Значение и особенности педагогической работы по воспитанию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии по теме

Голубева Елена Геннадьевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» общеразвивающего вида» п. Советский Республики Марий Эл

Значение и особенности

педагогической работы

по воспитанию

правильного звукопроизношения

у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

                                                 

                                                  Подготовила учитель-логопед

                                           Голубева Е.Г.

    Хорошая  речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением занимается специальная наука - логопедия. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает развитие всех компонентов речи: словаря, грамматического строя, связной речи,  звукопроизношения. Словарь, грамматический строй, связная речь  развиваются и совершенствуются не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка к 4-5 годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.

   Однако, в последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушение общего и речевого развития. И происходит это не только из-за увеличения нарушений внутриутробного и раннего развития детей, их соматической ослабленности, но и за счёт растущей педагогической некомпетентности родителей, неблагополучной атмосферы в семье и других факторов. Всё это приводит к тому, что уже в средней группе мы обнаруживаем большое число воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

   

Нормы звукопроизношения в дошкольном возрасте.

   О произносительной стороне речи ребёнка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей не одинаковы.

   1 младшая группа ( 2-3 года).

Обычно к 2-м годам ребёнок усваивает: п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь. Шипящие (ш, ж,  ч, щ ) и сонорные (р, рь, л,) он обычно пропускает или заменяет.

    2 младшая группа (3-4 года)

Для детей характерно:

  1. смягчение согласных  («лёзецка» - ложечка);
  2. свистящие (с, з, ц) произносятся не достаточно чётко, пропускаются или заменяются (абака, фобака, тобака, сябака);
  3. шипящие произносятся недостаточно чётко или пропускаются (апка, сапка, фапка, отьки, оцки, сётка, зук);
  4. звуки р и л пропускаются или заменяются на ль (лямпа, йампа, люка)

  Средняя группа (4-5 лет).

Шипящие звуки произносятся не достаточно чётко (изолированно произносят правильно), не все дети умеют произносить Р и Л.

   Старшая группа (5-6 лет).

К 6 годам все звуки речи должны быть сформированы. Однако встречаются отдельные нарушения звуков Р и Л.

   Подготовительная группа (6-7 лет).

Все нарушенные звуки являются патологией, поэтому требуется коррекция звукопроизношения.

    Ни какая, даже самая тщательная работа логопеда не исключает работы воспитателя по формированию правильного звукопроизношения и предупреждению речевых нарушений детей, начиная с самого раннего возраста. Значительных результатов можно добиться лишь тогда, когда все педагоги ДОУ, а так же родители трудятся во взаимосвязи и единстве.

   Особая и очень важная роль в развитии речи дошкольников отводится воспитателю. Основной формой работы  с детьми  по формированию правильного звукопроизношения являются занятия по звуковой культуре речи. Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы  создают базу для появления в речи ребёнка других, более сложных по артикуляции звуков. Например: для правильного произношения звука С должна быть сформирована длительная, направленная воздушная струя (ф), язык должен находиться за нижними зубами (и), губы растянуты в улыбке. Таким образом, отрабатывая звуки Ф и И, мы готовим  артикуляционный аппарат к произношению звука С.

   Таким образом, добиваясь у детей чёткого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, мы создаём базу для появления звуков более сложных по артикуляции и которые чаще всего нарушены. Поэтому важно тщательно продумывать занятия по звуковой культуре речи, объяснять детям, как правильно произнести тот или иной звук.

    Следующим направлением в работе воспитателя является формирование фонематического слуха и восприятия, т.е. умения чётко слышать и различать все звуки речи. Ребёнок должен научиться улавливать разницу между правильным и искажённым звуками, между смешиваемыми звуками. Дидактическим материалом для данной работы являются картинки-символы. К 6 годам ребёнок должен научиться выделять первый звук в слове, место звука, наличие того или иного звука в слове.

   Развитие фонематических процессов является предпосылкой для успешного обучения в школе, способствует формированию правильного произношения, а так же является профилактическим направлением логопедической работы в детском саду.

   Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребёнка (губы, язык, челюсти) работал правильно и чётко. В формировании и развитии органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности органов артикуляции и переключаемости определённых положений языка и губ, необходимых для произношения требуемого звука. Поэтому, очень важно проводить артикуляционную гимнастику, начиная с 1 младшей группы. В 1 и во 2 мл.группе воспитатель проводит артикуляционную гимнастику используя сказку о Весёлом язычке.

   Определённые комплексы упражнений готовят артикуляционный аппарат к произношению нужных звуков. Так, для  выработки правильного произношения звука Р используются следующие упражнения: «Лошадка», «Качели», «Барабан», «Кто дальше загонит мяч». Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно в форме игры во всех возрастных группах.

   Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики пальцев рук. То есть у большинства детей с проблемами в развитии речи неверные, нескоординированные движения пальцев рук. Следовательно, развивая пальчики ребёнка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания во время физкультурных и музыкальных занятий.

   Произношение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой. Можно использовать следующие  упражнения: «Надуть шарик», «Худенький Петя», «Кто дальше загонит мяч», «Улыбнись, подуй», «Пропеллер» и др.

   Таким образом, воспитатель проводит профилактическую и подготовительную работу, которая очень важна в воспитании у детей правильного звукопроизношения.

  Воспитатель так же является связующим звеном между логопедом и родителями, ведёт контроль за посещаемостью логопедических занятий, выполнением домашних заданий логопеда, по развитию внимания родителей к речи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»

Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Данный материал поможет родителям и педагогам правильно организовать работу по  развитию речевых навыков дошкольников....

Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

Система эколого-педагогической работы по воспитанию основ экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях города

Планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...