Психологический проект «Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»
проект на тему

Ибрагимова Земфира Магомедовна

Психологический проект

«Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_konferentsiya.docx238.2 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический проект

«Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»

F:\доклад\психолог\post-215185-1312663051.jpg                                         

                                             

                                                                           Выполнила: педагог-психолог

                                                                                                 Ибрагимова З.М.

                                                                 

                                                                               п. Кесова Гора

2016 год

                       

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро.

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение.

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом.

Для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, необходимо и знать его во всех отношениях. Поскольку развитие ребенка обусловлено отношениями внутри семьи – с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, поэтому в полной мере необходимо знать семью ребенка, особенности семейного воспитания.

К сожалению, чаще всего бывает так, что все общение с семьей воспитанников заканчивается на пороге группы. И часто мы можем что-то узнать о ребенке важное для воспитательной работы только урывками. Поэтому мой доклад направлен на  более глубокое и детальное изучение семьи ребенка.

Актуальность темы:

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку.  Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.  

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья».  Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Поэтому  в нашей работе мы разберем некоторые аспекты для укрепления знаний о своей семье и развития детско-родительских отношений.

Мы, взрослые, педагоги и родители,  должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Цель: Создать условие для формирования и становления семейных ценностей, через психолого-педагогическую поддержку.

Задачи:

1.Формировать представление о значении семьи в жизни

 ребёнка и о семейных традициях;

2. Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях;

3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Принципы

При ознакомлению дошкольников с семьей положены следующие принципы:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается                                                           на уже усвоенное в предыдущем;

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию;

- Деятельности -  включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;

- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Прогнозируемый результат.

За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится.

- дети узнают  больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

-дети лучше узнают  о родственных отношениях;

-о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции;

-имеют представление о родословной как истории семьи;

         Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Этапы реализации психолого-педагогической помощи .

I этап – подготовительный.

         На первом этапе было проведено диагностическое исследование детей по теме « Моя Семья» Была выявлена  цель проекта  и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.

II этап – основной.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога-психолога  с детьми, работа детей и родителей, работа педагога-психолога  и родителей. С детьми проводились  беседы по интересующим нас вопросам , была организована совместная и самостоятельная  деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями; для родителей разработаны консультации по теме.

Перспективный план работы по ознакомлению с семьей

   детей 2 младшей и средне-старшей группы.

Месяц

Тема мероприятий

Цель

Образовательные области

Сентябрь

Беседа: «Семья»

Рисование на тему: «Моя семья»

Анкетирование родителей «Сотрудничество детского сада и семьи»

Выставка сотворчества родителей и детей «осенняя выставка»

Составление семейного древа (2 младшая группа)

слайд

Формировать представления о мире семьи;

Выявить у детей уровень знаний  о своей семье.

Уточнить состав  своей семьи, выразить свои представления о ее членах в рисунке.

Выявить готовность родителей сотрудничать и помогать в работе педагога-психолога.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада совместно с воспитателями

Узнавать и называть своих близких людей. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе,  любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью.  

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественное творчество

Октябрь

Беседа: «Моя родня»

Дидактическая игра «Кто кому кем приходится»

Праздник «Осенний бал»

Формировать представление детей о близких родственниках; учить рассказывать о них, уважительно относиться к членам семьи.

Уточнение понимания ребенком родственных отношений.

Закрепить  знания о членах  семьи

Сплочение коллектива, развитие творческих способностей детей, установление комфортных отношений между родителями и детьми.

Познание

Коммуникация

Коммуникация

Социализация

Музыка

Познание

Коммуникация

Ноябрь

Беседа «Бабушка и дедушка в семье»

Чтение пословиц о семье, о маме.

Праздник «День Матери»

Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье; их значимость в воспитании внуков; воспитывать у детей любовь и уважение к старшим членам семьи.

Объяснить смысл пословиц, подвести детей к осознанию того, что родней всех мама.

Развивать творческие способности детей, желание порадовать своих мам.

Поддержание традиций бережного отношения к матери; закрепление семейных устоев, способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия

Познание

Коммуникация

Чтение

Музыка

Чтение

Познание

Декабрь

Беседа «Дети и родители»

Выставка сотворчества родителей и детей «Волшебная новогодняя игрушка»

Праздник «Новый год»

Формировать представление о значении семьи в жизни ребенка и о семейных традициях; знакомить с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи; воспитывать любовь и привязанность к своей семье.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада; развивать творческие способности детей.

Поддержание традиций встречи Нового года; создать радостное настроение.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Музыка

Социализация

коммуникация

Январь

Беседа на тему: «Сила семьи – в ее родстве».

