Использование русских народных инструментов в работе с дошкольниками
статья на тему
Цель – повысить педагогическую компетентность воспитателей об истории и составе русского народного оркестра.
Задачи: - вооружить воспитателей теоретическими навыками игры на русских народных инструментах.
- закрепить возрастные особенности развития игры на музыкальных инструментах.
- познакомить воспитателей с русскими народными инструментами и их звучанием.
- рекомендации по оснащению музыкального уголка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №106 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
«Использование русских народных инструментов
в работе с дошкольниками».
Статья для воспитателей.
Автор:
Музыкальный руководитель
Костюкова Наталия Сергеевна
Санкт-Петербург
2017
Цель – повысить педагогическую компетентность воспитателей об истории и составе русского народного оркестра.
Задачи: - вооружить воспитателей теоретическими навыками игры на русских народных инструментах.
- закрепить возрастные особенности развития игры на музыкальных инструментах.
- познакомить воспитателей с русскими народными инструментами и их звучанием.
- рекомендации по оснащению музыкального уголка.
Содержание:
- Русские народные инструменты и их роль в развитии личности ребёнка.
- История русского народного оркестра.
- Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием.
- Обучение игре на музыкальных инструментах.
1. «Русские народные инструменты и их роль в развитии личности ребёнка».
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющийся лучшей формой приобщения их к современному коллективному музицированию. Её назначение – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребёнка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувство музыкального ритма и усвоение приёмов игры, эмоциональное отношение к музицированию, приобщение к русскому народному творчеству.
В этом виде деятельности развиваются не только сенсорные музыкальные способности - чувство ритма и музыкальный слух, но и музыкальное мышление, поскольку участие в исполнении музыки – это одновременно и форма её анализа.
В совместном музицировании реализуется и коммуникативная природа музыки, потребность в музыкальном общении. Оркестр позволяет активно включать детей в музыкальную деятельность. У ребёнка создаётся впечатление, что он участвует в создании прекрасной музыки.
Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольность деятельности, внимание. самостоятельность, инициативность.
Включение игры на музыкальных инструментах в музыкальное занятие и в самостоятельную музыкально-художественную деятельность в детском саду связано с решением следующих педагогических задач:
- стимулирование исполнительской деятельности детей в образовательной деятельности, вне её, в самостоятельной деятельности, в свободное время, в часы отдыха, а также во время праздников, развлечений и в семье;
- формирование у них художественного вкуса, интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитание интереса к игре в оркестре; Умение различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; приобщение к русскому народному творчеству и фольклору;
- активизация развития музыкальных способностей (ладового чувства, чувства ритма, музыкальной формы, тембрового, гармонического, мелодического слуха);
- формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.
В решении этих задач большое значение принадлежит репертуару, методам работы с детьми. Главная особенность музыкального материала проявляется в том, что одни и те же произведения служат основой формирования ряда представлений, умений, навыков, чувств. Музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения детьми и педагогом и способствовать формированию творческих действий детей. Игра на детских музыкальных инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса.
В методике обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах можно выделить три этапа:
- накопление слушательского опыта, знакомство с детскими музыкальными инструментами;
- первоначальные упражнения, освоение приёмов игры при знакомстве с инструментом;
- разучивание произведений, освоение игры в ансамбле, в оркестре
2. «История русского народного оркестра».
Оркестр русских народных инструментов – оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а так же гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. 1-ый подобный коллектив был создан в начале 1880-ых годов в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра».
После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п. Репертуар русского народного оркестра включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Состав русского народного оркестра.
Оркестр русских народных инструментов включает обычно в себя следующие инструменты. 1. 3-х струнные домры (пикколо, малые, альтовые, басовые).
2. Духовые инструменты: - русского происхождения – свирели, жалейки, владимирские рожки.
- европейские – флейты, гобои (используются чаще, т. к. обладают тембром, почти идентичным русскому инструменту, но большим диапозоном).
3. Баяны (от 2 до 4) обычно половина из них исполняет мелодию, остальные – басовые партии.
4. Ударные инструменты: - русского происхождения – бубенцы, ложки и т. д. - европейские – литавры, колокольчики и др.
5. Гусли клавишные (обычно 2 инструмента).
- Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием.
Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать листья сирени, липы, черёмухи, обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.
