Использование русской народной игры в гендерном воспитании дошкольников
консультация (старшая группа) по теме
Русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а так же являются одним из средств гендерного воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.23 КБ |
ispolzovanie_narodnoy_igry_v_gendernom_vospitanii_doshkolnikov.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С № 6 п.САФОНОВО
«Использование русской народной игры в гендерном воспитании дошкольников»
Подготовил: воспитатель МБДОУ д/с № 6
Даничкина Татьяна Владимировна
ЗАТО г. Североморск
2014 г.
Выступление
(слайд №1)Тема моего сегодняшнего выступления «Использование русской народной игры в гендерном воспитании ребенка».
Актуальность (слайд № 2)
Проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения, к разрушению традиционных представлений о семье (большой процент разводов в обществе; преобладание неполных семей; главенствующая роль матери в семье; пассивное участие мужчин в воспитании детей).
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
(слайд № 3) Что же такое гендерное воспитание? Чтобы иметь правильное представление о гендерном воспитании, необходимо знать основные понятия, которые выведены на слайде. И с которыми вы уже ознакомились.
Гендер– социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
В соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ д/с 6, разработанной на основе программы воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой были сформулированы следующие цели и задачи. (слайд №
Цель: (слайд № 4 читать)
- Способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи: (слайд №5 не читать)
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи;
- закрепить у детей представления об особенностях мальчиков (мужчин) и девочек (женщин); о различии полов (физических, поведенческих, нравственно-ценностных и т.д.);
- заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу;
- накопить опыт позитивного поведения, соответственно своему гендеру;
- воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров.
(слайд № 6) Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов должна быть сформирована гендерная компетентность, то есть педагог должен обладать необходимыми знаниями о физиологических и психологических процессах, присущих мальчикам и девочкам и девочек. На данном слайде представлена сравнительная таблица, а для всех педагогов я хочу предложить более подробную информацию, памятки «Психологические портреты мальчиков и девочек».
Девочки | Мальчики |
Движения спокойные, пластичные, выразительные. | Более подвижны, их движения просты, угловаты, рискованны. |
Для девочек в игре важнее поддержание хороших отношений. | В играх мальчиков присутствует конфликтное и соревновательное начало, для них важна победа . |
Игры опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. | Игры опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. |
Чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы | Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны. Трудновоспитуемые — их чаще ругают. |
Лучше развита беглость речи, мелкая моторика рук. | До 8 лет острота слуха у мальчиков выше. Лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска. |
Девочки биологически запрограммированы на большую устойчивость к жизненным ситуациям. | Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. |
В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»
(слайд № 7) Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом гендерных особенностей может оказать народная игра, которая является неотъемлемой частью национального богатства и способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаи, труд мужчин и женщин. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства, взаимоотношения между членами семьи. Так же народные игры помогают развить нравственно-волевые качеств и качества личности, характерные для мальчиков и девочек. По своему содержанию все народные игры доступны и девочкам и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Игры для мальчиков (слайд № 8)
«Салки», «Перетяжки» (каната, на палках), «Гуси», «Бой петухов», «Муха», «Рыбаки и рыбки», «Лапта» и т.д.
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать у мальчиков такие необходимые мужские качества, как ловкость, смелость, выносливость, быстрота, мужественность, упорство, меткость, волю к победе.
Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Яша».
Игра «Яша»
Цель этой игры: развивать у мальчиков такие качества, как ловкость, быстрота, активность; воспитывать умение выражать симпатию к противоположному полу; повышение самооценки.
Сиди, сиди, Яша,
В ракитовом кусте;
Грызи, грызи, Яша,
Ореховы зерны.
Лови себе, Яша,
Кого тебе надо;
Лови девку
За русую косу,
Лови красну
За алую ленту.
Яша встает и выбирает себе девицу с русою косою, с алою лентою. Та девица, которую он выбрал, убегает от Яши за игроками, стоящими в кругу. Если Яша поймает девицу, пока она обежит один круг, он ведет ее в круг, все приговаривают:
Держи, держи Яша девицу за рученьки.
Танцуй, танцуй Яша на радость всем ребятушкам.
( Яша и его избранница танцуют)
Если Яша не поймал девицу, то игра начинается снова.
Народные игры для девочек (слайд № 9)
«Надень и попляши», «Кострома», «Заря - зарница», «В хороводе были мы», «Аленький платочек», «Золотое колечко» и т.д.
