"Особенности развития социальных эмоций у популярных и непопулярных детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития социальных эмоций у популярных и непопулярных детей дошкольного возраста.

Главным аргументом, подтолкнувшим нас на исследование статусного места ребенка в группе сверстников стало, то что при формировании новой группы старшего возраста дети проходят определенную адаптацию и в это самое время наблюдается распределение детей по статусным категориям.

В настоящее время, когда внимание общества направленно на изучение условий, способствующих развитию само актуализированной, социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех ведущих эмоций, которые формируют осознанные мотивы поведения человека, составляя ядро его «Я-концепции».

Социальные эмоции являются одним из важных факторов в развитии ценностных ориентаций и установок личности, которые регулируют деятельность человека и определяют отношение к окружающему. Поэтому развитие социально-активной личности во многом связано с развитием социальных эмоций, с формированием у ребенка постоянного эмоционального отношения к нормам и правилам поведения, которые проявляются во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Не меньшее значение имеют эмоции и для развития взаимоотношений людей, регуляции общения, так как именно они лежат в основе симпатий и антипатий, возникающих при восприятии и оценки другого человека. Особенно важное значение имеет, исследование роли социальных эмоций в развитии общения популярных и непопулярных детей дошкольного возраста  с речевыми нарушениями, так как индивидуальный стиль общения начинает складываться именно в этот период, а трудности и отклонения в развитии мотивации общения, возникающие в раннем и дошкольном возрасте, практически не корректируются в дальнейшем в отличии от когнетивных и поведенческих нарушений.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника.  Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякое переживание. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если нет, то испытывает зависть.

Общение – специфический вид деятельности. Его специфика заключается, прежде всего, в предмете этой деятельности, который и отличает общение от других ее видов. Предметом общения является другой человек – пертнер по общению, выступающий как личность. Как и всякая деятельность, общение направлено на удовлетворение определенной потребности, а именно, коммуникативной. Сущность ее состоит в стремлении субъекта к самопознанию и самооценке с помощью познания другого человека. Общение – особый класс адаптации к миру, включающий взаимодействие с участниками группы, к которой принадлежит ребенок.

Общение со сверстниками – это осознание личности товарищей, а через них – самого себя. Конкретно это означает, что ребенок постоянно сравнивает ребят с собой, а себя – с ними.

«Взаимоотношения», так же как и близкое ему понятие «межличностные отношения», это, по нашему мнению, многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше место начинают занимать другие дети. Вопрос о специфической роли сверстника в развитии ребенка широко обсуждается в психологической литературе. Этот вопрос может решаться только при сопоставлении двух главных сфер общения ребенка – с взрослым и со сверстником.

Между тем, общение со сверстником имеет ряд существенных особенностей. Первая отличительная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий.

Второе отличие заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности.

Третья заключается в их нестандартности и нерегламентированности

На развитие личности влияют различные социальные институты: семья, детский сад, школы, средства массовой информации. Но они действуют на развитие личности не непосредственно, а через малые группы, членом которых ребенок является.

В дошкольном возрасте такой малой группой является, группа которую ребенок посещает до поступления в школу.

В дошкольной группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатели нередко считают ядром группы, поддерживают их и опираются в своей дейятельности. В тоже время в группе есть дети, которые находятся в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление, во что бы то ни, стало быть, впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям и как следствие конфликты. У тех, кто не входит в ядро, развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного» либо замкнутость, недоверие к людям и т.д. Это тоже ведет к трудностям во взаимоотношениях.

В дошкольных группах дети «популярные» - это дети жизнерадостные, общительные, с высоким уровнем игровых способностей. В большинстве случаев, популярные дети обладают высокими нравственными качествами: добротой, справедливостью, дружелюбием. Но иногда среди популярных попадаются и «лидеры» с отрицательной направленностью: агрессивные, любящие командовать, они не считаются с интересами других детей, но при все этом обладают высоким уровнем навыков и умений. Таким образом, популярный ребенок это тот, кто обладает социальными эталонами, которые лежат в основе его поведения. Он обладает определенным уровнем позитивных или поведенческих знаний и умений.

Группа непопулярных детей подразделяется на активных и пассивных. Так, у пассивных детей нет мотивации на общение, высокая степень тревоги. Неуверенности, они не только не умеют общаться, но и не хотят. У активных непопулярных есть мотивация на общение, но нет умений, общаться с детьми, а только со взрослыми. В группу непопулярных и изолированных детей обычно попадают дети малоприятной внешности, болезненные, отстающие как в умственном, так и в физическом развитии.

Кроме того, следует учитывать, что статус ребенка в дошкольной группе, прежде всего, зависит от выполнения ребенком оцениваемых взрослыми и сверстниками элементов деятельности, ее соответствия его индивидуально-психологическому облику, сформировавшемуся под влиянием этих оценок, эталону, характерному для данного возраста и группы.

У большинства дошкольников «причиной объединения детей для совместной деятельности служит мотив, который в непосредственно эмоциональной форме отражает наличие потребности в общении». В дошкольном возрасте потребность в общении выражена очень ярко, и если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития.

Дети тянутся к обществу сверстников, но не всегда удается наладить благоприятные отношения с ними. Одни дети ведут себя в группе очень активно, они самоуверенны, им «легко дышится» в среде сверстников, другие же встречают здесь неблагоприятный эмоциональный климат, чувствуют себя неуверенно и подавленно, нередко находятся в подчинении у первых, что создает проблемы не только для детей, но и для педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников

В развитии личности дошкольника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками. Среди многообразных видов отношений в психологии о...

Проект по социально-личностному развитию «Семья. Общение и культура поведения» для детей дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация».

Патриотическое воспитание дошкольников – одно из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества р...

«Социально-педагогическое взаимодействие как условие адаптации детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ». (дипломная работа)

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление происходит на всем протяжении обучения в начальной школе, а сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьник...

Особенности развития звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Звуковая культура речи является составной частью общей ре...

Особенности организации обучения по формированию логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одна из задач, которые стоят сегодня перед психологической и педагогической науками, это поиски путей эффективного обучения школьников, преодоление их неуспеваемости. По данным исследований, в на...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание психологов и педагогов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые хар...