Психологический проект «Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»
проект на тему
Психологический проект
«Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_konferentsiya.docx | 238.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический проект
«Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»
Выполнила: педагог-психолог
Ибрагимова З.М.
п. Кесова Гора
2016 год
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро.
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение.
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом.
Для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, необходимо и знать его во всех отношениях. Поскольку развитие ребенка обусловлено отношениями внутри семьи – с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, поэтому в полной мере необходимо знать семью ребенка, особенности семейного воспитания.
К сожалению, чаще всего бывает так, что все общение с семьей воспитанников заканчивается на пороге группы. И часто мы можем что-то узнать о ребенке важное для воспитательной работы только урывками. Поэтому мой доклад направлен на более глубокое и детальное изучение семьи ребенка.
Актуальность темы:
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Поэтому в нашей работе мы разберем некоторые аспекты для укрепления знаний о своей семье и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель: Создать условие для формирования и становления семейных ценностей, через психолого-педагогическую поддержку.
Задачи:
1.Формировать представление о значении семьи в жизни
ребёнка и о семейных традициях;
2. Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях;
3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Принципы
При ознакомлению дошкольников с семьей положены следующие принципы:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже усвоенное в предыдущем;
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию;
- Деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Прогнозируемый результат.
За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится.
- дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
-дети лучше узнают о родственных отношениях;
-о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции;
-имеют представление о родословной как истории семьи;
Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Этапы реализации психолого-педагогической помощи .
I этап – подготовительный.
На первом этапе было проведено диагностическое исследование детей по теме « Моя Семья» Была выявлена цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.
II этап – основной.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога-психолога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога-психолога и родителей. С детьми проводились беседы по интересующим нас вопросам , была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями; для родителей разработаны консультации по теме.
Перспективный план работы по ознакомлению с семьей
детей 2 младшей и средне-старшей группы.
Месяц | Тема мероприятий | Цель | Образовательные области |
Сентябрь | Беседа: «Семья» Рисование на тему: «Моя семья» Анкетирование родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Выставка сотворчества родителей и детей «осенняя выставка» Составление семейного древа (2 младшая группа) слайд | Формировать представления о мире семьи; Выявить у детей уровень знаний о своей семье. Уточнить состав своей семьи, выразить свои представления о ее членах в рисунке. Выявить готовность родителей сотрудничать и помогать в работе педагога-психолога. Вовлечение родителей в жизнь детского сада совместно с воспитателями Узнавать и называть своих близких людей. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью. | Познание Коммуникация Художественное творчество Художественное творчество |
Октябрь | Беседа: «Моя родня» Дидактическая игра «Кто кому кем приходится» Праздник «Осенний бал» | Формировать представление детей о близких родственниках; учить рассказывать о них, уважительно относиться к членам семьи. Уточнение понимания ребенком родственных отношений. Закрепить знания о членах семьи Сплочение коллектива, развитие творческих способностей детей, установление комфортных отношений между родителями и детьми. | Познание Коммуникация Коммуникация Социализация Музыка Познание Коммуникация |
Ноябрь | Беседа «Бабушка и дедушка в семье» Чтение пословиц о семье, о маме. Праздник «День Матери» | Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье; их значимость в воспитании внуков; воспитывать у детей любовь и уважение к старшим членам семьи. Объяснить смысл пословиц, подвести детей к осознанию того, что родней всех мама. Развивать творческие способности детей, желание порадовать своих мам. Поддержание традиций бережного отношения к матери; закрепление семейных устоев, способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия | Познание Коммуникация Чтение Музыка Чтение Познание |
Декабрь | Беседа «Дети и родители» Выставка сотворчества родителей и детей «Волшебная новогодняя игрушка» Праздник «Новый год» | Формировать представление о значении семьи в жизни ребенка и о семейных традициях; знакомить с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи; воспитывать любовь и привязанность к своей семье. Вовлечение родителей в жизнь детского сада; развивать творческие способности детей. Поддержание традиций встречи Нового года; создать радостное настроение. | Познание Коммуникация Художественное творчество Музыка Социализация коммуникация |
