Использование педагогических и здоровьесберегающих технологий
материал по теме
Выписка из основной образовательной программы дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypiska_iz_oop_do_2017-2018_g.docx | 848.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Выписка
из основной образовательной программы дошкольного образования
2.2.2. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Характерные особенности:
- смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
- основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
- содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.
Характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ:
- создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей);
- оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
- содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).
Интегрированные свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии:
- Социально-педагогическая ориентация — осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.
- Рефлексивные способности, которые помогут педагог остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!»
- Методологическая культура — система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.
Составляющие педагогической технологии:
- Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, которое требует от педагога высокого профессионального мастерства, развитой педагогической рефлексий способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
- Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики, которая представляет собой набор специально разработанных информативных методик и тестовых заданий, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (задания направлены на выявление успешности освоения содержания различных разделов программы, на определение уровня владения ребенком позиции субъекта, на возможность отслеживания основных параметров эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, на выявление успешности формирования отдельных сторон социальной компетентности (экологическая воспитанность, ориентировка в предметном мире и др).
- Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций (цель индивидуально-дифференцированного подхода — помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт; в старших группах конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от половых интересов и склонностей детей).
- Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности.
- Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъект детской деятельности (использование игровых ситуаций, требующих оказание помощи любому персонажу, использование дидактических игр, моделирования, использование в старшем дошкольном возрасте занятий по интересам, которые не являются обязательными, а предполагают объединение взрослых и детей на основе свободного детского выбора, строятся по законам творческой деятельности, сотрудничества, сотворчества).
- Создание комфортных условий, исключающих «дидактический синдром», заорганизованность, излишнюю регламентацию, при этом важны атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности (этим обусловлен отказ от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков).
- Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности (для этого используются методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а также опорные схемы, модели, пооперационные карты, простейшие чертежи, детям предоставляется широкий выбор материалов, инструментов).
- Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями (выделяются три ступени взаимодействия: создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала).
- Организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.), которая способствовала бы организации содержательной деятельности детей и соответствовала бы ряду показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей (включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность; низкий уровень шума в группе; низкая конфликтность между детьми; выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей; положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость).
- Интеграция образовательного содержания программы.
2.2.3. Технологии проектной деятельности
Проектно-тематическое обучение
К одной из таких образовательных технологий можно отнести проектно-тематическое обучение, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой дети познают окружающий мир и воплощают новые знания в реальные продукты. Такое обучение подразумевает объединение различных предметов учебного плана с помощью какой-нибудь интересной идеи, которая может быть рассмотрена с точки зрения нескольких дисциплин. Проектно-тематическое обучение ориентировано на всеобъемлющее развитие, а не на концентрацию неких изолированных областей знания, что для детей-дошкольников совершенно неестественно. Оно задаёт такую организацию учебного процесса, при которой дети могут увидеть связи между различными дисциплинами, а также взаимоотношение между изучаемыми предметами и реальной жизнью. Например, в процессе темы «Зоопарк» дети могут:
- изучать математику (пересчитать всех обитателей зоопарка, сравнить их по размеру, весу и т.д.):
- получить начальные географические сведения (определить, из какой страны и с какого материка звери, найти на карте или глобусе эти страны и материки);
- изучить различных животных и одновременно практиковаться в их изображении;
- составить рассказы об этих животных и создать на их основе книгу;
- реализовать проект создания зооуголка в своём детском саду.
Проектно-тематическое (или интегрированное) обучение – это глубокое, интенсивное, длительное изучение детьми совместно с педагогами и при их поддержке какой-либо проблемы или вопроса.
Планирование при проектно-тематическом обучении
Отличие проектно-тематического планирования обучения от привычного блочно-тематического в том, что исследуемая проблема или область знания не похожи ни на одну другую тему из программы или учебника, готовой методической разработки. Это то, что возникло в конкретном сообществе под названием «группа… детского сада №…». Это то, что уникально именно для данного дошкольного сообщества, что возникло из его потребностей и интересов. При проектно-тематическом обучении, в ходе которого изучается сразу несколько дисциплин, от педагога требуется способность к планированию и сотрудничеству. Реализация проектно-тематического подхода требует от педагога следующих умений:
- самостоятельно конструировать поток знаний, умений и навыков детей;
- анализировать и принимать решения;
- работать в команде, в том числе и детьми.
