Речевая карта
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Речевая карта ребенка 5 лет
ФИО ребёнка | Дата рождения | ||
Группа | Дата обследования |
Исследование неречевых психических функций
Психологические особенности: контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен… Особенности поведения: принимает помощь, прикладывает волевые усилия для выполнения заданий | |||||
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается | |||||
Память: соответствует возрасту, снижен объём кратковременной , долговременной памяти | |||||
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно | |||||
Состояние слухового внимания | Н.г Б/% | К.г Б/% | Исследование зрительного восприятия | Н.г Б/% | К.г Б/% |
Дифференциация звучащих игрушек, предметов | Восприятие цвета.Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный | ||||
Определение направления звука | Показ цветов красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный | ||||
Восприятие и воспроизведение ритма .---. …-- ..--. --… | Восприятие формы (сказать по просьбе логопеда) круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу | Складывание фигур из палочек по памяти: «елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи; Складывание фигур из палочек по образцу (при невыполнении предыдущего задания) | ||||
Ориентировка в схеме тела: показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо | Складывание картинок из 4 – 8 частей |
Состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_____________________Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) _______________________________________________________________
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель) __________________________________________________________________
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой) ______________________________________________________________________________
Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________________________________________________________
Просодика. Темп (ускоренный, замедленный)_______________________ Ритм (дисритмия)__________________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________ Интонация_________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее | Кинетическая основа движений: упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой | ||||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости) | Навыки работы с карандашом:умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека | ||||
Кинестетическая основа движений: одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой | Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера |
Мимическая и артикуляционная мускулатура
Наличие или отсутствие движений, замена, объем, точность, мышечный тонус, активность/заторможенность, синкинезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носо-губной складки, отклонение кончика языка, гипо- , гиперметрия
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку | Движение нижней челюсти: открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево | ||||
Движение губ: | Движение языка: | ||||
«улыбочка» | «лопата» | ||||
«трубочка» | «жало» | ||||
«улыбочка-трубочка» | «лопата-жало» | ||||
поднять верхнюю губу | «качели» | ||||
опустить нижнюю губу | «маятник» | ||||
одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю | «чашечка» | ||||
Движение мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть) | «вкусное варенье» |
Общее развитие ребенка
Разговорно-описательная беседа
Как тебя зовут? __________________________________________Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)? ______/______/______
Где ты живешь? ______________________________Как зовут маму? ________________________________Как зовут папу? ________________________________
Есть ли у тебя друзья? Кто они?_____________________________________________________________________________________________________________
Счёт прямой ____________________________Обратный (с 6 лет) _________________________________Счётные операции:_______________________________
Понимание речи : ограничено - в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме; требуется неоднократное повторение инструкций ___________________________________________________________________________________________________________________
Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций: в полном объеме на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции
Н.г | Н.г | Н.г | К.г | ||
Покажи, где мама, а где дочка? Где мамина дочка; где мама дочки; где дочка мамы? | Петей нарисован Витя. Покажи, где Петя, а где Витя | ||||
Посмотри на рисунок и скажи, правильно ли я говорю. Если нет, то поправь меня: Дом за лесом. Солнце освещается землей. Под самолетом озеро. Самолет летит над озером. | Послушай вопросы и ответь на них: За мальчиком бежит собака. Кто впереди? На вокзале Колю встречал дедушка. Кто приехал? Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что Петя сделал раньше: прочитал книгу или пошел в кино? |
Состояние экспрессивной речи
Словарный запас | Н.г Б/% | Н.г Б/% | Н.г Б/% | Н.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | |||||||||||
Глагольный словарь | Профессии: | Назвать части предметов и показать | |||||||||||||||
Кто, что делает?(учитель, продавец, маляр, швея; змея, рыбы, лягушка) | Повар, врач, продавец, летчик, строитель, водитель; Учитель, воспитатель, пожарный, швея, капитан, дрессировщик,регулировщик | Чайник: донышко, носик, ручка, крышка | |||||||||||||||
Кто как голос подает?(волк, лошадь, овца, кукущка, петух, собака, кошка) | Машина: кабина, кузов, колёса, стекло, сиденье, руль | ||||||||||||||||
Прилагательные(норма, беден, неточен) | Времена года | Самолет: шасси, иллюминаторы, нос, хвост | |||||||||||||||
