Конспект семинара для молодых специалистов "Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках воспитания детей"
учебно-методический материал на тему

Цоппоева Ратха Ериковна

Конспект семинара для молодых специалистов "Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках воспитания детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara_dlya_molodyh_spetsialistov.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинара для молодых специалистов

на тему «Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках воспитания детей»

воспитатель Цоппоева Р.Е.


Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках воспитания детей

Взаимодействие ДОУ и семьи, двух важных институтов социализации детей, выражается в их воспитательных функциях. Хотя их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

ДОУ играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения

детей.

Взаимодействие ДОУ и семьи в этой связи предстает в виде структурного взаимодействия, которое направлено на развитие и социализацию детей. В юном возрасте важно как общение со сверстниками в рамках воспитательного процесса в ДОУ, так и здоровое семейное общение.

Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

  1. Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  2. Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  3. Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

Взаимодействие ДОУ и семьи отдельным принципом включает в себя трудовое воспитание.

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умении и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда,


с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье. Поэтому

Взаимодействие ДОУ и семьи призвано обеспечить развитие в ребенке наклонностей к полезной трудовой деятельности.

Рассмотрим основные принципы взаимодействия семьи и ДОУ подробнее.

Взаимодействие ДОУ и семьи: основные принципы

Принцип параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.

На основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Зтот принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым

действиям, содержания труда детей.

С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. В детском саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и др. Но успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьёй. Педагог разъясняет родителям, как важно поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское “я сам!”, не дать угаснуть этому проявлению растущей потребности проявить независимость от взрослого. Родителям следует объяснить, что воспитание происходит в деятельности,^ в постоянных упражнениях в доступных ребёнку действиях. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и именно в них может быть реализована потребность в

самостоятельности.

Взаимодействие ДОУ и семьи подразумевает, что чем старше становится ребенок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать ее, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки - приложить усилия, заставить себя исправить её.

Принцип взаимодополнения.

Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива, содержание труда различно, и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурив В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это быть понятно ребёнку. Исходя из условий семьи, в каждой можно наит руд поручения, которые будут выполняться дошкольниками: поливать Д™™е Р8^ ^ заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т.д. дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребенку почувствовать с обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.

Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на детский сад Он уже пониГет смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление заботливого


отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство и взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании у дошкольников ответственности.

Принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье.

Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. И какой гордостью наполняется ребенок.

Полезно организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду. Такой работой, объединяющей детей и взрослых, может стать весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке и т.д.

Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду и стимулирует эффективное взаимодеиствие семьи и ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»Г.ДМИТРОВСЕМИНАР  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  «ВАРИАНТЫ»НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:«ПОЗНАНИ...

Семинар-практикум на тему: «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей»

Целью работы по художественно-эстетическому воспитанию является:·         формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов ху...

Конспект семинара - практикума для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный пер...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Работа детского сада и семьи по правовому воспитанию детей дошкольного возраста"

Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Для того, чтобы работа с семьей по этому направлению была эффективней педагоги должны иметь достаточный уровень знаний и умений. В материале пр...

Конспект семинара-практикума для родителей на тему «Семья - основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (познавательное направление)

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах практического овладения навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством формирования пред...