План самообразования на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности» на 2017-2018 учебный год
методическая разработка (старшая группа) на тему
Самообразование дает возможность продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на выбранную тему. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. И в этом нам помогает театрализованная деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План самообразования
на тему: «Экологическое воспитание дошкольников
посредством театрализованной деятельности»
на 2017-2018 учебный год
Воспитатель: Аухадшина С.А.
воспитателя первой квалификационной категории
Цель: продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на данную тему.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- воспитание экологического сознания, нравственного отношения к окружающему миру;
- формирование у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой;
- привлечь родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов.
Актуальность.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы пребываем сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней.
Но как это сделать?
Введение
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. И в этом нам помогает театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе, о временах года. Все это позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, освоенные в рамках комплексных программ.
Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок на занятиях служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства детей в нужное русло. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная работа над экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия. Дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаются поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.
А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек, в конечном счете, любовь к Отечеству.
Перспективный план работы
по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год
Содержание деятельности | Форма отчетности | Сроки проведения |
Методическая работа | ||
Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством театрализованной деятельности | Перспективный план | Сентябрь-октябрь |
Изучение методической литературы по теме | Картотека методической литературы | Постоянно |
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | Наглядный материал | В течение года |
Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей. | Доклад, презентация, | В течение года |
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии | Результаты работ | В течение года |
Открытое занятие для воспитателей «Дом маленьких творцов» | Конспект | Апрель |
Работа с детьми | ||
Беседы с привлечением сказочных героев на темы: «Природный-рукотворный» «Живая и неживая природа» «Растения и животные» «Значение воды в жизни растений и животных» «Значение воздуха в жизни природы и человека» «Чтение и беседа по рассказу Л.Н.Толстого «Птичка» «Птицы должны жить» | Конспекты бесед | В течении года |
Экспериментальные занятия с привлечением сказочных героев по экологии: «Раз-два-три, ты Незнайке помоги» «Поиграем-отгадаем» «Растение или животное» «Поможем Знайке» «Где живут маленькие человечки» «Где живут человечки пара» Жидкое, твердое, газообразное» «Приключения капельки» «Живое-неживое» «Работаю волшебником» | Конспекты | В течении года |
Целевые прогулки: «Осенний парк» «Зимний парк» Экскурсия по экологической тропе | Организация и проведение прогулок | Октябрь Январь май |
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности с детьми: Лэпбук на тему «Всё интересное о природе» Лэпбук на тему «Лес в разные времена года» | Пособия для практической деятельности | В течении года |
Проведение акций: «Вторая жизнь бросовому материалу» « Открытие «Птичьей столовой» » «Маленькой елочке хорошо в лесу!» «День Земли» «Береги лес» | Подготовка буклетов и распространение | Ноябрь Декабрь-январь Март Апрель |
Изготовление игр, пособий экологической направленности в соотвевтствии с возрастом детей: Дидактическая игра: «Лес – многоэтажный дом для зверей, птиц, растений», «Угадай, где я вырос?», «Сбереги меня», «Посадим дерево», «Разноцветные дожди», «Экологическая цепочка», «Угадай по описанию» и т. д. | Выставка игр, пособий для практической деятельности | Ноябрь-май |
Проведение мероприятий: “Осенний листопад” Театрализованная музыкальная экологическая сказка по сказке Г.Тукая“Су анасы” “В лес за ёлкой” «Подарок Деду Морозу» “Праздник птиц” «Подснежник» Театрализованная музыкальная экологическая сказка «Сердце природы» ко Дню Земли | Конспекты мероприятий Выставка рисунков “Правила поведения в природе”, “Приключения в зимнем лесу”, Выставка поделок из бросового материала “Самый красивый скворечник на дереве”, “Наша планета – Земля” | Октябрь Ноябрь Декабрь Март Апрель Май |
Экологический проект по теме «Чьи цветы красивее?» | Посев семян цветов, наблюдение, посадка саженцев в цветник | Март-май |
Чтение детям пословиц, потешек, загадок об экологии | Подготовка карточек | Постоянно |
Работа с родителями | ||
Консультация «Грибы» | Папка передвижка | Сентябрь |
Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком» | Папка передвижка | Октябрь |
Консультация «В союзе с природой» | Папка передвижка | Ноябрь |
Изготовление экологической газеты: «Прикоснись к природе сердцем». | Фото выставка | Январь |
Конкурс «Столовая для птиц» | Фото выставка | Январь |
Анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье» | Результаты анкетирования родителей | Февраль |
«Люби и охраняй окружающую природу» | Выставка | Март |
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) . | Выставка | Апрель |
Родительское собрание | (ата-аналар җыелышында чыгыш) | Май |
Субботник «Поможем земле легко дышать» | Помощь на участке | Апрель-Май |
Наглядная агитация | Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д. | В течении года |
Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя! » (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче) | Выставка | Июнь-июль-август |
Картотека методической литературы
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
Л.Ф.Павленко «В гармонии с природой» 1 и 2 части
П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»
М. В. Лучич «Детям о природе».
Н. А. Рыжова « Не просто сказки»
П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»
В.Дрязгунова «Дидактические
игры для ознакомления детей с растениями»
Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями.
Генов Г.В. Театр для малышей. – М., 1968
Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей.
УМК Аудиосказки на татарском языке
Закирова Кафия Вәлиевна Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти- әниләр өчен хрестоматия.
Татар халык әкиятләре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему: "Экологическое воспитание дошкольников" на 2015-2020 учебный год
Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей посредством экологического воспитания детей....
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисо...
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Презентация "План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Ведущая педагогическая идея:Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающ...
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей через игровую деятельность».
План самообразования по теме:«Экологическое воспитание детей через игровую деятельность»....