Развитие эстетического вкуса у старших дошкольников: аспекты реализации требований ФГОС.
статья (подготовительная группа) на тему

Дьячкова Ирина Викторовна

Развитие эстетического вкуса у старших дошкольников: аспекты реализации требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Дьячкова И.В., воспитатель

ГБДОУ ЦРР детский сад №48 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Развитие эстетического вкуса у старших дошкольников: аспекты реализации требований ФГОС.

      Актуальной темой на сегодняшний день является: введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».  Демократические преобразования в Российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этой ступени образования.

В соответствии с новым законом «Об образовании Российской Федерации», дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.

С одной стороны это говорит о признание значимости дошкольного образования в развитии детей, с другой – повышение требований к дошкольным учреждениям.

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанный с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которого заложены следующие основные принципы:

  • поддержки специфики и разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
  • осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в формеигры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание Программы стандарта должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

Основное содержание образовательной области «Музыка», которая реализовывалась в рамках Федеральных государственных требований (ФГТ), структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования приказы Минобрнауки России: от 23.11.2009 N655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"; от 20.07.2011 N2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" утратили силу), теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста это было нецелесообразно, т.к. важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов. В целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Рассмотрим основные принципы, задачи и условия реализации художественно-эстетического направления в контексте ФГОС ДО.

ФГОС ДО одной их приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей. В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в воплощении художественного замысла.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:

  • обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
  • организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
  • предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
  • поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Педагог создает широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира пробуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.). Уделяется большое внимание развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомству с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развитие художественного вкуса.

В реализации художественно-эстетического направления, в рамках ФГОС ДО, создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности). В изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании – экспериментирование с цветом, составление композиции; осваивание различных художественных техник (таких как оригами, папье –маше, разрывная аппликация); использование разнообразных материалов (разные виды конструкторов, пластилин, глину, бумагу, ткань, природный материал) и средства (кисточки, карандаши, ножницы и др.). В музыкальной деятельности – танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах – создание художественных образов с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно – ролевой и режиссерской игре – способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания настроения персонажей.

Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей знакомят с традиционными национальными и региональными художественными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

          Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-

эстетического развития детей.

Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. На практике получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.

Литература

1.  Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 410 с.

2.  Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). – М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 368 с.

3. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 296 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ: аспекты реализации требований ФГОС

Одной из главных задач для школы с классами с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.Проект – это как раз проявление ...

Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»

Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя: аспекты реализации требований ФГОС ДОУ.

Данная статья оприменении  здоровьесберегающих технологиий в работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Как известно, в современном мире сохранение здоровья детей становится п...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...

ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС

Приоритетной задачей национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной м...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в практике работы интсруктора по физической культуре...

«Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми старшего возраста: аспекты реализации требований ФГОС»

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования....