Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка
методическая разработка (младшая группа) на тему
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка»
Берегите, ребята, природу,-
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа - надежный наш друг.
Чтоб человечеству от газов не погибнуть,
От вымирания живое уберечь,
Нам надо одно правило постигнуть.
Нам надо экологию беречь.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
План моей работы на 5 лет заключается в том, что он охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников, опираясь на программу С.Н.Николаевой «Юный эколог». Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Актуальность моей темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность; формировать у детей элементы экологического сознания к природе, формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранный характер; развитие экологически воспитанной личности, формирование гуманного отношения к природе.
Задачи:
– продолжать знакомить детей с миром природы планеты Земля и родного края;
– воспитывать у детей культуру поведения, бережное отношение к природе;
– пополнить педагогическую копилку новой информацией;
– изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
– привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка»
Берегите, ребята, природу,-
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа - надежный наш друг.
Чтоб человечеству от газов не погибнуть,
От вымирания живое уберечь,
Нам надо одно правило постигнуть.
Нам надо экологию беречь.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
План моей работы на 5 лет заключается в том, что он охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников, опираясь на программу С.Н.Николаевой «Юный эколог». Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Актуальность моей темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность; формировать у детей элементы экологического сознания к природе, формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранный характер; развитие экологически воспитанной личности, формирование гуманного отношения к природе.
Задачи:
– продолжать знакомить детей с миром природы планеты Земля и родного края;
– воспитывать у детей культуру поведения, бережное отношение к природе;
– пополнить педагогическую копилку новой информацией;
– изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
– привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Перспективный план работы на 2018-2019 уч.год (1 младшая группа)
Сентябрь. Дидактическая игра «Овощи, фрукты»
Цель: учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.
С родителями: Совместная уборка листвы с участка группы
Цель: воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности.
Октябрь . Целевая прогулка по участку детского сада «Листопад»
Цель: знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.
Ноябрь С детьми: Беседа «Природа наш родной дом»
Цель: учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.
Содержание: рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы, экскурсия по участку д/с, дидактическая игра "Береги природу"
С родителями: Конкурс «Самая красивая кормушка»
Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
Декабрь. Акция: «Поможем птицам зимой»
Цель: познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
С родителями: Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!»
Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
Январь. Целевая прогулка «Снежный ком»
Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.
Игры-опыты с водой
Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.
Февраль. Дидактическая игра «Пернатые друзья»
Цель: познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"
Март. Экологический проект по теме «Зелёный лучок»
Цель: дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
Опыт№1 . «Мы посадим лук» - Содержание: загадки о луке, рассматривание луковицы, посадка лука, наблюдение за ростом лука, рассматривание появившихся зелёных пёрышков.
Апрель .Экологический проект по теме «Зелёный лучок»
Цель: дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
Опыт №2. «Зелёные пёрышки»
Содержание: наблюдение за ростом лука, рассматривание появившихся зелёных пёрышков, беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми, сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой.
Май. Чтение потешек «Котенька-коток и его друзья»
Цель: закреплять представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
С родителями: Анкетирование на тему: «Экология-мы-дети»»
Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Перспективный план на 2019-2020ч.год ( 2младшая группа)
Сентябрь . Экологическое занятие: «Здравствуй, осень»
Рисование: «Осенние листья»
Д/и «Чудесный мешочек. Фрукты»
Опыты с водой. Горячая-холодная.
Работа с родителями «Поделка из овощей и фруктов»
Октябрь. Чтение стихотворений об осени
Д/и «Что растет в саду. Фрукты»
Экологическое занятие: «Кошка и котенок»
Наблюдение за дождем.
Опыты с водой: «Кто быстрее нальет и выльет»
П/и «Солнышко и дождик»7.
Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников в семье»
Ноябрь. Экологическое занятие: «Готовим угощение из фруктов»
Лепка «Яблоко»
Опыты с водой «Разноцветная вода»
Потешка "Идёт лисичка по мосту"5.
Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"6.
Консультация для родителей: «Формирование начал экологической культуры для детей»
Декабрь. Экологическое занятие «Морозные деньки»
Рассматривание картины " Зайцы в лесу"
Хороводная игра "Зайка беленький сидит"
Опыты со снегом «Во что превращается снег?»
Экологическое занятие «Зима в лесу»
Рисование «Снег, снег»
.Консультация для родителей «Игры на природе»
Январь. Экологическое занятие «День и ночь»
Д/и «Пернатые друзья»
Подвижная игра "Воробышки и кот"
Наблюдения за птицами на участке
Опыт «Почему нельзя есть снег?»