Сюжетно – ролевая игра «

Рассматривание картин Т.Сорокина «Семья», Ю. Межиров «Сыновья», Ю. Куган «В субботу. Семья»

Выявить знания детей о том, как члены семьи поддерживают друг друга, какую оказывают помощь, причем не только материальную, но и моральную; помочь оценить свое место в семье, чем они могут порадовать своих близких.

Объединять детей в совместной игре, развивать сюжет, передавать в игре взаимоотношения членов семьи.

Прививать интерес к изобразительному искусству; помочь раскрыть тему семьи в живописи.

Познание

Коммуникация

Социализация

Коммуникация

Художественное творчество

Февраль

Отправить на сентябрь

Беседы «Мой папа».

Чтение стихотворений о папе. А. Барто «Мы с отцом»

Изготовление подарка папам

Спортивный праздник «….»

Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении; рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье, воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своем отце.

Воспитывать  любовь и уважение к папе.

Воспитывать любовь к своему папе и вызвать желание сделать ему подарок своими руками.

Приобщение детей к здоровому образу жизни; способствовать гармонизации детско – родительских отношений;

Познание

Коммуникация

Коммуникация

Художественное творчество

Физическая культура музыка  коммуникация

Март

Беседы: «Моя мама – лучше всех»;

Рисование «Портрет мамы» Изготовление подарка мамам «Праздничная открытка», «Игольница – шляпка»

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, бабушке; стремление заботиться и помогать им.

.

Воспитывать любовь к маме, желание сделать ей подарок.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Апрель

Беседы «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции нашей семьи»

Сюжетно – ролевая игра «семья. День рождения»

Рисование «Семейный праздник», « Моя семья на отдыхе в лесу»

Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей»

Познакомить с культурными традициями разных семей; воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции; помочь детям осознать: семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение

Формировать представления о совместных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать культуру поведения в гостях.

Воспитывать интерес к семейным традициям, побуждать детей отражать свои впечатления  в рисунке.

Привлечь родителей к жизни детского сада.

Познание

Коммуникация

Социализация

Коммуникация

Художественное творчество

Май

Беседы «Мой прадедушка – защитник родины»

« История моей семьи», «Что такое генеалогическое древо?»

Консультация для  родителей «Родословная – старинная русская традиция» Консультация «Памятка по составлению родословной»

Совместная деятельность детей и родителей «Генеалогическое древо»

Анкетирование детей «Что я знаю о семье»

Рисование на тему: «О чем мечтают в нашей семье?»

Воспитывать у детей чувство любви к Родине, гордости за неё, формировать представление о героизме.

Формировать представления о родословной, как об  истории семьи.

Развивать интерес к истории своей семьи, расширять знания детей о близких людях, обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.

Выявить у детей уровень знаний   о семье.

Формировать умение изображать членов своей семьи и их мечты в рисунке.

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественное творчество

               

III этап – итоговый, включает в себя:

1) итоговое диагностирование детей,

2)презентацию  проекта «Моя семья» (Презентация к проекту прилагается на диске)

ВЫВОД: 

Все проводимые мероприятия: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей получили положительный результат. В ходе проекта у детей повысились знания в вопросах, касающихся своей семьи. Родители стали активней участвовать в мероприятиях, формы досуга стали разнообразнее, а время, проводимое с детьми более длительным. Укрепились семейные отношения, стали эмоционально-благополучными контакты между родителями и детьми. Увеличился интерес к семейным традициям и семейным увлечениям. Взрослые и дети заинтересовались своим родом, некоторые углубили свои знания, создав генеалогическое древо  семьи.

Участие в проекте помогло родителям сблизиться с детьми и повлияло на организацию своего свободного времени. Дети отмечали, что им приятно было принимать участие в различных мероприятиях совместно с родителями. Всем понравилось интересное времяпровождение в разных формах. Многих заинтересовала работа по составлению родословной. Возможно, это станет их увлечением и семейной традицией.

Таким образом, работая над обозначенной проблемой, я достигла  ожидаемых результатов.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о

своей семье доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

В следующем учебном году я планирую провести работу с детьми  по формированию интереса к родословной как основе патриотического воспитания.


Используемая литература

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. проектная деятельность дошкольников – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

2. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы   детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009.

5. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

6. Куликова Т. А. «Я и моя семья» Пособие для детей 5-6 лет. - М.: Вентана – Граф, 2008.

7. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 – 2007.

8. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты/ авт.- сост. Н.П. Битютская. Волгоград: Учитель, 2013.

9.  «Ценностные ориентации родителей детей — дошкольников» В.С. Собкин, Е.М. Марич, Вопросы психологии №6, 2002


                                                 Приложение 1

                                           ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня  сформированности  

знаний о  семье у детей старшей группы.

Задание 1 «Что такое семья?»

Цель: определить уровень знаний о том, что такое семья.