Назвать по порядку, начиная с осени | Корабль: мачта, парус, якорь | ||||||||||||||||
Антонимы | Назвать признаки (на картинке) | Объяснить значение слов: | |||||||||||||||
Друг | Трусливый | Сколько месяцев в году? Назови их | |||||||||||||||
Добро | Горячий | Синонимы (картинки) | Холодильник | ||||||||||||||
Горе | Легкий | собака-пес, будка –конура, врач-доктор, наездник-всадник, варежки-рукавички, у розы шипы -колючки | Листопад | ||||||||||||||
Холод | Длинный | Пылесос | |||||||||||||||
Быстро | Давать | Винегрет | |||||||||||||||
Далеко | Поднимать | Маленький жучок-малюсенький, крохотный,большой слон-громадный, огромный | Спица | ||||||||||||||
Глубоко | Продавать | ||||||||||||||||
Обобщающие слова | |||||||||||||||||
Игрушки | Инструменты | Прод.питания | Грибы | Дом.птицы | Дом.животные | ||||||||||||
Посуда | Школьн.принад. | Овощи | Ягоды | Перелет.птицы | Дикие животн. | ||||||||||||
Одежда | Голов.уборы | Фрукты | Цветы | Зимующ.птицы | Жив.жарк.стр. | ||||||||||||
Обувь | Мебель | Деревья | Рыбы | Насекомые | Жив.холод.стр. |
Словообразование
Образование относительных прилагательных | Образование уменьшительно-ласкательных форм | Образование названий детенышей | Сравнительная степень прилагательных | Родствен ные слова (картинки) | Притяж. прилаг (чей хвост) | ||||||||||||
Мяч из резины | Стол-столик | Курица | Ягода сладкая | Снег | У лисы | ||||||||||||
Дом из камня | Шкаф | Кошка | Орех твердый | Море | У волка | ||||||||||||
Стол из дерева | Ковер | Собака | Шарик легкий | Вода | У павлина | ||||||||||||
Корабл. из бумаги | Зеркало | Овца | Дерево толстое | Мороз | У петуха | ||||||||||||
Дорожка из песка | Ведро | Лошадь | Тропинка широкая | Часы | У льва | ||||||||||||
Стакан из стекла | Красные штаны | Корова | Прыгать высоко | Шипы | У белки |
Грамматика
Согласование прилагательных и существительных | Ед. и мн.ч существительных и глаголов | Согласование числительных и существительных | Существительные в Р.П мн.ч (много чего?) | Согласование в разных падежах(Два полосатых котенка) | ||||||||||
Голубое ведро | Дом -дома | Два стула | Стульев | Р.П. Кого нет у девочки? | ||||||||||
Голубая чашка | Платье | Пять стульев | Карандашей | Д.П. Кому наливает молоко? | ||||||||||
Голубой мяч | Дерево | Два карандаша | Ведер | В.П. Кого увидела девочка? | ||||||||||
Голубые карандаши | Котенок | Пять карандашей | Кукол | Т.П. За кем побежала девочка? | ||||||||||
Лев | Два ведра | Платьев | П.П.О ком заботится девочка? | |||||||||||
Облако | Пять ведер | Собак |
Употребление предлогов: Откуда выглядывает заяц? из-за________ Откуда собака выглядывает? из-под_______ Куда спрятался мальчик? за______ Где лежит собака? под_______ Где живет крот? в_________ Откуда падает яблоко? с______ Откуда вылезает крот? из_______ Где летит птица? над____///НГ_____КГ___
Префиксальное словообразование: по-___ подо- ___обо-____ за- ____вы- ___со- ___при- (ШЛА)___(Как девочка Маша в лес ходила)///НГ_____КГ____
Связная речь
Послушай рассказ и перескажи его. Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. |
Придумай интересный рассказ про двух упрямых козликов (по картинке) |
Составление рассказа по серии картинок. |
Звукопроизношение
[б], [п], [м]__________________________________________________________ [в], [ф]______________________________________________________________
[д], [т], [н]_________________________________________ [г], [к], [х]___________________________________________[й]_______________________________
Звуки- | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | ЛЬ | Р | РЬ | ||||||||||||||||||||||||||||
% | Б | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | |
Начало года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец года |
Дифференциация звуков
С-З | С-Ш | Ш-Ж | Ж-З | Ш-Щ | Ц-С | Ц-ТЬ | Ч-С | Ч-ТЬ | Ч-Ш | |
Нач.года | ||||||||||
Конец.г | ||||||||||
Щ-Ж | Щ-С | С-Ч-Щ | Л-Й | Л-ЛЬ | Л-Р | ЛЬ-РЬ | ||||
Нач.года | ||||||||||
Конец.г |
Фонематическое восприятие
Повторение слогов, слов | Повторение слогов, слов | Выделение первого и конечного звука | Определение последовательности и количества звуков в словах | ||||||||
та-да-та | са-ша-са | Аист | Дом | ||||||||
да-та-та | ца-са-ца | Мак | Нос | ||||||||
ка-га-га | ча-ща-ча | Гном | Вата | ||||||||
та-ка-па | ла-ля-ла | Сумка | Рыба | ||||||||
том-дом-ком | ля-ла-ля | коТ | Бык (3) | ||||||||
кот-год-ход | крыша-крыса | лимоН | Ваза (4) | ||||||||
гора-кора | касса-каша | сироП | Батон (5) |
Слоговая структура
Произношение изолированных слов | Произношение сложных предложений со сложной слоговой структурой | ||||
Тротуар | Мотоциклист догоняет велосипедиста | ||||
Градусник | В аквариуме плавают разноцветные рыбки | ||||
Фотоаппарат | Пингвин гуляет с пингвиненком | ||||
Экскаватор | На площади идет строительство многоэтажного дома | ||||
Регулировщик | Аквалангист ныряет с аквалангом |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Звукопроизношение(дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм или др. нарушения; смешение или замена звуков и др.)____________________________________________________________________________________________
Слоговая структура(нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений)______________________________________________________________________
Фонематические представления(сформированы, не сформированы)________________________________________________________________________
Лексика(лексический запас на сформирован, ниже нормы, о возрасту)____________________________________________________________________________
Грамматический строй(ошибки в словоизменении, в словообразовании)_______________________________________________________________________
Связная речь(отсутствует, на начальном уровне, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...