Д/и «Что бывает зимой»
Работа с родителями по оформлению участка. Зимние постройки
Февраль. Экологическое занятие «Большие и маленькие звездочки»
Рисование «Звезды на ночном небе»
Консультация для родителей «Игры по дороге домой»
Экологическое занятие «Зимушка-зима»
Чтение произведения Л. Воронкова "Снег идёт"
Загадки о луке
Рассматривание луковицы
Посадка лука. Наблюдение за его ростом.
Март. Экологическое занятие: «Едем в гости к бабушке»
Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла"
Рисование "Сосульки длинные и короткие"
Экологическое занятие «Кто живет рядом с нами»
Д/и «Домашние животные»
Опыт «Почему плачет сосулька»
Консультация для родителей
Апрель. Экологическое занятие «Красавица весна»
Занятие-наблюдение за снегом
Экскурсия вокруг детского сада, наблюдения за растениями
Экологическое занятие «Мы-космонавты»
Разучивание стихотворений о природе
Рассматривание картины "Весна"
Чтение потешки "Божья коровка", разучивание
Консультация для родителей «Птицы дома»
Май. Экологическое занятие «Деревья и кустарники на нашем участке»
Загадки
Экологическое занятие «Дождик песенку поет»
Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы
Экскурсия по участку д/с
Дидактическая игра "Береги природу"
Опыт с бумагой
Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян. Зарисовки
Консультация для родителей
Перспективный план работы на 2020-2021г – (средняя группа)
Месяц Изучение и подбор материалов
Сентябрь Наблюдения в природе в осенний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (сентябрь – октябрь – ноябрь) .
Октябрь Обустройство природного уголка в средней группе детского сада. Дидактические игры:
• «Что изменилось»;
• «Угадай комнатное растение по описанию».
Ноябрь Деятельность детей в уголке природы. Разработка наблюдений и посильных поручений в уголке природы.
Декабрь Наблюдения в природе в зимний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (декабрь – январь – февраль) .
Январь Знакомство младших дошкольников с домашними животными и их детенышами. Дидактические игры:
• «Помоги маме найти детеныша»;
• «Угадай животное по описанию»;
• Подбор иллюстраций.
Февраль Формирование у детей элементарных представлений о растениях родного края. Дидактические игры:
• «Что изменилось»;
• «Угадай растение по описанию»;
• Подбор иллюстраций.
Март Наблюдения в природе в весенний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (март – апрель - май) .
Апрель Ознакомление детей с насекомыми. Дидактическая игра
• «Определи, на какие растения летят насекомые»;
• Подбор иллюстраций бабочек, жуков и др. насекомых.
Май Эколого-оздоровительные занятия на прогулке. Разработка сценариев по временам года.
Июнь Наблюдения в природе в летний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (июнь – июль - август) .
Перспективный план работы на 2021-2022уч.год- (старшая группа)
Сентябрь. Игра «Волшебный сундучок»
Цель: рассмотреть объекты живой и неживой природы, собранные во время экскурсий и целевых прогулок летом, в начале осени детьми и родителями (коллекция камней, семян растений, овощи, фотографии животных и растений, гербарии растений, речная вода и т.д.); закрепить умение классифицировать объекты живой и неживой природы.
Беседа «Татарстан – большой дом для животных и растений»
Цель: познакомить детей с разнообразием мира живой природы РТ; закрепить умение детей классифицировать объекты живой природы.
Октябрь. НОД по образовательной области «Познание»: «Лес – многоэтажный дом для многих жильцов»
Цель: дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории, жизнь лесных обитателей зависит друг от друга, главнее в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды, грибы; в лесу на земле и на деревьях, кустах живёт множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строят гнёзда и убежище.
НОД по образовательной области «Познание»: «По грибы, по ягоды…»
Цель: познакомить детей с грибами и ягодами Верхнеуслонского района и РТ; расширить знания о съедобных и несъедобных грибах, ягодах нашего края; познакомить с правилами сбора грибов и ягод.
Ноябрь. Беседа «Лесные жители нашего края»
Цель: расширить знания детей о диких животных; показать многообразие животного мира леса; воспитывать любовь к родной природе.
Рассказ «Кое-что о насекомых…»
Цель: познакомить детей с насекомыми нашего края, дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Декабрь . КВН «Зимний лес»
Цель: закрепить знания детей о лесе как сообществе растений и животных, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях; воспитывать любовь к родной природе.