Январь | Беседа на тему: «Сила семьи – в ее родстве». Сюжетно – ролевая игра « Рассматривание картин Т.Сорокина «Семья», Ю. Межиров «Сыновья», Ю. Куган «В субботу. Семья» | Выявить знания детей о том, как члены семьи поддерживают друг друга, какую оказывают помощь, причем не только материальную, но и моральную; помочь оценить свое место в семье, чем они могут порадовать своих близких. Объединять детей в совместной игре, развивать сюжет, передавать в игре взаимоотношения членов семьи. Прививать интерес к изобразительному искусству; помочь раскрыть тему семьи в живописи. | Познание Коммуникация Социализация Коммуникация Художественное творчество |
Февраль Отправить на сентябрь | Беседы «Мой папа». Чтение стихотворений о папе. А. Барто «Мы с отцом» Изготовление подарка папам Спортивный праздник «….» | Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении; рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье, воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своем отце. Воспитывать любовь и уважение к папе. Воспитывать любовь к своему папе и вызвать желание сделать ему подарок своими руками. Приобщение детей к здоровому образу жизни; способствовать гармонизации детско – родительских отношений; | Познание Коммуникация Коммуникация Художественное творчество Физическая культура музыка коммуникация |
Март | Беседы: «Моя мама – лучше всех»; Рисование «Портрет мамы» Изготовление подарка мамам «Праздничная открытка», «Игольница – шляпка» | Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, бабушке; стремление заботиться и помогать им. . Воспитывать любовь к маме, желание сделать ей подарок. | Познание Коммуникация Художественное творчество |
Апрель | Беседы «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции нашей семьи» Сюжетно – ролевая игра «семья. День рождения» Рисование «Семейный праздник», « Моя семья на отдыхе в лесу» Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей» | Познакомить с культурными традициями разных семей; воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции; помочь детям осознать: семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение Формировать представления о совместных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать культуру поведения в гостях. Воспитывать интерес к семейным традициям, побуждать детей отражать свои впечатления в рисунке. Привлечь родителей к жизни детского сада. | Познание Коммуникация Социализация Коммуникация Художественное творчество |
Май | Беседы «Мой прадедушка – защитник родины» « История моей семьи», «Что такое генеалогическое древо?» Консультация для родителей «Родословная – старинная русская традиция» Консультация «Памятка по составлению родословной» Совместная деятельность детей и родителей «Генеалогическое древо» Анкетирование детей «Что я знаю о семье» Рисование на тему: «О чем мечтают в нашей семье?» | Воспитывать у детей чувство любви к Родине, гордости за неё, формировать представление о героизме. Формировать представления о родословной, как об истории семьи. Развивать интерес к истории своей семьи, расширять знания детей о близких людях, обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений. Выявить у детей уровень знаний о семье. Формировать умение изображать членов своей семьи и их мечты в рисунке. | Познание Коммуникация Социализация Познание Коммуникация Художественное творчество Художественное творчество |
III этап – итоговый, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей,
2)презентацию проекта «Моя семья» (Презентация к проекту прилагается на диске)
ВЫВОД:
Все проводимые мероприятия: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей получили положительный результат. В ходе проекта у детей повысились знания в вопросах, касающихся своей семьи. Родители стали активней участвовать в мероприятиях, формы досуга стали разнообразнее, а время, проводимое с детьми более длительным. Укрепились семейные отношения, стали эмоционально-благополучными контакты между родителями и детьми. Увеличился интерес к семейным традициям и семейным увлечениям. Взрослые и дети заинтересовались своим родом, некоторые углубили свои знания, создав генеалогическое древо семьи.
Участие в проекте помогло родителям сблизиться с детьми и повлияло на организацию своего свободного времени. Дети отмечали, что им приятно было принимать участие в различных мероприятиях совместно с родителями. Всем понравилось интересное времяпровождение в разных формах. Многих заинтересовала работа по составлению родословной. Возможно, это станет их увлечением и семейной традицией.
Таким образом, работая над обозначенной проблемой, я достигла ожидаемых результатов.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о
своей семье доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
В следующем учебном году я планирую провести работу с детьми по формированию интереса к родословной как основе патриотического воспитания.
Используемая литература
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. проектная деятельность дошкольников – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
2. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009.
5. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
6. Куликова Т. А. «Я и моя семья» Пособие для детей 5-6 лет. - М.: Вентана – Граф, 2008.
7. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 – 2007.
8. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты/ авт.- сост. Н.П. Битютская. Волгоград: Учитель, 2013.
9. «Ценностные ориентации родителей детей — дошкольников» В.С. Собкин, Е.М. Марич, Вопросы психологии №6, 2002
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности
знаний о семье у детей старшей группы.
Задание 1 «Что такое семья?»
Цель: определить уровень знаний о том, что такое семья.
Оборудование: сюжетные картинки, репродукции картин с изображением семьи.
Метод: беседа по картинкам.