Оборудование: сюжетные картинки, репродукции картин с изображением семьи.

Метод: беседа по картинкам.

Ход проведения: ребенку предлагается рассмотреть картинки  и ответить на вопросы:

- Кого ты видишь на картинках ? Покажи  родителей, детей.

- Кто еще изображен на картинках?

- Как ты думаешь, это чужие люди или родственники?

- Как можно  назвать одним словом этих людей?

- Что такое семья?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.

2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

Задание №2  «Члены моей семьи»

Цель: определить уровень знаний детей о членах своей семьи.

Оборудование: фотографии из семейного альбома детей.

Метод: рассматривание фотографий, беседа по вопросам.

Ход проведения:  с помощью фотографий попросить ребенка рассказать о членах своей семьи, назвать имена и отчества взрослых (папы, мамы, бабушек, дедушек), братьев и сестер.

Вопросы:

- Как тебя зовут?

- С кем ты живешь? Назови имена и отчества мамы и папы.

- Сколько у тебя бабушек (дедушек)? Как их зовут? Где они живут?

- Как  зовут мамину  бабушку (дедушку) ?

- Как зовут папину бабушку (дедушку)?

- как ты относишься с членам своей семьи?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.

2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

Задание №3  «Мои родственники»

Цель:  определить уровень знаний детьми слов, обозначающих родство (мама, папа, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, внук, тетя и т.д.) и понимания родственных отношений (дети- родители, бабушка и дедушка – родители мамы или папы, дядя или тетя – брат или сестра мамы или папы и т.д.)

Оборудование: карточки, на которых изображены члены отвлеченной, идеальной  модели семьи; фотографии из семейного альбома детей.

Методы: рассматривание, беседа по вопросам.

Ход проведения: Используя дидактические наглядные материалы, попросить ребенка рассказать о своих родственниках, объяснить родственные отношения.

- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они тебе приходятся? А ты им?

- Есть ли у них дети? Кем они тебе приходятся?

- Сколько у тебя двоюродных братьев (сестер)?

- Кем ты приходишься бабушке?

- Кем приходится твоя мама твоей бабушке?

- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?

  Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.

2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

Задание №4  «Семейные праздники и традиции»

Цель: определить уровень знаний детей о семейных праздниках и традициях.

Оборудование: сюжетные картинки «Празднование дня рождения», «Новый год», « На катке», « Пикник на природе»; семейные фотографии детей.

Методы: наблюдение в ходе игр, беседа.

Ход проведения: попросить ребенка рассказать о семейных праздниках и традициях его семьи.

-Ты любишь праздники? Какие праздники отмечают в вашей семье?

- Как вы готовитесь к этим праздникам? Что именно ты делаешь во время подготовки к праздникам?

- Расскажи, какие существуют традиции в вашей семье (семейный альбом, коллекционирование, воскресный обед, посещение театра, семейный отдых на природе).

 Как вы проводите выходные дни?  

Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.

2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

Задание №5  «Родословная семьи»

Цель: определить уровень представлений детей о родословной семьи.

Оборудование: модель генеалогического древа.

Метод: беседа.

Ход проведения: опираясь на наглядный материал, попросить ребенка ответить на вопросы:

 -Что ты видишь? Как ты думаешь, что изображается в виде дерева (история   чьего - нибудь рода)

- Что ты знаешь о своих предках- прабабушках,  прадедушках? Где они жили? Чем занимались?

- Тебе интересно это знать?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.

2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

Уровни оценки

Уровни      баллы

Нижесреднего   5-8

Средний  9-12

Высокий  13-15

Характеристика уровней знаний.

Ниже среднего

Называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает некоторые родственные отношения. Затрудняется рассказать о семейных праздниках,  не может назвать традиции семьи. Не имеет представления что, такое семья. Не проявляет интерес к истории семьи.

Средний

Уверенно называет свои имя и фамилию; знает имена и отчества родителей, бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы. Называет семейные праздники, некоторые традиции семьи.   Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.

Высокий

Уверенно называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимает, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. С большим удовольствием рассказывает о семейных праздниках, семейных традициях. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Имеет элементарные представления о том, что родословная - это история семьи, рассказ о своей семье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников»

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессапо патриотическому воспитанию дошкольников» Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Влад...

Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и  явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый  источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребён...

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по гражданскому воспитанию дошкольников»

Раскрываются цели и задачи по психолого- педагогическому сопровождению образовательного процесса по гражданскому воспитанию дошкольников.Так же раскрываются формы работы по данной теме с детьми, родит...

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

В статье говорится о необходимости внедрения активных форм обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС....

Психологический проект «Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание» слайды

Психологический проект«Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»презентация...

Проект Психолого-педагогической деятельности по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с помощью лего конструирования. «Здравствуй! Я твоя эмоция!»

Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, ...