Проектно-тематическое обучение помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над темой и проектами помогает:
- создать в группе атмосферу, стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другому;
- сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметную среду;
- обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей в соответствии с социально-педагогическими ценностями и целями, их педагогическую поддержку.
При организации работы на основе проектов и тем, педагог должен владеть, как минимум, двумя важными умениями:
| 1. Уметь составлять индивидуализированные программы для конкретных детей (индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) |
Педагог заполняет ребёнка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться при этом.
Большое значение имеет интерес ребёнка к выполняемой деятельности, осознание им необходимости данных знаний для реальной жизни, что делает познавательный процесс естественным и значимым.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения, работающие с использованием проектно-тематического подхода, в рамках программы целенаправленно, целесообразно (исходя из наблюдений за детьми), планомерно (планируя ежедневно), вырабатывают у ребёнка новые формы познания, поведения и деятельности, что, в конечном итоге, и означает организацию полноценного психического и физического развития детей дошкольного возраста.
Виды проектов. Выбор темы проекта
Что принимается в дошкольном учреждении за тему и проект?
Тема – ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах. Примеры тем: кошки, цирк, мой двор и т.д. Работа над темой – познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах.
Проект – специально организованный педагогом и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Проект – осуществление замысла (изготовление книги, модели, очистка воды песком, постановка спектакля, посадка дерева и т.д.) Существуют универсальные проекты – их легко включать в работу практически над каждой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и подготовку представлений. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).
Пошаговая реализация темы в детском саду
Желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:
- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного ребенка), далее из таких личных изделий можно простым объединением, например, в выставку, сделать и коллективный продукт (слабо связанный);
- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т.д.);
- коллективная деятельность детей (концерт, спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, которая изначально задумывается как некая целостность, видеофильм с участием всех желающих детей).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерить свои желания и возможности.
Образовательные результаты при проектно-тематическом обучении
К образовательным результатам проектно-тематического обучения можно отнести способность ребенка:
- контролировать свое поведение,
- сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение,
- комментировать свои действия,
- выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе),
- организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое),
- договариваться о правилах,
- задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта,
- присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать),
- совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения,
- делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы,
- высказываться в связи с высказываниями других,
- устанавливать контакты,
- поддерживать разговор,
- использовать элементарные нормы общения.
- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.
Следует отметить, что знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетентностей.
Исследовательские | Дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи исследования, определяют методы исследования, источники информации, исследуют, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования |
Ролево-игровые | С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы |
Информационно-практико-ориентированные | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.) |
Творческие | В таких проектах дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) |
Этапы в развитии проектной деятельности:
- Подражателъско-исполнительский, реализация которого, возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.
- Общеразвивающий он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
- Творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее последовательность.
Алгоритм деятельности педагога:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- дает домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовлении поделок, рисунков, альбомов и т.п.);
- организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместный с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
2.2.4. Технологии исследовательской деятельности
Этапы становления исследовательской деятельности:
- ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);
- проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);
- планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);
- эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования, первичная систематизация полученных данных);
- анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
Алгоритм действий:
- Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (в переводе с древнегреческого слово problems означает «задача», «преграда», «трудность»). Главное качество любого исследователя — уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.
- Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование — процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний (человек стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать полученные сведения), а проект — это всегда решение какой-то практической задачи (человек, реализующий проект, решает реальную проблему).
- Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».
- Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и задачи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вредно и опасно. Ясная формулировка делает предсказуемым процесс и лишает его черт творческого поиска, а исследователя — права импровизировать.
- Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза — это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
- Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования в данном случае: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по этой проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.
- Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
- Указать пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, а начало решения следующей.
Принципы исследовательского обучения
- ориентации на познавательные интересы детей (исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);
- опоры на развитие умнений самостоятельного поиска информации;
- сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);
- формирования представлений об исследовании как стиле жизни.
Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка:
- преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут- не хватает знаний, жизненного опыта;
- преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
- побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие — ядро проблемной ситуации — в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога
Методические приемы:
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
- постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;
- постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т.д.)
Условия исследовательской деятельности:
- использование различных приемов воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения)
- создание проблемных ситуаций, вызывающих у детей удивление, недоумение, восхищение;
- четкая формулировка проблемы, обнажающей противоречия в сознании ребенка;
- выдвижение гипотезы и обучение этому умению детей, принимая любые их предложения;
- развитие способности к прогнозированию и предвосхищению решений;
- обучение детей обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;
- создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение детей к диалогу, сотрудничеству;
- побуждение к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;
- подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрение оригинальных решений, умений делать выбор;
- знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.
2.2.5. Информационно - коммуникативные технологии
В МАДОУ «Буратино» применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. (не более 15 минут в день, с учетом требований к просмотру и качеству материала)
Основные требования при проведении занятий с использованием ИКТ:
- образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
- на образовательной деятельности дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
- на образовательной деятельности не рекомендуется использовать презентации и видеоматериалы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;
- перед образовательной деятельностью должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о призна нии самоценности дошкольного периода детства.
Она построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в
обучении. Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Содержание Программы обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно
-нравственного и эмоционального воспитания.
Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам
человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Традиции, сложившиеся в ДОУ
В Учреждении есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников.
Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются.
Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели и проверена временем:
- День знаний;
- Осенняя Ярмарка «Дары Осени»;
- Школы (клубы) для родителей «Первые шаги» и «Школа будущего первоклассника»;
- Дни рождения воспитанников;
- Общегосударственные праздники (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, «Проводы в школу», «Осень», «Весна», «Лето», праздники народного календаря и др.);
- Дни открытых дверей для родителей воспитанников;
- встреча с ветеранами и тружениками тыла;
- праздники с участием семей воспитанников (Международный День семьи);
- 15 мая, Всемирный День толерантности
- 16 ноября, День Здоровья, «Папа, мама, я –спортивная семья и др.);
- музыкальная гостиная «Встреча детей с миром музыки» (выступление учащихся и педагогов ДШИ);
- конкурс чтецов;
- Акции «Сохраним красавицу елку», «Поможем птицам зимой», «Защитим лес от пожара», «От младших старшим» и т.д.
- сезонные субботники по благоустройству территории детского сада.
Конкурсы: «Лучший снеговик», «Кормушка вместе с папой», «Книжка-самоделка», «Осенние фантазии» (творческие работы из природного материала), «Новогодняя ѐлочка» (работы на новогоднюю тематику), «Страна детства» (конкурс рисунков на асфальте к Дню защиты детей)
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных
образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
Культурная практика – инициируемая взрослым или самим ребѐнком деятельность, направленная на приобретение, повторение различного опыта общения и постоянно расширяющихся самостоятельных действий. Исследовательские, образовательные, коммуникативные, организационные, игровые, художественные и др. культурные практики формируются во взаимодействии ребенка с взрослым в различных ситуациях, которые способствуют освоению позитивного мировосприятия (сопереживания, доброжелательности, любви, взаимопомощи и др.) и поведения в обществе. В МАДОУ проводятся традиционные организованные мероприятия, которые стали культурными практиками, создающие атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. В качестве систематических культурных практик выступают повторяющиеся, цикличные мероприятия с воспитанниками, направленные на создание событийно организованного пространства образовательной деятельности взрослых и детей.
