Использование педагогических и здоровьесберегающих технологий
материал по теме

Нагимова Лиана Мансуровна

Выписка из основной образовательной программы дошкольного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypiska_iz_oop_do_2017-2018_g.docx848.94 КБ

Предварительный просмотр:

Выписка

 из основной образовательной программы дошкольного образования

2.2.2. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Характерные особенности:

  1. смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
  2. основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
  3. содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.

Характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ:

  • создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей);
  • оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
  • содействие ребенку в формировании положительной  Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).

Интегрированные свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии:

  1. Социально-педагогическая ориентация — осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.
  2. Рефлексивные способности, которые помогут педагог остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!»
  3. Методологическая культура — система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.

Составляющие педагогической технологии:

  •  Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, которое требует от педагога высокого профессионального мастерства, развитой педагогической рефлексий способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
  • Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики, которая представляет собой набор специально разработанных информативных методик и тестовых заданий, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (задания направлены на выявление успешности освоения содержания различных разделов программы, на определение уровня владения ребенком позиции субъекта, на возможность отслеживания основных параметров эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, на выявление успешности формирования отдельных сторон социальной компетентности (экологическая воспитанность, ориентировка в предметном мире и др).
  • Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций (цель индивидуально-дифференцированного подхода — помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт; в старших группах конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от половых интересов и склонностей детей).
  • Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности.
  • Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъект детской деятельности (использование игровых ситуаций, требующих оказание помощи любому персонажу, использование дидактических игр, моделирования, использование в старшем дошкольном возрасте занятий по интересам, которые не являются обязательными, а предполагают объединение взрослых и детей на основе свободного детского выбора, строятся по законам творческой деятельности, сотрудничества, сотворчества).
  • Создание комфортных условий, исключающих «дидактический синдром», заорганизованность, излишнюю регламентацию, при этом важны атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности (этим обусловлен отказ от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков).
  • Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности (для этого используются методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а также опорные схемы, модели, пооперационные карты, простейшие чертежи, детям предоставляется широкий выбор материалов, инструментов).
  • Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями (выделяются три ступени взаимодействия: создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала).
  • Организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.), которая способствовала бы организации содержательной деятельности детей и соответствовала бы ряду показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей (включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность; низкий уровень шума в группе; низкая конфликтность между детьми; выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей; положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость).
  •  Интеграция образовательного содержания программы.

2.2.3. Технологии проектной деятельности

Проектно-тематическое обучение

К одной из таких образовательных технологий можно отнести проектно-тематическое обучение, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой дети познают окружающий мир и воплощают новые знания в реальные продукты. Такое обучение подразумевает объединение различных предметов учебного плана с помощью какой-нибудь интересной идеи, которая может быть рассмотрена с точки зрения нескольких дисциплин. Проектно-тематическое обучение ориентировано на всеобъемлющее развитие, а не на концентрацию неких изолированных областей знания, что для детей-дошкольников совершенно неестественно. Оно задаёт такую организацию учебного процесса, при которой дети могут увидеть связи между различными дисциплинами, а также взаимоотношение между изучаемыми предметами и реальной жизнью. Например, в процессе темы «Зоопарк» дети могут:

  • изучать математику (пересчитать всех обитателей зоопарка, сравнить их по размеру, весу и т.д.):
  • получить начальные географические сведения (определить, из какой страны и с какого материка звери, найти на карте или глобусе эти страны и материки);
  • изучить различных животных и одновременно практиковаться в их изображении;
  • составить рассказы об этих животных и создать на их основе книгу;
  • реализовать проект создания зооуголка в своём детском саду.

Проектно-тематическое (или интегрированное) обучение – это глубокое, интенсивное, длительное изучение детьми совместно с педагогами и при их поддержке какой-либо проблемы или вопроса.

Планирование при проектно-тематическом обучении

Отличие проектно-тематического планирования обучения от привычного блочно-тематического в том, что исследуемая проблема или область знания не похожи ни на одну другую тему из программы или учебника, готовой методической разработки. Это то, что возникло в конкретном сообществе под названием «группа… детского сада №…». Это то, что уникально именно для данного дошкольного сообщества, что возникло из его потребностей и интересов. При проектно-тематическом обучении, в ходе которого изучается сразу несколько дисциплин, от педагога требуется способность к планированию и сотрудничеству. Реализация проектно-тематического подхода требует от педагога следующих умений:

  • самостоятельно конструировать поток знаний, умений и навыков детей;
  • анализировать и принимать решения;
  • работать в команде, в том числе и детьми.