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать основные физические качества; развивать выразительность и пластику движений; воспитывать чувство симпатии к противоположному полу.
Игра «Аленький платочек».
Цель игры: развивать у девочек плавность и выразительность движений, умение действовать в соответствии с текстом игры; воспитывать чувство симпатии к противоположному полу; повышение самооценки ребенка.
Дети идут по кругу, в центре круга - девочка (ведущий) с платочком в руке.
Девочка:
Я с платочком хожу
Всем платочек покажу.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши, хором проговаривают слова:
Твой платочек аленький,
Твой платочек маленький.
Девочка идет по кругу и незаметно роняет платочек.
Девочка:
Кто платочек найдет,
Тот со мной гулять пойдет.
Тот, кто поднимет платочек, выходит плясать. Игра повторяется.
Народные игры – симпатии (слайд № 10)
«Сахаринка», «Яшка», «Аленушка и Иванушка», «По-загородом гуляет», «Золотые ворота» и т.д.
Цель игр: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров, проявлять чувства симпатии к противоположному полу, повышение самооценки ребёнка.
Игра «Сахаринка»
С помощью считалки выбирают водящего:
По селу идет Иван,
Потерял он свой кофтан.
А кафтан на улице,
Его склевали курицы,
Курицы – наседки,
Добрые соседки.
Дон-дон-дон,
Начинай играть свой кон!
Водящий (девочка) идет противоходом внутри круга и помахивает платочком над головой. Дети образуют круг, берутся за руки, идут по кругу и поговаривают слова игры:
Сахаринка, сахаринка на полу.
Я возьму и сахаринку подниму.
Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела,
Целовать дружка хотела!
Так целуй!
С окончанием слов дети останавливаются. Водящий выбирает мальчика (если водящий - мальчик, то выбирает девочку). Подходит к мальчику берет за руку и ведет в центр круга, трижды целует по русскому обычаю, передает платочек и встает в хоровод. В центре остается мальчик и игра продолжается.
(слайд №11) Вывод:
Таким образом, русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а так же являются одним из средств гендерного воспитания дошкольников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гендер (англ. Gender – род) – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. Гендерное воспитание – организация педагогического процесса с учетом половой идентичности особенности развития детей в ходе полоролевой социализации.
Цель : Способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи : обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи; закрепить у детей представления об особенностях мальчиков (мужчин) и девочек (женщин) ; о различии полов (физических, поведенческих, нравственно-ценностных и т.д.) ; заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу ; накопить опыт позитивного поведения, соответственно своему гендеру ; воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров.
Особенности мальчиков и девочек Девочки Мальчики Движения спокойные, пластичные, выразительные. Более подвижны, их движения просты, угловаты, рискованны. Для девочек в игре важнее поддержание хороших отношений. В играх мальчиков присутствует конфликтное и соревновательное начало, для них важна победа . Игры опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны. Трудновоспитуемые — их чаще ругают. Лучше развита беглость речи и мелкая моторика рук. До 8 лет острота слуха у мальчиков выше. Лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска. Девочки биологически запрограммированы на большую устойчивость к жизненным ситуациям. Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. В.Д. Еремеева , Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»
Народная игра - средство решения задач по гендерному воспитанию дошкольников
Народные игры для мальчиков Цель : воспитывать у мальчиков такие необходимые им мужские качества, как сила, ловкость, смелость, выносливость, быстрота, мужественность, упорство, меткость, волю. «Салки», «Перетяжки» (каната, на палках), «Гуси», «Бой петухов», «Муха», «Яша» и т.д.
Народные игры для девочек Цель : Познакомить детей с игрой, отражающий быт русского народа, повседневное занятие предков. Развивать выразительность движений.
Народные игры - симпатии Цель : воспитание у девочек и мальчиков нежных отношений друг к другу.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома
Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...
картотека "русские народные игры в музыкальном воспитании дошкольников"
Игры для дошкольников разных возрастов ...
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...
Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании старших дошкольников
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой де...
Русские народные игры , как средство приобщения дошкольников к обычаям и традициям русского нрода.
Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены обычаи и традиции прошлого и настоящего. Моя задача заключалась в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятел...
Статья «Использование устного народного творчества при гендерном воспитании дошкольников»
В статье описан опыт работы по использованию устного народного творчества при гендерном воспитании дошкольников...