистов затронули основные проблемы инклюзивного образования в России:
- отсутствует нормативное регулирование;
- нет гибких образовательных стандартов;
- нет индивидуальных программ обучения;
- инклюзия не встраивается в процесс изменения всего образования;
- нет достаточного взаимодействия социальных и образовательных учреждений;
- дефицит программ и дидактических пособий для обучения ребенка с ОВЗ в условиях массовых учебных заведений.
Разговоров об инклюзии сейчас возникает очень много и на низшем и на самом высоком уровне. В теории все звучит очень хорошо и обнадеживающе. На практике все обстоит гораздо хуже.
В результате обзора Интернета и методической литературы можно прийти к выводу, что большинство российских ДОУ к инклюзиву все же не готовы, из-за переуплотненности групп детьми проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности. Специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят. Педагогам приходится рассчитывать только на собственные силы: советов спрашивать не у кого.
Взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Детство – важнейший период человеческой жизни: не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....
Семинар для воспитателей "Формирование толерантных отношений у детей дошкольного возраста"
Семинар воспитателей ДОУ...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....
Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...
недельное перспективное планирование Тема проекта: «Дружат дети всей Земли». Дата: 13.04.2022 – 17.04.2022 Цель. Создание социальной ситуации развития для формирования толерантного отношения к детям разных национальностей. Способствовать формирован
Тема проекта: «Дружат дети всей Земли». Дата: 13.04.2022 – 17.04.2022Цель. Создание социальной ситуации развития для формирования толерантного отношения...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
В статье акцентируется внимание на необходимости воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...