Так, согласно Стандарту для детей дошкольного возраста (3–8 лет) – это ряд видов деятельности, таких как:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка,
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
Совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике и содержанию.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
№ | Мероприятие | Цель мероприятия | Сроки | Группы |
Традиционные организованные мероприятия | ||||
1 | Здравствуй, школа | Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками в рамках преемственности | 1 раз в год сентябрь | Старшие, подготовительные |
2 | День здоровья | Становление ценностей здорового образа жизни | 2 раза в год – октябрь, апрель | Все группы |
3 | Зарядка с родителями | Развитие общения и взаимодействия | 2 раза в год – | Все группы |
4 | Зимние забавы | Овладение подвижными играми с правилами | 1 раз в год – январь | |
5 | Осенний Кросс Нации | Развитие физических качеств: выносливость, быстрота реакции | 1 раз в год – сентябрь | |
6 | Спортивные старты губернаторские соревнования | Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | 1 раз в год – апрель | |
7 | Досуг художественно-эстетического цикла | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства | 4 раза в год | |
Ежегодные культурные практики | ||||
8 | Флеш-моб «9 Мая» | Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе | май | Средние, старшие, подготовительные |
9 | Фестиваль талантливых родителей «Дружба народов» | Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых | ноябрь | Все группы |
10 | Конкурс чтецов, рисунков | Реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанников | февраль | средние, старшие, подготовительные |
11 | Соревнования «Веселые старты» | Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | Март, апрель | подготовительные |
12 | Досуг «Семейные посиделки» | Становление ценностей здорового образа жизни | январь | Все группы |
Ежемесячные культурные практики | ||||
13 | Театральная гостиная «В гостях у сказки» | Восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам произведений | 1 раз в месяц | старшие, подготовительные |
14 | Отмечаем день рождения | Развитие способности к сопереживанию радостных событий, положительных эмоций, выделение значимости ребенка в группе | 1 раз в месяц | Все группы |
Еженедельные культурные практики | ||||
19 | Чистая пятница | Воспитание уважения к труду, радости участия в общем труде | 1 раз в неделю | Средние, старшие, подготовительные |
20 | Для всех, для каждого | Создание атмосферы равных прав для воспитанников | 1 раз в неделю | Все группы |
Ежедневные культурные практики | ||||
21 | Календарь настроения | Наблюдение за эмоциональным состоянием каждого ребенка для оказания своевременной коррекции и поддержки его развития | Ежедневно | Все группы |
22 | Общее приветствие всех детей группы, участие детей в планировании собственной деятельности и жизнедеятельности группы (утренний и вечерний сбор) | Установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования, становление позиции субъекта деятельности | Ежедневно | Все группы |
23 | Итог прожитого дня | Развитие рефлексивных навыков | Ежедневно | Все группы |
24 | Засыпание и пробуждение на фоне классической музыки | Обеспечение комфортных и безопасных условий | Ежедневно | Все группы |
Организация культурных практик способствует повышению эффективности образовательной деятельности, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
Отношение к сверстникам формируется на основе уважения равных прав всех детей. Задача педагога — обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми. Этому способствует установление определенных норм жизни группы, основанных на уважении взрослого к ребенку и детей друг к другу. Общая атмосфера доброжелательности создается за счет отношения взрослого к детям и поддерживается через введение добрых традиций жизни группы.
«Утренний сбор»
Цель – формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности; к радостям и достижением, переживаниям и проблемам других людей.
- Установить комфортный социально – педагогический климат;
- Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться;
- Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга;
- Познакомить детей с новыми материалами;
- Ввести новую тему и обсудить ее с детьми;
- Организовать планирование детьми своей деятельности;
- Организовать выбор партнеров
«Вечерний сбор»
Цель – формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности; к радостям и достижением, переживаниям и проблемам других людей.
Задачи:
- Пообщаться по поводу прожитого дня;
- Обменяться впечатлениями;
- Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться;
- Подвести итоги разных видов активности в течение дня;
- Помочь детям продемонстрировать результаты своей деятельности; отрефлексировать что получилось, что пока не удалось, почему; проанализировать свое поведение в группе
«Театральная пятница»
Цель– создание положительного эмоционального фона в жизни ребенка в детском саду, развитие детей в театрализованной деятельности.
Задачи:
- Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;
- Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене.
- Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений);
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей побуждать, согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
- Выполнять движение и действие соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы (п.2.11.2. – б ФГОС ДО)
Для поддержания детской инициативы воспитатели используют проблемные ситуации, вопросы, проектную деятельность, энциклопедии и игровой материал. Создают условия для выбора деятельности по интересам и запросам детей.
Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
- создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
- определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
- наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
- отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
- косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Кроме того, педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость.
Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Создание условий для развития познавательной деятельности.
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае —помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными
способами деятельности, с другой —педагог может решить собственно педагогические задачи.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
Все виды деятельности, предусмотренные программой МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.
Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др.
Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников.
Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
Здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Формы работы | Время проведения в режиме дня, возраст детей | Особенности методики проведения | Ответственные | |
Ритмика | Один раз в неделю во второй половине дня. Музыкальный зал, начиная со средней группы. | По программе И.Бурениной | Музыкальный руководитель | |
Оздоровительно - игровой час | После сна в группе каждый день. Первая и вторая младшие группы | Комплекс, состоящих из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений. | Воспитатель | |
Час двигательного творчества | Во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя. | Отсутствие внешней регламентации, самостоятельное перемещение в зале. | Воспитатель | |
Динамический час | Организуется на дневной прогулке 18 – 20 мин с группах младшего возраста, 25 – 30 мин. В группах старшего дошкольного возраста | Основной вид детской деятельности - игра | Воспитатель | |
Динамические паузы | Во время занятий 2-5 мин по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы | Комплекс физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. | Воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно | Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени | Воспитатели | |
Гимнастика коррегирующая (дорожки здоровья) Рижский метод | После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии. | Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки | Инструктор по физической культуре, воспитатели | |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Инструктор по физической культуре, воспитатели | |
Гимнастика для глаз «Гимнастика для глаз» В.Ф.Базарнов Специальные упражнения для глаз» Методика Э.С.Аветисова | Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп | Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога | Воспитатели | |
Дыхательная гимнастика «Дых.гимнастик» А.Н.Стрельник. | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы, начиная с младшего возраста | Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедуры. | Воспитатели | |
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием Опасаться непропорциональ-ной нагрузки на мышцы | Инструктор по физической культуре, воспитатели | |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) звуки природы | Воспитатели | |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев. театров, выставок и пр , оформлении помещений к праздникам и др Для веек возрастных групп | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а так же по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. | Воспитатели | |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно, после дневного сна, 5 – 10 мин, начиная со второй младшей группы | Форма проведения различная упражнения на кроватках. (обширное умывание для детей старшего дошкольного возраста) | Воспитатели | |
Дозированная ходьба | Ежедневно после утренней прогулки после заданного маршрута (1 мл гр – 300м; 2 мл.гр. – 600м; ср. гр. – 1000м; ст.гр -1500м; подг.гр – 2000м) | Способствует формированию правильной осанки, направлена на активизацию, совершенствованию физических качеств. | Воспитатели |
Коррекционные технологии
Формы работы | Время проведения в режиме дня, возраст детей | Особенности методики проведения | Ответст- венные |
Технология музыкального воздействия «Ритмическая мозаика» И.Бурениной | Сеансы по 10-13 человек в группе в музыкальном зале, в группе. Старший дошкольный возраст | Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. | Музыкальный руководитель. |
Сказкотерапия | Два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста | Использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется. Как единый двигательный комплекс. | Воспитатели групп |
Артикуляционная гимнастика Даешь зарядку пять раз в день» Б.Егорова | Два раза в неделю в первой и во второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста | Цель - фонематическая грамотная речь без движений | Воспитатели групп |
Самомассаж с помощью обтирания | После сна ежедневно в группе ли спальне в постелях, начиная со второй младшей группы | Объяснить серьезность процедуры и дать детям элементарные знания, как не нанести вред своему организму | Воспитатель |
Технология коррекции поведения | 8-10 человек в группе, на прогулке, начиная со средней группы | В свободное время, ОБЖ детей дошкольного возраста | Воспитатель, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию
Статья была опубликована в сборнике методических материалов "Формирование и развитие здоровьесберегающей среды в ДОУ" ХАКИРОиПК г. Абакан, Республика Хакасия...
Конспект занятия – совместной деятельности с родителями «Цыпленок» с использованием игровой, здоровьесберегающей технологий и технологии сотрудничества в группе раннего возраста
Конспект занятия совместной деяетльности с родителями в группе раннего возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)
Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...
«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...
«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)
laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...