Балалайка – струнный щипковый инструмент, широко распространённый в России. У балалайки всего три струны (старинная могла иметь две или четыре струны), но при этом настоящие мастера играют на ней очень сложные музыкальные произведения. При исполнении используют различные виды щипков и удары пальцев по струнам. Звук балалайки звонкий, полётный, серебристый.
Домра – старинный струнный щипковый инструмент. Её предком был «тамбур» - музыкальный инструмент Древней Ассирии (4 век до н. э.). Домра широко распространена в русском быту и особенно у скоморохов. Под её звуки они пели песни и плясали.
Гусли – многострунный щипковый инструмент на Руси был известен с 11 века. На плоском ящике-резонаторе натянуты струны. Резонатор может иметь форму крыла – крыловидные гусли (или звончатые) и шлемовидные. В современном исполнении сохранились разновидности гуслей – звончатые, щипковые и клавишные. Играют на гуслях сидя, повернув к себе инструмент стороной с басовыми струнами. Звукоизвлечение производится путём защипывания струн пальцами обеих рук; звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.
Гармоника – под таким названием объединяются губные и ручные гармоники. Извлечение звука происходит в результате колебания металлических пластинок – язычков – под воздействием струи воздуха. Гармоника уже давно стала в России ( и не только в России) самым распространённым, подлинно массовым музыкальным инструментом, вытеснившим многие другие инструменты. В народном музыкальном быту она используется как сольный и аккомпанирующий инструмент. При сопровождении песен, особенно частушек, партия гармоники часто значительно более развита, чем мелодия голоса. Существуют дуэты, трио. квартеты и оркестры гармонистов, гармоника входит в состав оркестров русских народных инструментов и становится обязательным участником многих национальных инструментальных ансамблей.
Баян – один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник. Баян отличается большой полнотой и силой звука; на нём возможно исполнение сложных музыкальных произведений. Баян впервые был сконструирован в начале настоящего столетия П. Е.Стерлиговым и другими русскими инструментальными мастерами.
Аккордеон – разновидность гармоники ( на правой клавиатуре не кнопки, как на баяне, а клавиши, как на фортепиано).
Рожок – изготовляют из берёзы, клёна или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. У рожка имеется четыре или пять игровых отверстий на лицевой стороне и верхнее - на тыльной. Звукоряд рожка диатонический, в пределах квинты и сексты. Звук рожка довольно сильный, но мягкий.
Жалейка – небольшая трубочка из ивы или бузины, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. В стволе имеется от трёх до семи игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд ; диапазон зависит от количества отверстий. Жалейка – преимущественно пастушеский инструмент. На ней играют соло, дуэтом (две жалейки), а иногда совместно с гуслями или гармоникой, исполняя главным образом народные песни, инструментальные наигрыши и танцы.
Ложки – своеобразные кастаньеты в виде комплекта обыкновенных деревянных столовых ложек, рукоятки которых иногда были с бубенцами. Игровой комплект состоит из 3-5 ложек, одна из них большого размера. Игра на ложках достигала в прошлом высокого мастерства; о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей. Игра на ложках изредка применяется в ансамблях и оркестрах и в наши дни.
Трещотка – набор (до 20 штук), деревянных пластинок размером примерно 50мм на 130 мм, нанизанных одним концом на две параллельные верёвки или на ремешки. Чтобы пластинки вплотную не прикасались друг к другу, между ними сделаны деревянные прокладки. Трещотку берут за концы верёвок (ремешков) в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга. Звук их щёлкающий. Играли на них преимущественно женщины на свадьбах при исполнении величальных песен.
Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки (боковая часть корпуса музыкальных инструментов) с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.
(Материал об истории русского народного оркестра и о русских народных инструментах можно использовать в работе с родителями, поместив его в папку «Хотите много знать о музыке, читайте» в старших группах).
- Обучение игре на музыкальных инструментах.
Обучение игре на музыкальных инструментах происходит поэтапно.
1 этап обучения – развивать музыкальные способности, музыкальный слух, закладывать основы музыкальной культуры как важной и неотъемлемой части всей духовной жизни человека. Дети первой младшей группы учатся различать высокие и низкие звуки металлофона и фортепиано; знакомятся с инструментами: бубном, погремушкой, треугольником, барабаном, металлофоном. Учатся различать звуки по высоте, ритмично ударять в бубен.