Проектно-тематическое обучение помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над темой и проектами помогает:

  • создать в группе атмосферу, стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другому;
  • сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметную среду;
  • обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей в соответствии с социально-педагогическими ценностями и целями, их педагогическую поддержку.

При организации работы на основе проектов и тем, педагог должен владеть, как минимум, двумя важными умениями:

  1. Уметь составлять собственный учебный план (программу для конкретных детей своей группы)

1. Уметь составлять индивидуализированные программы для конкретных детей

(индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Педагог заполняет ребёнка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться при этом.

Большое значение имеет интерес ребёнка к выполняемой деятельности, осознание им необходимости данных знаний для реальной жизни, что делает познавательный процесс естественным и значимым.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения, работающие с использованием проектно-тематического подхода, в рамках программы целенаправленно, целесообразно (исходя из наблюдений за детьми), планомерно (планируя ежедневно), вырабатывают у ребёнка новые формы познания, поведения и деятельности, что, в конечном итоге, и означает организацию полноценного психического и физического развития детей дошкольного возраста.

Виды проектов. Выбор темы проекта

Что принимается в дошкольном учреждении за тему и проект?

Тема – ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах.  Примеры тем: кошки, цирк, мой двор и т.д. Работа над темой – познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах.

Проект – специально организованный педагогом и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Проект – осуществление замысла (изготовление книги, модели, очистка воды песком, постановка спектакля, посадка дерева и т.д.)  Существуют универсальные проекты – их легко включать в работу практически над каждой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и подготовку представлений. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

Пошаговая реализация темы в детском саду

Желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:

  • индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного ребенка), далее из таких личных изделий можно простым объединением, например, в выставку, сделать и коллективный продукт (слабо связанный);
  • работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т.д.);
  • коллективная деятельность детей (концерт, спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, которая изначально задумывается как некая целостность, видеофильм с участием всех желающих детей).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерить свои желания и возможности.

Образовательные результаты при проектно-тематическом обучении

К образовательным результатам проектно-тематического обучения можно отнести способность ребенка:

  • контролировать свое поведение,
  • сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение,
  • комментировать свои действия,
  • выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе),
  • организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое),
  • договариваться о правилах,
  • задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта,
  • присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать),
  • совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения,
  • делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы,
  • высказываться в связи с высказываниями других,
  • устанавливать контакты,
  • поддерживать разговор,
  • использовать элементарные нормы общения.
  • сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

Следует отметить, что знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для  формирования ключевых компетентностей.

Исследовательские

Дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи исследования, определяют методы исследования, источники информации, исследуют, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования

Ролево-игровые

С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированные

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление  группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.)

Творческие

В таких проектах дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник)

Этапы в развитии проектной деятельности:

  1. Подражателъско-исполнительский, реализация которого,  возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.
  2. Общеразвивающий он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
  3. Творческий, он  характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее последовательность.

Алгоритм деятельности педагога:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
  • дает домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовлении поделок, рисунков, альбомов и т.п.);
  • организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместный с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

2.2.4. Технологии исследовательской деятельности

Этапы становления исследовательской деятельности:

  • ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);
  • проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);
  • планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);
  • эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования, первичная систематизация полученных данных);
  • анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);

Алгоритм действий:

  1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (в переводе с древнегреческого слово problems означает «задача», «преграда», «трудность»). Главное качество любого исследователя — уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.
  2. Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование — процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний (человек стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать полученные сведения), а проект — это всегда решение какой-то практической задачи (человек, реализующий проект, решает реальную проблему).
  3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».
  4.  Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и задачи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вредно и опасно. Ясная формулировка делает предсказуемым процесс и лишает его черт творческого поиска, а исследователя — права импровизировать.
  5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза — это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
  6. Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования в данном случае: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по этой проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.
  7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
  8. Указать пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной  работы – это не просто окончание исследования, а начало решения следующей.