Ход проведения: ребенку предлагается рассмотреть картинки и ответить на вопросы:
- Кого ты видишь на картинках ? Покажи родителей, детей.
- Кто еще изображен на картинках?
- Как ты думаешь, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Что такое семья?
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.
2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.
1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.
Задание №2 «Члены моей семьи»
Цель: определить уровень знаний детей о членах своей семьи.
Оборудование: фотографии из семейного альбома детей.
Метод: рассматривание фотографий, беседа по вопросам.
Ход проведения: с помощью фотографий попросить ребенка рассказать о членах своей семьи, назвать имена и отчества взрослых (папы, мамы, бабушек, дедушек), братьев и сестер.
Вопросы:
- Как тебя зовут?
- С кем ты живешь? Назови имена и отчества мамы и папы.
- Сколько у тебя бабушек (дедушек)? Как их зовут? Где они живут?
- Как зовут мамину бабушку (дедушку) ?
- Как зовут папину бабушку (дедушку)?
- как ты относишься с членам своей семьи?
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.
2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.
1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.
Задание №3 «Мои родственники»
Цель: определить уровень знаний детьми слов, обозначающих родство (мама, папа, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, внук, тетя и т.д.) и понимания родственных отношений (дети- родители, бабушка и дедушка – родители мамы или папы, дядя или тетя – брат или сестра мамы или папы и т.д.)
Оборудование: карточки, на которых изображены члены отвлеченной, идеальной модели семьи; фотографии из семейного альбома детей.
Методы: рассматривание, беседа по вопросам.
Ход проведения: Используя дидактические наглядные материалы, попросить ребенка рассказать о своих родственниках, объяснить родственные отношения.
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они тебе приходятся? А ты им?
- Есть ли у них дети? Кем они тебе приходятся?
- Сколько у тебя двоюродных братьев (сестер)?
- Кем ты приходишься бабушке?
- Кем приходится твоя мама твоей бабушке?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.
2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.
1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.
Задание №4 «Семейные праздники и традиции»
Цель: определить уровень знаний детей о семейных праздниках и традициях.
Оборудование: сюжетные картинки «Празднование дня рождения», «Новый год», « На катке», « Пикник на природе»; семейные фотографии детей.
Методы: наблюдение в ходе игр, беседа.
Ход проведения: попросить ребенка рассказать о семейных праздниках и традициях его семьи.
-Ты любишь праздники? Какие праздники отмечают в вашей семье?
- Как вы готовитесь к этим праздникам? Что именно ты делаешь во время подготовки к праздникам?
- Расскажи, какие существуют традиции в вашей семье (семейный альбом, коллекционирование, воскресный обед, посещение театра, семейный отдых на природе).
Как вы проводите выходные дни?
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.
2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.
1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.
Задание №5 «Родословная семьи»
Цель: определить уровень представлений детей о родословной семьи.
Оборудование: модель генеалогического древа.
Метод: беседа.
Ход проведения: опираясь на наглядный материал, попросить ребенка ответить на вопросы:
-Что ты видишь? Как ты думаешь, что изображается в виде дерева (история чьего - нибудь рода)
- Что ты знаешь о своих предках- прабабушках, прадедушках? Где они жили? Чем занимались?
- Тебе интересно это знать?
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.
2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.
1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.
Уровни оценки
Уровни баллы
Нижесреднего 5-8
Средний 9-12
Высокий 13-15
Характеристика уровней знаний.
Ниже среднего
Называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает некоторые родственные отношения. Затрудняется рассказать о семейных праздниках, не может назвать традиции семьи. Не имеет представления что, такое семья. Не проявляет интерес к истории семьи.
Средний
Уверенно называет свои имя и фамилию; знает имена и отчества родителей, бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы. Называет семейные праздники, некоторые традиции семьи. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.
Высокий
Уверенно называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимает, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. С большим удовольствием рассказывает о семейных праздниках, семейных традициях. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Имеет элементарные представления о том, что родословная - это история семьи, рассказ о своей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников»
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессапо патриотическому воспитанию дошкольников» Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Влад...
Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребён...
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по гражданскому воспитанию дошкольников»
Раскрываются цели и задачи по психолого- педагогическому сопровождению образовательного процесса по гражданскому воспитанию дошкольников.Так же раскрываются формы работы по данной теме с детьми, родит...
Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания
В статье говорится о необходимости внедрения активных форм обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС....
Психологический проект «Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание» слайды
Психологический проект«Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»презентация...
Проект Психолого-педагогической деятельности по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с помощью лего конструирования. «Здравствуй! Я твоя эмоция!»
Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, ...