Беседа «Что растёт на нашем лугу»
Цель: познакомить детей с растениями луга нашего края; рассказать о лекарственных травах; учить различать и правильно называть луговые цветы; воспитывать бережное отношение к родной природе; познакомить с правилами поведения на лугу.
Январь. Беседа «Кто живёт на лугу»
Цель: познакомить детей с животными луга нашего края; воспитывать бережное отношение к родной природе.
СОД Художественное творчество (Лепка) «Насекомые луга»
Цель: выявить и закрепить знания детей о луге, животных и растений луга нашего края. Закрепить навыки лепки насекомых, которых дети видели на лугу, на участке детского сада. Воспитывать бережное отношение к ним.
Февраль. Рассказ воспитателя «Растения наших водоёмов»
Цель: познакомить детей с растительным миром водоёмов РТ; воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Беседа «Кто живёт в реках и озёрах Татарстана»
Цель: познакомить детей с животными, живущими в водоёмах; рассказать о их жизни и приспособленности к условиям обитания.
Март. Викторина «Что? Где? Когда?»
Цель: Выявить и закрепить знания детей о растительном и животном мире водоёмов нашего края.
Беседа «Растения и животные нашего поселка(района)»
Цель: познакомить детей с растениями и животными; воспитывать у детей желание помогать «жителям» поселка (района), бережно относиться к ним.
Апрель. Беседа «Наш уголок природы»
Цель: уточнить и обобщить представления детей о растениях и животных уголка природы группы; вызвать у детей интерес и желание ухаживать за растениями и животными уголка природы.
Беседа «Экологическая тропинка детского сада»
Цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также человеком, на основе конкретных правил поведения; воспитывать бережное отношение к родной природе.
Май. НОД по образовательной области «Познание»: «Охрана природы»
Цель: дать детям представление о том, как жители района заботятся о природе, хотят её сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; Раифский заповедник; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Итоговая викторина «Почемучки-знатоки» (с приглашением родителей)
Цель: выявить знания детей о природе родного края, полученные в старшей группе.
Работа с родителями
Папки-передвижки: «Расскажите детям о временах года (осени, зиме, весне, лете).
Консультации для родителей: «Воспитание любви к природе», «Экология безопасности», «Экологическое воспитание в семье», «Берегите природу!», «Экскурсии с детьми» и др.
Акция «Дома для птичьих семей - скворечник ».
Привлечь родителей к обустройству площадки.
Привлечь родителей к участию в выставке поделок из природного материала.
Перспективный план на 2022-2023 уч.год (подготовительная группа)
Сентябрь: Мониторинг по теме
Подбор и изучение методической литературы.
Октябрь: Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес», «Дикие звери».
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Экспериментирование с ветром.
Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».
Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,
И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Синицы и снегири», «Лесной доктор»
Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
Кормления птиц на прогулке.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Художественное творчество: рисование «Птицы нашего посёлка», «Птица, придуманная мною»;.
П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».
Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».
Экспериментирование с водой.
Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».
Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
Изготовления и украшение кормушек для птиц.
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,
З. Александровна «Птичья столовая».
Наблюдения за живой и неживой природой.
Экскурсия к озеру.
Январь: Беседы на темы «Наше село - дом родной», «Водоемы родного края».
Составления рассказов о рыбах.
Рассматривание иллюстраций о реке Волга, о рыбах.
Экспериментирование с водой.
Д/и. «Угадай, кто в реке?», «Опиши, какая рыба? ».
Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Верхнего Услона зимой».
Чтение: загадывание загадок о реках, о рыбах.
Просмотр презентации «Мой родной Верхний Услон».
Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Нерпа - рыба или зверь? », «Как нужно вести себя на природе? ».
Заучивание загадок о рыбах.
Конкурс «Весёлый Чипполино»
Экспериментирование с ветром.
Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
Художественное творчество: «Животные нашего леса» - слепить из пластилина; аппликация «Морское царство».
Чтение книг о природе .
Март: Беседы на темы «Хвойные деревья », «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях , растениях занесенных в Красную книгу.
Экскурсия в лес.
Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерево по семенам».
«Огород но окне»- посадить семена цветов растений для озеленения участка летом.
Экспериментирование с песком.
Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация
«Во поле береза стояла».
Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
Апрель: Беседы на темы: «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».
Развлечения «День Земли».
Составления кроссвордов о растениях.
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».
Художественное творчество: рисование «Медвежья семья», аппликация «Сирень».
Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .
Май: Экскурсия на гору «Соколка»
.Мониторинг
Используемая литература
1. Богднец Т. И. Экология для самых маленьких. Книга для родителей и детей 4-5 лет. – М. : Дрофа, 2008. – 16 с.
2. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. - М. : «Мозаика-Синтез», 2007. – 52 с.
3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981. – 80 с.
4. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Дом педагогики, 1998. – 56 с.
5. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
6. Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценко С. С., 2008. – 202 с.
7. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с.
Парциальная программа «Юный эколог» С.Н.Николаева
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-7 лет»
8. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
9. Андреевская Е.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Картина мира» для детей 4 – 5 лет. / Е.Г. Андреевская, О.Н. Монтазери.– М: Ювента, 2013. – 48 с.
10. Афанасьева Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева //Юный натуралист. – 1990. – № 1. – С. 30–32.
11. Ашиков В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7.– С. 8–11.
12. Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство–Пресс, 2011. – 528 с.
13. Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ // Справочник старшего воспитателя ДУ. – 2012. – №1.–С.4–6.
14. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 38–46.
15. Бобылева Л.О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 36–42.
16. Большакова М. Болото как экосистема. Беседы, экскурсии, занятия. Старший дошкольный возраст/М. Большакова, С. Воронина, И. Сироткина // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. – С. 27–32.
17. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002. – 159 с.
18. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Мн.: Нар. Асвета, 2002. – 56 с.
19. Венгер Л.А. Развитие +. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Старший дошкольный возраст. Программно–методическое пособие. Проект / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. – М.: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера«Развитие», 2012.– 123 с.
20. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цехарская.– М.: Просвещение, 1989.–127с.
21.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
22. Веракса Н.Е. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.– М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
23. Ветрова Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний// 26 Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1973.– С. 37–42.
24. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск: Наука, 2009. – 145с.
25. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет.сада / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1982. – 112с.
26. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.– Воронеж: Учитель, 2004. – 131 с.
27. Глазачев С.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова.– М.: Горизонт, 1997. – 208с.
28. Гризик Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 1999.– 160 с.
29. Давыдов В.В. Учебная деятельность и моделирование / В.В. Давыдов, А.У. Варданян. –Ереван: Луйс, 1981. – 220 с.
30. Дерябо С.В. Экологическая педагогика и психология / С.В. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов – на– Дону: «Феникс», 1996. – С. 38–126.
31. Доронова Т.Н. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
32. Запорожец А.В. Психология действия.: Избранные психологические труды.– М.: Воронеж: МОДЭК, 2000.– 736с.
33. Зебзеева В.А. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» // Дошкольное воспитание. – 2006.–№ 7. – С. 75–78.
34. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 31–34.
35. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 3–9
36. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240с.
37. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С.70–73.
38. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева.– СПб.: Детство–Пресс, 2003. – 319с.
39. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – 2–е изд., испр. и доп. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
40. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психологии.– 1997. – №5. – С. 20–27.
41. Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. – С. 52–64.
42. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. Учреждения. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
43. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. –184 с.
44. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика–Синтез, 1999. – 224 с.
45. Поддъяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 85 с.
46. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
47. Рогаткина Т. Изоэкология // Дошкольное воспитание. – 2001. – №7. – С. 35–39.
48. Романенко О.Г. Метод моделирования в экологическом воспитании детей / О.Г. Романенко, Л.И. Данилова, Т.В. Дорошина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита: Молодой ученый, 2012. – С. 60–62.
49. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С. 26–34.
50. Рыжова Н. Наш дом – природа: об экологических пособиях для детей 5–7 лет // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 7. – С. 29–37.
51. Рыжова Н. Наш дом – природа: Блок занятий «Солнце» // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 16–28.
52. Рыжова Н. Блок «Я и природа» («Дом под крышей голубой») // Дошкольное воспитание. – 2004. – №11.– С. 28–35.
53. Смиренкова Л. «Волшебный телевизор». Наглядные пособия своими руками // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 70–73.
54. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7 – С. 21 – 27.
55. Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.– М.: Просвещение, 1965. – 389с.
56. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Образование и бизнес, 1994. – 208 с.
57. Целищева И. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 53–64.
58. Эльконин Д.Б. Психология игры.–М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
59. Парциальная программа «Юный эколог» С.Н.Николаева.
60.Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...
план самообразования педагога по теме :"«Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
план по самообразованию...
План самообразования по теме "Экологическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности"
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...