Принципы исследовательского обучения

  • ориентации на познавательные интересы детей (исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);
  • опоры на развитие умнений самостоятельного поиска информации;
  • сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);
  • формирования представлений об исследовании как стиле жизни.

Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка:

  • преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут- не хватает знаний, жизненного опыта;
  • преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
  • побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие — ядро проблемной ситуации — в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога

Методические приемы: 

  • подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;  изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
  • постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;
  • постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т.д.)

Условия исследовательской деятельности:

  • использование различных приемов воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения)
  • создание проблемных ситуаций, вызывающих у детей удивление, недоумение, восхищение;
  • четкая формулировка проблемы, обнажающей противоречия в сознании ребенка;
  • выдвижение гипотезы и обучение этому умению детей, принимая любые их предложения;
  • развитие способности к прогнозированию и предвосхищению решений;
  • обучение детей обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;
  • создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение детей к диалогу, сотрудничеству;
  • побуждение к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;
  • подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрение оригинальных решений, умений делать выбор;
  • знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

2.2.5. Информационно - коммуникативные технологии

    В МАДОУ «Буратино» применяются информационно-коммуникационные          технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов,  которые  дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. (не более 15 минут в день, с учетом требований к  просмотру и качеству материала)

Основные требования при проведении занятий с использованием ИКТ:

  • образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
  • на образовательной деятельности  дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
  • на образовательной деятельности  не рекомендуется использовать презентации и видеоматериалы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;
  • перед образовательной деятельностью должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка.

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая  становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что  соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о призна нии самоценности  дошкольного периода детства.

Она построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на его  всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и  компетенций.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в

обучении. Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его  фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Содержание Программы обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно

-нравственного и эмоционального воспитания.

Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам

человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Традиции, сложившиеся в ДОУ

В Учреждении есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников.

Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются.

Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели и проверена временем:

  • День знаний;
  • Осенняя Ярмарка «Дары Осени»;
  • Школы (клубы)  для родителей «Первые шаги» и «Школа будущего первоклассника»;
  • Дни рождения воспитанников;
  • Общегосударственные праздники (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, «Проводы в школу», «Осень», «Весна», «Лето», праздники народного календаря и др.);
  • Дни открытых дверей для родителей воспитанников;
  • встреча с ветеранами и тружениками тыла;
  • праздники с участием семей воспитанников (Международный День семьи);
  • 15 мая, Всемирный День толерантности
  • 16 ноября, День Здоровья, «Папа, мама, я –спортивная семья и др.);
  • музыкальная гостиная «Встреча детей с миром музыки» (выступление учащихся и педагогов ДШИ);
  • конкурс чтецов;
  • Акции «Сохраним красавицу елку», «Поможем птицам зимой», «Защитим лес от пожара», «От младших старшим» и т.д.
  • сезонные субботники по благоустройству территории детского сада.

Конкурсы: «Лучший снеговик», «Кормушка вместе с папой», «Книжка-самоделка», «Осенние фантазии» (творческие работы из природного материала), «Новогодняя ѐлочка» (работы на новогоднюю тематику), «Страна детства» (конкурс рисунков на асфальте к Дню защиты детей)

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных

образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.   Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной

деятельности.

Культурная практика – инициируемая взрослым или самим ребѐнком деятельность, направленная на приобретение, повторение различного опыта общения и постоянно расширяющихся самостоятельных действий. Исследовательские, образовательные, коммуникативные, организационные, игровые, художественные и др. культурные практики формируются во взаимодействии ребенка с взрослым в различных ситуациях, которые способствуют освоению позитивного мировосприятия (сопереживания, доброжелательности, любви, взаимопомощи и др.) и поведения в обществе. В МАДОУ проводятся традиционные организованные мероприятия, которые стали культурными практиками, создающие атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. В качестве систематических культурных практик выступают повторяющиеся, цикличные мероприятия с воспитанниками, направленные на создание событийно организованного пространства образовательной деятельности взрослых и детей.

Так, согласно Стандарту для детей дошкольного возраста (3–8 лет) – это ряд видов деятельности, таких как:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  •  музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка,
  •  конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.

Совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике и содержанию.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Мероприятие

Цель мероприятия

Сроки

Группы

Традиционные организованные мероприятия

1

Здравствуй, школа

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками в рамках преемственности

1 раз в год сентябрь

Старшие, подготовительные

2

День здоровья

Становление ценностей здорового образа жизни

2 раза в год – октябрь, апрель

Все группы

3

Зарядка с родителями

Развитие общения и взаимодействия

2 раза в год –

Все группы

4

Зимние забавы

Овладение подвижными играми с правилами

1 раз в год – январь

5

Осенний Кросс Нации

Развитие физических качеств: выносливость, быстрота реакции

1 раз в год – сентябрь

6

Спортивные старты губернаторские соревнования

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

1 раз в год – апрель

7

Досуг художественно-эстетического цикла

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

4 раза в год

Ежегодные культурные практики

8

Флеш-моб «9 Мая»

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе

май

Средние, старшие, подготовительные

9

Фестиваль талантливых родителей «Дружба народов»

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых

ноябрь

Все группы

10

Конкурс чтецов, рисунков

Реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанников

февраль

средние, старшие, подготовительные

11

Соревнования «Веселые старты»

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Март, апрель

подготовительные

12

Досуг «Семейные посиделки»

Становление ценностей здорового образа жизни

январь

Все группы

Ежемесячные культурные практики

13

Театральная гостиная «В гостях у сказки»

Восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам произведений

1 раз в месяц

старшие, подготовительные

14

Отмечаем день рождения

Развитие способности к сопереживанию радостных событий, положительных эмоций, выделение значимости ребенка в группе

1 раз в месяц

Все группы

Еженедельные культурные практики

19

Чистая пятница

Воспитание уважения к труду, радости участия в общем труде

1 раз в неделю

Средние, старшие, подготовительные

20

Для всех, для каждого

Создание атмосферы равных прав для воспитанников

1 раз в неделю

Все группы

Ежедневные культурные практики

21

Календарь настроения

Наблюдение за эмоциональным состоянием каждого ребенка для оказания своевременной коррекции и поддержки его развития

Ежедневно

Все группы

22

Общее приветствие всех детей группы, участие детей в планировании собственной деятельности и жизнедеятельности группы (утренний и вечерний сбор)

Установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования, становление позиции субъекта деятельности

Ежедневно

Все группы

23

Итог прожитого дня

Развитие рефлексивных навыков

Ежедневно

Все группы

24

Засыпание и пробуждение на фоне классической музыки

Обеспечение комфортных и безопасных условий

Ежедневно

Все группы

Организация культурных практик способствует повышению эффективности образовательной деятельности, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.

Отношение к сверстникам формируется на основе уважения равных прав всех детей. Задача педагога — обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми. Этому способствует установление определенных норм жизни группы, основанных на уважении взрослого к ребенку и детей друг к другу. Общая атмосфера доброжелательности создается за счет отношения взрослого к детям и поддерживается через введение добрых традиций жизни группы.

«Утренний сбор»

Цель – формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности; к радостям и достижением, переживаниям и проблемам других людей.

  • Установить комфортный социально – педагогический климат;
  • Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться;
  • Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга;
  • Познакомить детей с новыми материалами;
  • Ввести новую тему и обсудить ее с детьми;
  • Организовать планирование детьми своей деятельности;
  • Организовать выбор партнеров

«Вечерний сбор»

Цель – формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности; к радостям и достижением, переживаниям и проблемам других людей.

Задачи:

  • Пообщаться по поводу прожитого дня;
  • Обменяться впечатлениями;
  • Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться;
  • Подвести итоги  разных видов активности в течение дня;
  • Помочь детям продемонстрировать результаты своей деятельности; отрефлексировать  что получилось, что пока не удалось, почему; проанализировать свое поведение в группе

«Театральная пятница»

Цель– создание положительного эмоционального фона в жизни ребенка в детском саду, развитие детей в театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;
  •  Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене.
  • Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений);
  •  Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей побуждать, согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
  •  Выполнять движение и действие соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы (п.2.11.2. – б ФГОС ДО)

Для поддержания детской инициативы воспитатели используют проблемные ситуации, вопросы, проектную деятельность, энциклопедии и игровой материал. Создают условия для выбора деятельности по интересам и запросам детей.