Во 2 младшей группе дети могут различать звуки по высоте в пределах октавы-септимы, замечают изменения в звучании (тихо-громко), у них развивается тембровый слух – различают звучание музыкальных инструментов (барабан, погремушка, бубен, металлофон, треугольник).
В средней группе дети способны различать звуки по высоте в пределах сексты, септимы, различать динамику музыкальных инструментов. Дети с большим интересом откликаются на настроение музыки, называют музыкальные инструменты. Которые звучали в этих пьесах.
Дети старшей группы различают звуки по высоте а пределах квинты, жанры музыкальных произведений, звучания различных музыкальных произведений, а также музыкальные произведения по вступлению, могут исполнить на металлофоне несложные попевки.
Дети младшей группы различают 2-4 инструмента; средней - 4-5; старшей – 6-7 инструментов, а дети подготовительной к школе группы должны различать практически все имеющиеся в наличии инструменты.
2 этап в обучении детей игре на детских инструментах начинается со средней группы. Проводится работа по разучиванию упражнений. Знакомясь с инструментами дети осваивают приёмы игры. Вначале рекомендуется использовать звукоподражания: дождик капает «кап-кап», птичка поёт «чик-чирик», барабан звучит «тра-та-та». Дети на инструменте имитируют пение птички, звучание барабана, шелест дождя.
3 этап обучения начинается в старшей группе, когда дети освоят инструменты и могут уже играть несложные мелодии. Тогда их можно объединять в ансамбль. Когда дети освоят игру в ансамбле, им можно предложить участвовать в оркестре. Здесь важно научить детей не только исполнять свою партию, но и уметь слушать звучание других партий. Играть в оркестре без дирижёра очень сложно, поэтому надо приучать детей понимать жесты педагога: «приготовились», «начали», «и» - пауза, взмах руки, вступать всем одновременно.
Начиная обучение, детям сначала показывают приёмы игры на каждом инструменте в отдельности. Затем даются задания в определенной последовательности: освоение различных ритмов; усвоение мелодий, построенных на 2-3 близких звуках; наконец – мелодий, включающих большое число звуков и достаточно широкие интервалы. Важен качественный показ взрослых, чтобы дети слышали чистое звучание и видели правильные приёмы игры.
Игра на музыкальных инструментах включается непосредственно в образовательную деятельность: знакомимся с музыкальными инструментами, их звучанием, приёмами игры на них. Так же игра на музыкальных инструментах практикуется в самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевые игры – когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «игра в оркестр», «музыкальное занятие» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие. Важное условие, обеспечивающее успех развития детского музицирования, - предметно-пространственная среда и оборудование.
В каждой возрастной группе есть музыкальный уголок. В зависимости от возраста в нём должны находиться следующие музыкальные инструменты.
Ясли: неваляшки разного размера, погремушки. шумелки ,барабан, деревянные палочки.
Младшая группа: дудочки, металлофон, колокольчики, бубны, погремушки, барабан, звучащие музыкальные книжки.
Средняя группа: ко всем инструментам из мл. гр. Добавить деревянные ложки, бубенцы, треугольник.
Старшая и подготовительная группы: добавляются свирели, электронные музыкальные инструменты, трещотки, кастаньеты, игрушки-самоделки.
В результате, начиная с детского сада, музыка входит в жизнь ребёнка и становится любимым видом искусства, развивая его творческие способности и формируя его как личность. Роль совместного музицирования трудно переоценить. Так, известно, что многие великие музыканты, вспоминая свои яркие детские впечатления, говорили о совместной игре со взрослыми на музыкальных инструментах. Часто она давала толчок к возникновению музыкальной потребности, была прелюдией к серьёзным занятиям музыкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ «СВЯТКИ»
"Святки", зимние забавы....
Использование русской народной игры в гендерном воспитании дошкольников
Русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а так же являются одним из средств ...
сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора
"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...
Из опыта работы: «Использование русских народных сказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Выявить эффективность использования русских народных сказок в развитии связной речи у старших дошкольников....
"Использование русского народного творчества при работе с детьми раннего дошкольного возраста"
статья...
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников.
В статье раскрывается значимость русских народных игр для всестороннего развития современных детей дошкольного возраста....
Развлечение с использованием русских народных игр в подготовительной группе « Русские народные игры»
Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством подвижных игр....