ПРОЕКТ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
материал
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_2018-2019_uchebnyy_god.docx | 52.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт
«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»
школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение
ПРОЕКТ
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Разработчики проекта:
Заведущий В.А.Гаранина
Старший воспитатель Баранова О.Н.
Педагог-психолог Турышева Е.В.
Учитель-логопед Латкина Ю.В.
с. Выльгорт, 2018
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3..33
Актуальность…………….……………………………………………………….3
Паспорт проекта…………….……………………………………………………4
Этапы реализации проекта ……………………………………………………...5
План мероприятий ………………………………………………………………6
Ожидаемые результаты……..………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………….............15
Введение
«Все нравственное воспитание детей
сводится к доброму примеру.
Живите хорошо или хоть
старайтесь жить хорошо,
и вы по мере вашего успеха
в хорошей жизни хорошо
воспитаете детей».
Лев Николаевич Толстой.
Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о справедливости и доброте, милосердии и великодушии.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность
Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействует информация, получаемая из телевидения, социальных сетей, компьютерных игр. Воспитательное воздействие этих и других источников информации часто является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В современных семьях родители заботятся о раннем интеллектуальном развитии ребенка, упуская воспитание души, нравственного и духовного развития маленького человека.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие ребенка и его становление.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственное самоопределение и становление самосознания.
Обратиться к душе ребенка должны мы, взрослые – педагоги, родители. Воспитание его души – это создание основы нравственных ценностей. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств, закладывается человечность – основа самого лучшего в людях.
Духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Психолого-педагогическое сопровождение духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» |
Разработчики проекта | В.А. Гаранина – заведующий О.Н. Баранова – старший воспитатель Е.В. Турышева - педагог-психолог Ю.В. Латкина - учитель-логопед |
Цель проекта: | На основе сотрудничества с семьей содействовать в обретении детьми духовного нравственного опыта, основанного на традициях своего народа и на лучших традициях семейного воспитания |
Задачи проекта: | - Формировать духовно-нравственные чувства у дошкольников на основе изучения культуры страны и родного края. - Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией - Способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм - Создавать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования |
Направленность проекта | Практико-ориентированный |
Инновационная направленность | Применение проектно-исследовательской деятельности в процессе реализации проекта |
Сроки реализации | Сентябрь 2018 г. – май 2019 г. |
Обеспечение проекта | Материально-технический ресурс: - Групповые помещения детского сада, галерея детского сада, прогулочные участки - Музей «Коми изба» - Компьютер, принтер, ксерокс, ламинатор, переплетная машина, фотоаппарат Кадровый ресурс: - Заведующий, старший воспитатель (общий контроль за реализаций мероприятий проекта) - Воспитатели всех возрастных групп, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию (реализация проекта) Информационные ресурсы: - Библиотека методического кабинета ДОУ - Центральная библиотека - Детская библиотека - Ресурсы интернета - Освещение на сайте ДОУ (раздел «Искорка добра») Методические ресурсы: Конспекты мероприятий с детьми |
Участники проекта | - Дети дошкольного возраста (3-7 лет) - Педагогический коллектив - Родители воспитанников |
Социальное сотрудничество по реализации проекта | 1. МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт. 2. Музей Истории и Культуры Сыктывдинского района. 3. Школа художественного ремесла «Зарань» 4. Детская библиотека 5. Коми республиканская филармония 6. Детская музыкальная школа им. С.Налимова 7. Районный Дом культуры 8. Центральная библиотека |
Источники финансирования | Без дополнительных средств |
Этапы работы над проектом
I этап – организационный
Срок: сентябрь 2018 года
Задачи:
- Обсуждение проблем проекта с педагогами, родителями.
- Выявление уровня заинтересованности всех участников проекта.
- Разработка плана работы над проектом.
- Сбор информации, подбор литературы.
II этап – практический
Срок: октябрь 2018 года – май 2019 года
Задачи:
- Проведение мероприятий с детьми, родителями, педагогами по плану проекта
- Пополнение развивающей среды ДОУ
- Проведение районного семинара «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
III этап – заключительный
Срок: май 2019 года
Задачи:
- Обобщение опыта работы над проектом.
- Анализ результатов работы над проектом.
