«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по гражданскому воспитанию дошкольников»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Раскрываются цели и задачи по психолого- педагогическому сопровождению образовательного процесса по гражданскому воспитанию дошкольников.Так же раскрываются формы работы по данной теме с детьми, родителями и педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_moy.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1) Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по гражданскому воспитанию дошкольников»
(Слайд 2) Детство – каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия.
В.А.Сухомлинский
Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. (Слайд 3) Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление, следовательно, важнейшая цель педагога - учить воспитанников Миру. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов образовательных учреждений воспитания социально-активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. На сегодняшний день проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.
(Слайд 4) Гражданское воспитание в дошкольной системе образования — это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ возникновения регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения и становления гражданственности.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача объединения усилий педагогов и педагога-психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в развитии, обучении, воспитании, социализации.
(Слайд 5) Под психолого - педагогическим сопровождением понимается последовательность организационных форм деятельности педагога-психолога, обеспечивающих развитие личности ребенка и координацию усилий всех участников образовательных отношений.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) (согласно п.2.3 ФГОС).
(Слайд 6) Цель психолого-педагогического сопровождения по гражданскому воспитанию: создание условий для становления основ гражданского сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
(Слайд 7) Задачами гражданского воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к национальным традициям и обычаям;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— знакомство детей с символами своей республики и России (герб, флаг, гимн);
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. (Слайд 8) Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредством:
- проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
- организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города;
- проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
- организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
- вовлечения детей в общественную деятельность.
(Слайд 9) Данные задачи в рамках деятельности педагогов нашего ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Так как воспитываются в ребенке не только гражданско - патриотические чувства, но и формируются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Основными задачами психолога в этом направлении вижу построение гуманных отношений, комфортное общение через создание благоприятных социально-психологических условий для продуктивного сотрудничества воспитателей, воспитанников и их родителей; содействие личностному росту, самореализации субъектов воспитательной системы.
(Слайд 10) Работа психолога с детьми.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт
Основные духовно-нравственные ценности дошкольников, которые должны присутствовать в портрете выпускника: патриотизм, гражданственность, милосердие, справедливость, доверие, толерантность, стремление к знаниям, ценность семьи, творчество и труд, вера и духовность, искусство.
(Слайд 11) «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине», - говорил великий педагог В.А.Сухомлинский.
(Слайд 12) Работа психолога с пед. коллективом.
«Самый лучший педагог для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он педагог, и видит в своем воспитаннике друга, единомышленника. Такой педагог знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости педагога к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». В.А.Сухомлинский
Велика роль воспитателя в гражданском становлении воспитанников.
(Слайд 13) Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на гражданское воспитание личности дошкольника:
-социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура);
-профессионально-педагогические;
-индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.);
-эмоциональная отзывчивость;
-волевые качества;
-творческое мышление;
-диалоговое общение;
-положительные этические качества (добродетели);
-высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям);
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к детям и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и воспитанниками укрепляют в детях веру в торжество морали. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с делами, поступками.
(Слайд 14) В работе с педагогами присутствуют индивидуальные формы работы: консультации по проблемам личностного характера, проблемам взаимоотношений с воспитанниками и педагогами, администрацией. Групповые формы работы включают в себя: тренинги формирования навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний, толерантности, коммуникативного взаимодействия, психологические игры, семинары, беседы о способах и методах сохранения психического здоровья, «круглые столы».
(Слайд 15) Работа психолога с родителями.
Характер и нравственное поведение ребёнка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. /Эрих Фромм/
Гражданско-нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности закладываются в семье. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются в семье.
(Слайд 16) Для решения главной задачи семьи – воспитания в ребенке гражданственности - родители должны:
- -осознавать важность гражданского воспитания детей в семье;
- -развивать сами в себе нравственные потребности;
- -начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности;
- -осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
Помочь родителям в решении задач гражданского воспитания детей в семье призваны образовательные учреждения, в том числе и дошкольное учреждение.
Взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологических консультаций и родительских собраний, которые дают возможность вести просветительскую, диагностическую и даже коррекционную работу.
(Слайд 17) В работе с родителями используются разнообразные формы: мозговой штурм, тренинговые упражнение и психологические игры, просмотр отрывков фильмов и мультфильмов, с последующим их обсуждением, лекции, дискуссии, использование тестов как инструмента диалога, побуждающего к размышлению, переживанию, самоанализу. В рамках встреч с родителями приглашаются гости – представители администрации, инспектор по делам несовершеннолетних, медики-специалисты, представители церкви.
В заключение необходимо отметить, что проведена огромная работа по формированию начал гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с семьей.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким—к матери, отцу, бабушке, дедушке.
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности дошкольника—патриота, гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности
Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повы...
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников»
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессапо патриотическому воспитанию дошкольников» Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Влад...
Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...
Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду
Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 муниципального образования«Город Донецк»Сообщение на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение ...
«Кабинет педагога-психолога образовательной организации, как эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Презентация опыта работы с детьми в кавбинете педагога-психолога...