Создание условий для развития свободной игровой деятельности.

Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.

С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:

- создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

- определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

- наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

- отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

- косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).

Кроме того, педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость.

Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.

Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Создание условий для развития познавательной деятельности.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.

Программа   обеспечивает  полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае —помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными

способами деятельности, с другой —педагог может решить собственно педагогические задачи.

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

Все виды деятельности, предусмотренные программой МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др.

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.

Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др.

Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников.

Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Формы работы

Время проведения в режиме дня, возраст детей

Особенности  методики проведения

Ответственные

Ритмика

Один раз в неделю во второй половине дня. Музыкальный зал, начиная со средней группы.

По программе И.Бурениной

Музыкальный руководитель

Оздоровительно - игровой час

После сна в группе каждый день. Первая и вторая младшие группы

Комплекс, состоящих из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.

Воспитатель

Час двигательного творчества

Во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя.

Отсутствие внешней регламентации, самостоятельное перемещение в зале.

Воспитатель

Динамический час

Организуется на дневной прогулке 18 – 20 мин с группах младшего возраста, 25 – 30 мин. В группах старшего дошкольного возраста

Основной вид детской деятельности - игра

Воспитатель

Динамические паузы

Во время занятий 2-5 мин по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы

Комплекс физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени

Воспитатели

Гимнастика коррегирующая

(дорожки здоровья)

Рижский метод

После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии.

Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки

Инструктор по

физической культуре, воспитатели

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно – оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Инструктор по

физической культуре, воспитатели

Гимнастика для глаз

«Гимнастика для глаз»  В.Ф.Базарнов

Специальные упражнения для глаз» Методика Э.С.Аветисова

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп

Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога

Воспитатели

Дыхательная гимнастика «Дых.гимнастик» А.Н.Стрельник.

В различных формах физкультурно – оздоровительной работы, начиная с младшего возраста

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедуры.

Воспитатели

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием Опасаться непропорциональ-ной нагрузки на мышцы

Инструктор по

физической культуре, воспитатели

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) звуки природы

Воспитатели

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев. театров, выставок и пр , оформлении помещений к праздникам и др   Для веек возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а так же по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Воспитатели

Гимнастика бодрящая

Ежедневно, после дневного сна, 5 – 10 мин, начиная со второй младшей группы

Форма проведения различная упражнения на кроватках. (обширное умывание для детей старшего дошкольного возраста)

Воспитатели

Дозированная ходьба

Ежедневно после утренней прогулки после заданного маршрута (1 мл гр – 300м; 2 мл.гр. – 600м; ср. гр. – 1000м; ст.гр -1500м; подг.гр – 2000м)

Способствует формированию правильной осанки, направлена  на активизацию, совершенствованию физических качеств.

Воспитатели

Коррекционные технологии

Формы работы

Время проведения в режиме дня, возраст детей

Особенности  методики проведения

Ответст-

венные

Технология музыкального воздействия

«Ритмическая мозаика» И.Бурениной

Сеансы по 10-13 человек в группе в музыкальном зале, в группе. Старший дошкольный возраст

Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Музыкальный руководитель.

Сказкотерапия

Два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется. Как единый двигательный комплекс.

Воспитатели групп

Артикуляционная гимнастика

Даешь зарядку пять раз в день» Б.Егорова

Два раза в неделю в первой и во второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста

Цель - фонематическая грамотная речь без движений

Воспитатели групп

Самомассаж с помощью обтирания

После сна ежедневно в группе ли спальне в постелях, начиная со второй младшей группы

Объяснить серьезность процедуры и  дать детям элементарные знания, как не нанести вред своему организму

Воспитатель

Технология коррекции поведения

8-10 человек в группе,  на прогулке, начиная со средней группы

В свободное время,  ОБЖ детей дошкольного возраста

Воспитатель,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию

Статья была опубликована в сборнике методических материалов "Формирование и развитие здоровьесберегающей среды в ДОУ" ХАКИРОиПК г. Абакан, Республика Хакасия...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)

Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...

«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...

«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)

laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...