План работы над проектом
Мероприятия для детей
Дата проведения | Название мероприятия | Ответственные |
В течение года | Создание фотоальбома «Наши добрые дела» | Воспитатели |
В течение года | Оформление «Стены добрых дел» (фото, рисунки детей) | Воспитатели |
октябрь | Акция ко дню пожилого человека «Доброта» | Воспитатели |
октябрь | «Осенние посиделки» | Музыкальные руководители |
ноябрь | Выставка детских работ «Моя Родина – Сыктывдин» | Воспитатели |
ноябрь | Выставка детских рисунков «Моя любимая мама» | Воспитатели |
декабрь | Праздник «Новый год» | Музыкальные руководители |
январь | Акция «Покормите птиц зимой!» | Воспитатели |
январь | Праздник «Святое Рождество» | Музыкальные руководители |
февраль | Праздник «Масленица» | Музыкальные руководители |
февраль | Праздник «Школа молодого бойца» | Инструктор по физическому воспитанию |
февраль | «День коми языка» | Воспитатели |
март | Выставка детских рисунков «Моя мама – лучшая на свете» | Воспитатели |
март | Праздник «Нашим мамам» | Музыкальные руководители |
март | Конкурс чтецов «Мой любимый Коми край» | Воспитатели |
апрель | Праздник «Гажа тулыс» | Музыкальные руководители |
апрель | «Неделя добрых дел» | Воспитатели |
май | Акция «Помоги другу» | Воспитатели |
май | Праздник «День Победы» | Музыкальные руководители |
В течение года | Участие в благотворительных акциях, конкурсах | Воспитатели |
Мероприятия для родителей
Дата проведения | Мероприятия | Ответственные |
сентябрь | Создание фотоальбомов «Наша дружная семья» | Воспитатели |
сентябрь | Анкетирование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» | Старший воспитатель |
сентябрь | Оформление стенгазет «Как мы отдыхали летом» | Воспитатели |
октябрь | Физкультурные досуги «Моя семья» | |
октябрь | Оформление папок-передвижек «Любовь и внимание родителей как основа духовно-нравственного воспитания» | Воспитатели |
октябрь | Оформление стендов «Особенности дошкольного возраста в развитии духовности и нравственности» | Воспитатели |
октябрь | Акция «Мамина колыбельная» | Воспитатели |
ноябрь | «День открытых дверей» | Старший воспитатель |
ноябрь | Конкурс плакатов «Семейные традиции» | Воспитатели |
ноябрь | Родительские собрания «Что посеешь, то и пожнешь (из опыта семейных традиций)» | Воспитатели |
декабрь | Акция «Каждой птичке – свой домик» | Воспитатели |
декабрь | Творческая мастерская «Волшебник Новый год» | Воспитатели |
январь | Родительские собрания «Воспитываем добротой» | Воспитатели |
январь | Оформление стендов «Посеять в детских душах доброту» | Воспитатели |
январь | Оформление папок-передвижек «Истоки доброты» | Воспитатели |
январь | Совместный спортивный досуг «Мы мороза не боимся!» | Инструктор по физическому воспитанию |
январь | Привлечение родителей к зимним постройкам на участке | Воспитатели |
февраль | «День открытых дверей» | Старший воспитатель |
февраль | Оформление фотовыставок «Мой папа» | Воспитатели |
февраль | Совместный праздник «Школа молодого бойца» | Инструктор по физическому воспитанию |
март | Конкурс «Золотые руки бабушки» | Воспитатели |
март | Оформление фотостендов «Моя любимая бабушка» | Воспитатели |
апрель | Оформление стендов «Светлый праздник Пасхи» | Воспитатели |
апрель | Конкурс коллажей «Весна и Пасха в нашем доме» | Воспитатели |
май | Оформление фотостендов «Герой нашей семьи» | Воспитатели |
май | Совместная выставка творческих работ «Помним! Гордимся!» | Воспитатели |
В течение года | Участие в благотворительных акциях, конкурсах | Воспитатели |
Мероприятия для педагогов
Дата проведения | Мероприятия | Ответственные |
октябрь | Разработка проектов по духовно-нравственному воспитанию | Педагоги |
октябрь | Консультация «Влияние образа жизни родителей на психическое здоровье ребенка» | Педагог-психолог Турышева Е.В. |
октябрь | Семинар-практикум «Влияние слова на внутренний мир ребенка» | Воспитатели Панюкова Л.И. Осипова Н.В. |
ноябрь | Открытые мероприятия по духовно-нравственному воспитанию | Старший воспитатель Баранова О.Н. |
ноябрь | Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество» | Воспитатели Сажина Т.В. Плехова И.Ю. |
ноябрь | Круглый стол «Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» | Воспитатели Солодянникова Е.С. Попова Л.Е. |
декабрь | Семинар-практикум «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» | Учитель-логопед |
январь | Семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основах православной культуры» | Воспитатели Панюкова Л.И. Осипова Н.В. |
январь | Игра-путешествие «Мой любимый Сыктывдин» | Воспитатели Цывунина Е.Л. Сямтомова М.И. |
февраль | Открытые мероприятия по духовно-нравственному воспитанию | Старший воспитатель Баранова О.Н. |
