План самообразования на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности» на 2017-2018 учебный год
методическая разработка (старшая группа) на тему

Аухадшина Светлана Александровна

Самообразование дает возможность продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на выбранную тему.       Природа  полна  необыкновенных  чудес. Она  никогда  не  повторяется, поэтому следует учить  детей  искать  и  находить  новое  в  уже  известном, виденном.  И в этом нам помогает театрализованная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План  самообразования

на тему: «Экологическое воспитание дошкольников 

посредством театрализованной деятельности»

на 2017-2018 учебный год

                                                            Воспитатель: Аухадшина С.А.

воспитателя первой квалификационной категории

Цель: продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на данную тему. 

Задачи: 

  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
  • воспитание экологического сознания, нравственного отношения к окружающему миру;
  • формирование у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой;
  • привлечь родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов.

Актуальность.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы пребываем сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит  вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Ребенок, полюбивший  природу,  не  будет  бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Процесс взаимодействия ребенка с растительным  и  животным  миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у  ребенка  как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это  связано  с  незнанием дошкольника  правил  взаимодействия  с  объектами  природы.  Поэтому   важно формировать у детей дошкольного возраста представления  о  природе  и  формы отношения к ней.

 Но как это сделать?

Введение

 «Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

      Природа  полна  необыкновенных  чудес. Она  никогда  не  повторяется, поэтому следует учить  детей  искать  и  находить  новое  в  уже  известном, виденном.  И в этом нам помогает театрализованная деятельность.

     Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая  предоставляет  большие  возможности  воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу,  ее  законы и особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов,  песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. 

Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе, о временах года. Все это позволяет  закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, освоенные в рамках комплексных программ.

         Чтение литературы, наблюдения  на прогулке, обыгрывание экологических сценок на занятиях служат  могучим  средством  в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий  о единстве  человека  и  природы,  помогают  развить  творческое  воображение, фантазию, полет  мысли  и  дают  возможность  раскрыть  огромный  потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека. 

       В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства детей в нужное русло. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. 

     Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная работа над экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия. Дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаются поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

        Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

       Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.  

       А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек,  в конечном счете, любовь к Отечеству.

Перспективный план работы

по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год

Содержание деятельности

Форма отчетности

Сроки проведения

Методическая работа

Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию дошкольников

посредством театрализованной деятельности  

Перспективный план

 Сентябрь-октябрь

Изучение методической литературы по теме

Картотека методической литературы

Постоянно

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Наглядный материал

В течение года

Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

Доклад, презентация,

В течение года

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования.

Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии

Результаты работ

В течение года

Открытое занятие для воспитателей

«Дом маленьких творцов»

Конспект

Апрель

Работа с детьми

Беседы с привлечением сказочных героев на темы:

«Природный-рукотворный»

 «Живая и неживая природа»

«Растения и животные»

«Значение воды в жизни растений и животных»

«Значение воздуха в жизни природы и человека»

«Чтение и беседа по рассказу Л.Н.Толстого «Птичка»

«Птицы должны жить»

Конспекты бесед

В течении года

Экспериментальные занятия  с привлечением сказочных героев  по экологии:

«Раз-два-три, ты Незнайке помоги»

«Поиграем-отгадаем»

«Растение или животное»

«Поможем Знайке»

«Где живут маленькие человечки»

«Где живут человечки пара»

Жидкое, твердое, газообразное»

«Приключения капельки»

«Живое-неживое»

«Работаю волшебником»

Конспекты

В течении года

Целевые прогулки:

«Осенний парк»

«Зимний парк»

Экскурсия по экологической тропе

Организация и проведение прогулок

Октябрь

Январь

май

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности с детьми:

Лэпбук на тему «Всё интересное о природе»

Лэпбук на тему «Лес в разные времена года»

Пособия для практической деятельности

В течении года

Проведение акций:

«Вторая жизнь бросовому материалу»

« Открытие «Птичьей столовой» »

«Маленькой елочке хорошо в лесу!» 

«День Земли»

«Береги лес»

Подготовка буклетов и распространение

Ноябрь

Декабрь-январь

Март

Апрель

Изготовление игр, пособий экологической направленности в соотвевтствии с возрастом детей:

Дидактическая игра: «Лес – многоэтажный дом для зверей, птиц, растений», «Угадай, где я вырос?», «Сбереги меня», «Посадим дерево», «Разноцветные дожди», «Экологическая цепочка», «Угадай по описанию» и т. д.

Выставка игр, пособий для практической деятельности

Ноябрь-май

Проведение мероприятий:

“Осенний листопад”

Театрализованная музыкальная экологическая сказка

по сказке Г.Тукая“Су анасы”

“В лес за ёлкой”                                                                      «Подарок Деду Морозу»

“Праздник птиц”

«Подснежник»

Театрализованная музыкальная экологическая сказка «Сердце природы» ко Дню Земли

Конспекты мероприятий

Выставка рисунков “Правила поведения в природе”,

“Приключения в зимнем лесу”,

Выставка поделок из бросового материала

“Самый красивый скворечник на дереве”, “Наша планета – Земля”

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Апрель

Май

Экологический проект по теме «Чьи цветы красивее?»

Посев семян цветов, наблюдение, посадка саженцев в цветник

Март-май

Чтение детям пословиц, потешек, загадок об экологии

Подготовка карточек

Постоянно

Работа с родителями

Консультация «Грибы»

Папка передвижка

Сентябрь

Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Папка передвижка

Октябрь

Консультация «В союзе с природой»

Папка передвижка

Ноябрь

Изготовление экологической газеты: «Прикоснись к природе сердцем».

Фото выставка

Январь

Конкурс «Столовая для птиц»

Фото выставка

Январь

Анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье»

Результаты анкетирования родителей

Февраль

 «Люби и охраняй окружающую природу»

Выставка

Март

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Выставка

Апрель

Родительское собрание

(ата-аналар җыелышында чыгыш)

Май

Субботник «Поможем земле легко дышать»

Помощь на участке

Апрель-Май

Наглядная агитация

Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д.

В течении года

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя! » (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче) 

Выставка

Июнь-июль-август

Картотека методической литературы

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

Л.Ф.Павленко «В гармонии с природой» 1 и 2 части

П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

М. В. Лучич «Детям о природе».

Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

 П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

В.Дрязгунова «Дидактические

игры для ознакомления детей с растениями»

Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005

Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.  

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями.

Генов Г.В. Театр для малышей. – М., 1968

Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005

Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей.  

УМК Аудиосказки на татарском языке

Закирова Кафия Вәлиевна Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти- әниләр өчен хрестоматия.

Татар халык әкиятләре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: "Экологическое воспитание дошкольников" на 2015-2020 учебный год

Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей  посредством экологического воспитания детей....

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой  Людмилы Борисо...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Презентация "План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Ведущая педагогическая идея:Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающ...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей через игровую деятельность».

План самообразования по теме:«Экологическое воспитание детей через игровую деятельность»....