Речевая карта
методическая разработка (старшая группа) на тему

Латыпова Лилия Салаватбатыровна

Речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта ребенка 5 лет

ФИО ребёнка

Дата рождения

Группа

Дата обследования

Исследование неречевых психических функций

Психологические особенности: контактен,  с трудом идет на контакт,  замкнут,  негативен…

Особенности поведения: принимает помощь,  прикладывает волевые усилия для выполнения заданий  

Внимание:  соответствует возрасту,  неустойчивое, часто отвлекается

Память:  соответствует возрасту,  снижен  объём  кратковременной , долговременной  памяти

Мышление:  соответствует возрасту,  развито недостаточно

Состояние слухового внимания

Н.г

Б/%

К.г

Б/%

Исследование зрительного восприятия

Н.г

Б/%

К.г

Б/%

Дифференциация звучащих игрушек,  предметов

Восприятие цвета.Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца):

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый,    розовый, коричневый, серый, белый, черный

Определение направления звука

Показ цветов

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый,    розовый, коричневый, серый, белый, черный

Восприятие и воспроизведение ритма  

        .---.             …--                    ..--.                    --…

Восприятие формы (сказать по просьбе логопеда)

круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Н.г

Б/%

К.г

Б/%

Н.г

Б/%

К.г

Б/%

Ориентировка в пространстве:

показать предметы, которые находятся   вверху,  внизу,  впереди, сзади,  слева,  справа,  слева  внизу,  справа  вверху,  слева  вверху,  справа  внизу

Складывание фигур из палочек по памяти:  «елочка» и «дерево» из шести палочек,     «лодочка» и «лесенка» из семи;

Складывание фигур из палочек по образцу (при невыполнении предыдущего задания)

Ориентировка в схеме тела:

показать  правой рукой левый глаз,    левой рукой – правое ухо

Складывание картинок  из  4 – 8 частей

Состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_____________________Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) _______________________________________________________________

Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель) __________________________________________________________________

Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой) ______________________________________________________________________________

Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________________________________________________________

Просодика. Темп (ускоренный, замедленный)_______________________  Ритм (дисритмия)__________________________________________________________

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________ Интонация_________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

Н.г

Б/%

К.г

Б/%

Н.г

Б/%

К.г

Б/%

Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее

Кинетическая основа движений:

упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой

Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)

Навыки работы с карандашом:умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека

Кинестетическая основа движений:

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой

Манипуляции с предметами:

умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера

Мимическая и артикуляционная мускулатура

Наличие или отсутствие движений, замена, объем, точность,  мышечный тонус, активность/заторможенность,  синкинезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носо-губной складки, отклонение кончика языка, гипо- , гиперметрия

Н.г

Б/%

К.г

Б/%

Н.г

Б/%

К.г

Б/%

Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку

Движение нижней челюсти:

открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево

Движение губ:

Движение языка:

«улыбочка»

«лопата»

«трубочка»

«жало»

«улыбочка-трубочка»

«лопата-жало»

поднять верхнюю губу

«качели»

опустить нижнюю губу

«маятник»

одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю

«чашечка»

Движение мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть)

«вкусное варенье»

Общее развитие ребенка

Разговорно-описательная беседа

Как тебя зовут? __________________________________________Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)? ______/______/______

Где ты живешь? ______________________________Как зовут маму? ________________________________Как зовут папу? ________________________________

Есть ли у тебя друзья? Кто они?_____________________________________________________________________________________________________________

Счёт прямой ____________________________Обратный (с 6 лет) _________________________________Счётные операции:_______________________________

Понимание речи : ограничено - в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме; требуется неоднократное повторение инструкций ___________________________________________________________________________________________________________________

Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций: в полном объеме на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции

Н.г

Н.г

Н.г

К.г

Покажи, где мама, а где дочка? Где мамина дочка; где мама дочки; где дочка мамы?

Петей нарисован Витя. Покажи, где Петя, а где Витя

Посмотри на рисунок и скажи, правильно ли я говорю. Если нет, то поправь меня: Дом за лесом.

 Солнце освещается землей.

 Под самолетом озеро.

Самолет летит над озером.

Послушай вопросы и ответь на них:

За мальчиком бежит собака. Кто впереди?  

На вокзале Колю встречал дедушка. Кто приехал?

Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что Петя сделал раньше: прочитал книгу или пошел в кино?

Состояние экспрессивной речи

Словарный запас

Н.г

Б/%

Н.г

Б/%

Н.г

Б/%

Н.г

Б/%

Н.г

Б/%

К.г

Б/%

Глагольный словарь

Профессии:

Назвать части предметов и показать

Кто, что делает?(учитель, продавец, маляр, швея; змея, рыбы, лягушка)

Повар, врач, продавец, летчик, строитель, водитель; Учитель, воспитатель, пожарный, швея, капитан, дрессировщик,регулировщик 

Чайник: донышко, носик, ручка, крышка

Кто как голос подает?(волк, лошадь, овца, кукущка, петух, собака, кошка)

Машина: кабина, кузов, колёса, стекло, сиденье, руль

Прилагательные(норма, беден, неточен)

Времена года

Самолет: шасси, иллюминаторы, нос, хвост

Назвать по порядку, начиная с осени

Корабль: мачта, парус, якорь

Антонимы

Назвать признаки (на картинке)

Объяснить значение слов:

Друг

Трусливый

Сколько месяцев в году? Назови их

Добро

Горячий

Синонимы (картинки)

Холодильник

Горе

Легкий

собака-пес, будка –конура, врач-доктор, наездник-всадник, варежки-рукавички, у розы шипы -колючки

Листопад

Холод

Длинный

Пылесос

Быстро

Давать

Винегрет

Далеко

Поднимать

Маленький жучок-малюсенький, крохотный,большой слон-громадный, огромный

Спица

Глубоко

Продавать

Обобщающие слова

Игрушки

Инструменты

Прод.питания

Грибы

Дом.птицы

Дом.животные

Посуда

Школьн.принад.

Овощи

Ягоды

Перелет.птицы

Дикие животн.

Одежда

Голов.уборы

Фрукты

Цветы

Зимующ.птицы

Жив.жарк.стр.

Обувь

Мебель

Деревья

Рыбы

Насекомые

Жив.холод.стр.

Словообразование

Образование относительных прилагательных

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Образование названий детенышей

Сравнительная степень прилагательных

Родствен ные слова (картинки)

Притяж. прилаг (чей хвост)

Мяч из резины

Стол-столик

Курица

Ягода сладкая

Снег

У лисы

Дом из камня

Шкаф

Кошка

Орех твердый

Море

У волка

Стол из дерева

Ковер

Собака

Шарик легкий

Вода

У павлина

Корабл. из бумаги

Зеркало

Овца

Дерево толстое

Мороз

У петуха

Дорожка из песка

Ведро

Лошадь

Тропинка широкая

Часы

У льва

Стакан из стекла

Красные штаны

Корова

Прыгать высоко

Шипы

У белки

Грамматика

Согласование прилагательных и существительных

Ед. и мн.ч существительных и глаголов

Согласование числительных и существительных

Существительные в Р.П мн.ч (много чего?)

Согласование в разных падежах(Два полосатых котенка)

Голубое ведро

Дом -дома

Два стула

Стульев

Р.П. Кого нет у девочки?

Голубая чашка

Платье

Пять стульев

Карандашей

Д.П. Кому наливает молоко?

Голубой мяч

Дерево

Два карандаша

Ведер

В.П. Кого увидела девочка?

Голубые карандаши

Котенок

Пять карандашей

Кукол

Т.П. За кем побежала девочка?

Лев

Два ведра

Платьев

П.П.О ком заботится девочка?

Облако

Пять ведер

Собак

Употребление предлогов: Откуда выглядывает заяц? из-за________ Откуда собака выглядывает? из-под_______ Куда спрятался мальчик? за______ Где лежит собака? под_______ Где живет крот? в_________ Откуда падает яблоко? с______ Откуда вылезает крот?  из_______ Где летит птица? над____///НГ_____КГ___

Префиксальное словообразование: по-___ подо- ___обо-____ за- ____вы- ___со- ___при- (ШЛА)___(Как девочка Маша в лес ходила)///НГ_____КГ____

Связная речь

Послушай рассказ и перескажи его. Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Придумай интересный рассказ про двух упрямых козликов  (по картинке)

Составление рассказа по серии картинок.

Звукопроизношение

[б], [п], [м]__________________________________________________________    [в], [ф]______________________________________________________________

 [д], [т], [н]_________________________________________    [г], [к], [х]___________________________________________[й]_______________________________

Звуки-

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

ЛЬ

Р

РЬ

%

Б

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

Начало года

Конец года

Дифференциация звуков

С-З

С-Ш

Ш-Ж

Ж-З

Ш-Щ

Ц-С

Ц-ТЬ

Ч-С

Ч-ТЬ

Ч-Ш

Нач.года

Конец.г

Щ-Ж

Щ-С

С-Ч-Щ

Л-Й

Л-ЛЬ

Л-Р

ЛЬ-РЬ

Нач.года

Конец.г

Фонематическое восприятие

Повторение слогов, слов

Повторение слогов, слов

Выделение первого и конечного звука

Определение последовательности и количества звуков в словах

та-да-та

са-ша-са

Аист

Дом

да-та-та

ца-са-ца

Мак

Нос

ка-га-га

ча-ща-ча

Гном

Вата

та-ка-па

ла-ля-ла

Сумка

Рыба

том-дом-ком

ля-ла-ля

коТ

Бык (3)

кот-год-ход

крыша-крыса

лимоН

Ваза (4)

гора-кора

касса-каша

сироП

Батон (5)

Слоговая структура

Произношение изолированных слов

Произношение сложных предложений со сложной слоговой структурой

Тротуар

Мотоциклист догоняет велосипедиста

Градусник

В аквариуме плавают разноцветные рыбки

Фотоаппарат

Пингвин гуляет с пингвиненком

 Экскаватор

На площади идет строительство многоэтажного дома

Регулировщик

Аквалангист ныряет с аквалангом

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Звукопроизношение(дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм или др. нарушения; смешение или замена звуков и др.)____________________________________________________________________________________________

Слоговая структура(нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений)______________________________________________________________________

Фонематические представления(сформированы, не сформированы)________________________________________________________________________

Лексика(лексический запас на сформирован, ниже нормы, о возрасту)____________________________________________________________________________

Грамматический строй(ошибки в словоизменении, в словообразовании)_______________________________________________________________________

Связная речь(отсутствует, на начальном уровне, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...