февраль | Семинар «Формирование духовной культуры дошкольников средствами музыки» | Музыкальный руководитель Аненко А.В. |
март | Интерактивная игра по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Где логика?» | Воспитатели Манзадей Е.В. Шакурова М.М. |
март | Круглый стол «Активизация родителей через организацию совместной с детьми исследовательской деятельности» | Воспитатели Расенкова Е.В. Логинова В.Н. |
март | Районный семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» | Старший воспитатель Баранова О.Н. |
март | Педагогический совет № 2 «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» | Старший воспитатель Баранова О.Н. |
апрель | Выставка дидактических игр, пособий по духовно-нравственному воспитанию | Педагоги |
В течение года | Участие в благотворительных акциях, конкурсах | Педагоги |
План работы педагога-психолога в рамках реализации проекта
Направления работы | Мероприятия | Сроки проведения |
1.Профилактика дезадаптации будущих первоклассников | 1. Круглый стол с родителями «Скоро в школу» 2. Групповая консультация родителей по результатам диагностики «Готовности детей к школе» 3. Индивидуальные консультации родителей по результатам диагностики «Готовности детей к школе» 4. Групповые коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе 5. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе 6. Консультация педагогов, рекомендации по подготовке детей к школе | Октябрь В течение года В течение года Ноябрь-февраль Ноябрь-февраль Октябрь |
2. Профилактика эмоционального благополучия в группах | 1. Групповая консультация родителей по результатам социометрического исследования детских коллективов 2. Индивидуальные консультации родителей по результатам социометрического исследования детских коллективов 3. Консультация педагогов, рекомендации по сплочению детского коллектива 4. Коррекционно – развивающие занятия, направленные на сплочение детского коллектива. | Декабрь Декабрь Декабрь Январь-февраль |
3.Профилактика эмоционального состояния дошкольника в группе | 1. Индивидуальные, групповые диагностики по запросу: родителей, педагогов 2.Индивидуальные консультации родителей, педагогов 3. Групповые тренинги Индивидуальная – коррекционно развивающая работа по снижению уровня тревожности, агрессии | В течение года |
4. Профилактика межличностных взаимоотношений с детьми с особенностями в развитии | 1. Тренинг с детьми «Мир без границ»
4. Тренинг с педагогами «Будем добрее» | Февраль |
5. Развивающая работа (групповая) – формирование потребности нравственного развития, развития конструктивных способностей, развития психических процессов | 1. Кружковые занятия по кружку «Робототехника» 2. Стенгазета «Робототехника - это что?» 3. Открытые занятия для родителей «Аллигатор» 4. «Икаренок» - участие в республиканских соревнованиях | В течение года |
6. Оказание помощи родителям и педагогам с детьми, имеющими проблемы в поведении | 1. Проведение индивидуальных занятий 2. Беседы, игры, упражнения по плану программы | В течение года |
7. Психологическое просвещение | 1. Развлечение для родителей и детей подготовительной группы «Это мой ребенок» 2. Мастер-класс для родителей «Сладкая выпечка к Празднику» 3. Мастер-класс для родителей «Семейные традиции» 4. Оформление стенда психолога: «Стили семейного воспитания», «Как воспитать гармонично развитую личность», «Если ребенок кусается», «Особенности развития детей от 3 до 7 лет», «Кризисы: 3, 7 лет», «Воспитываем патриота», «Будущему первокласснику». Консультации для родителей консультативного центра «Стили семейного воспитания», «Как смягчить протекание адаптации ребенка в детском саду» и т.д. по плану консультативного пункта | Ноябрь Март Февраль В течение года |
План работы учителя-логопеда в рамках реализации проекта
(индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия)
Основные направления | Основные мероприятия, цели работы | Сроки проведения | |
Воспитание патриотизма Темы: «Наша армия» «Профессии» «Моя семья» «Мой дом» «Моё родное село» | Расширение и актуализация номинативного словаря, глагольного словаря, словаря признаков (н-р, ухват, коромысло, ступка) Закрепление различных грамматических категорий Развитие фонематического слуха Формирование навыков звукового анализа и синтеза Развитие связной речи (составление рассказа с помощью мнемотаблиц) Приобщение к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи Чтение художественной литературы (произведения устного народного творчества) Нравственное воспитание посредством сказки Инсценировка и сочинение сказок Формирование умений правильного поведения в тех или иных случаях (Анализ сказочных ситуаций и характеров героев) Групповые занятия для старших и подготовительной групп: «Добро и зло», «Хорошо и плохо» Мероприятие для старших и подготовительной групп: «Путешествие в сказку» | По тематическому плану | |
Знакомство с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, подвигами отечественных героев во время ВОВ | Тексты, упражнения и задания о Родине, о защитниках российской земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире | ||
Знакомство с природой нашего края Темы, связанные с природой «Овощи» «Фрукты» «Времена года» «Зимующие птицы» «Перелетные птицы» «Животные» «Деревья» «Цветы» | Воспитание бережного отношения к природе, деревьям цветам (подкармливать животных и птиц зимой, не ломать деревья и не рвать цветы и т.д) Закрепление относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, существительных уменьшительно-ласкательной формы Составление рассказов по мнемотаблице | По тематическому плану | |
Формирование нравственных чувств дошкольника (коллективизм, дружба, товарищество и гуманное отношение к людям) | Участие детей в различных речевых играх («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и т.д) | На всех коррекционных занятиях | |
Работа с родителями | |||
• индивидуальные консультации для родителей • тетрадь взаимосвязи с родителями • семинар-практикум «Весёлый язычок» • логопедический досуг для детей и родителей • круглый стол «Хочу понять своего ребенка» • Круглый стол «Мой малыш умеет говорить» • Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» • рекомендации в логопедических уголках в приемной • Открытые индивидуальные коррекционные занятия, для того, чтобы родители могли закрепить полученные ребенком знания дома «Игровая мастерская» (изготовление пособий своими руками для обогащения среды дома) | В течение учебного года В течение учебного года Октябрь Ноябрь Январь Февраль март Каждый месяц Ноябрь Февраль |
Ожидаемые результаты проекта
Для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- развитие социальных компетенций ребенка в коллективе и в общении друг с другом.
Для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
- разработка проектов, конспектов мероприятий с детьми по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- включение родителей в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие;
- создание системы социального партнерства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Список используемой литературы:
- В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Нравственное воспитание в детском саду» Москва, 2006 г
- Р.С.Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Москва, 2014 г.
- В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы» Москва, 2015 г.
- С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников» Волгоград, 2016 г.
- Т.А.Шорыгина «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание» Москва, 2004 г.
- Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию» Москва, 2006 г
- Е.А.Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет» Москва, 2009 г
- С.О.Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками» Москва, 2003 г
- Т.А.Шорыгина «Общительные сказки. Социально-нравственное воспитание» Москва, 2004 г.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о плохом и хорошем поведении» Москва, 2007 г.
- Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет» Москва, 2010 г
- Т.А.Шорыгина «Трудовые сказки» Москва, 2014 г
- Т.А.Шорыгина «Эстетические сказки» Москва, 2014 г
- Е.И.Федорова «Родные сказки» Москва, 2016 г
- Молчанова Е. Г., Кретова М. А. «Развитие речи детей 5-7 лет»: Издательство ТЦ Сфера 2015.
- Феоктистова Т. К. Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»: Издательство «ВЛАДОС» 2012.
- Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»: Пособие для педагогов ДУ \ «ВЛАДОС» 2014.
- Л.Е. Кыласова «Развитие речи». – Изд.3-е. – Волгоград.
- И.Н.Агафонова Программа «Я и Мы» Уроки общения для детей 6-10 лет – СПб ГУПМ, 2003 г.
- Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М., ТЦ Сфера, 2002 г.
- Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., - 2004 г.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., «Психологические занятия с дошкольниками. Программа «Цветик – семицветик». СПб.: Речь,-2005 г.
- А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания детей 5-9 лет» М., -2002 г
- И.А.Пазухина «Программа «Давай познакомимся». Тренинговое развитие, коррекция эмоционального мира дошкольника 4-6 лет. М – 2010 г.
- Г.А.Урунтаева «Дошкольная психология» М., 1999 г
- Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» М., 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.
статья поможет воспитателям детского сада...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - э...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОСЦель: воспитание духовно – нравственной личности ребенка содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного...