Статья «Театрализованная деятельность как основа профессиональной социализации студентов педагогического колледжа в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»
статья

Бурлакова Елена Николаевна

Статья «Театрализованная деятельность как основа профессиональной социализации студентов педагогичсекого колледжа в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 

Бурлакова Елена Николаевна,

 воспитатель МБДОУ "Детский сад №95"

 г. Дзержинска

 Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования является педагогическая практика. Она обеспечивает профессиональный рост будущих специалистов, позволяет практикантам осознанно и творчески применять полученные знания, организуя образовательный процесс в детском саду. В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере дошкольного образования. От характера подготовки и организации практики во многом зависит ее успех. Основная цель педагогической практики в дошкольных организациях – формирование у студентов педагогических умений и профессионально значимых качеств личности воспитателя. Обучение студентов организации образовательной работы с детьми строится на системном подходе. Содержание педагогической практики заключается в проведении практикантами психологопедагогической диагностики детей, составлении проекта собственной педагогической деятельности с детьми. Основное время практики посвящено освоению студентами всех форм образовательной работы с дошкольниками, выполнению функциональных обязанностей воспитателя детского сада. Руководителям практики необходимо помнить, что студенты еще не являются кадровыми специалистами, и их основная задача на практике – приобретение профессионально-педагогических умений. Поэтому работу с практикантами следует организовать таким образом, чтобы сначала научить их, дать время овладеть необходимыми навыками, а затем уже требовать выполнение педагогических задач на определенном уровне. Цель ДОО – создать условия для формирования у студентов представления об особенностях осуществления педагогического процесса ДОО и личностно-ориентированного взаимодействия со всеми субъектами на основе проективных, конструктивных умений социально-педагогической деятельности, способствовать формированию умения мотивировать и организовывать детей на разные виды деятельности в соответствии с их потребностями и возможностями. Игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения детей дошкольного возраста: учить, играя! Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Развитие игровой деятельности - это одновременно и задача воспитания, и средство воспитания. Считаю, что очень важно научить будущих воспитателей играть с детьми. Для этого я выбрала театрализованную деятельность. О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Участвуя в коллективной театрализованной деятельности, студентам проще научиться воздействовать на личность ребенка, раскрепостить, вовлечь в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности. Будущие педагоги учатся самовыражению, становятся более 46 эмоциональными, коммуникабельными. Студенты знакомятся с детской художественной литературой, учат наизусть стихи, песенки, сказки. Эти знания используются в повседневной жизни для организации детей, для вовлечения их в какой-либо вид деятельности, для решения конфликтных ситуаций и т.д. Вовлечение студентов в театрализованную деятельность проходит в несколько этапов. На первом этапе студенты знакомятся с планом работы по театрализованной деятельности, с методикой проведения театрализованных игр, с детскими художественными произведениями. Знакомятся с разнообразием игровых заданий и целями их использования: игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте); игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать); игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке); игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»); бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»); игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель или дети; бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»); игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель или дети; инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Два жадных медвежонка», «Лисичка со скалочкой»…). На втором этапе студенты помогают изготавливать атрибуты, участвуют в театрализованных играх, которые проводит воспитатель. На третьем этапе проводят театрализованные игры самостоятельно, участвуют в утренниках, в проектной деятельности. Театрализованные игры помогают решать многие задачи образовательного процесса, но главное, они учат играть. Дети охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. Ребята воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили - были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д. Высокая активность и личная включенность студентов в игру способствуют творческому развитию, формированию устойчивого интереса к театрализованной деятельности, расширению кругозора и детей и взрослых. Всё это приводит в конечном итоге к формированию у студентов необходимых компетенций, что подтверждает эффективность модели профессиональной социализации студентов педагогического колледжа, основанной на применении театрализованной деятельности. Библиографический список:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

3. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском    

    саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий

    Новгород, 2006.

4. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество дети».-М.: АРКТИ, 2004.

5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности      

   дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеграция деятельности специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации".

В статье  раскрыто одно из важных условий коррекционо -развивающего сопровождения детей с ОВЗ (нарушения речи) -   взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательно...

Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации.

Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации в соответствие с ФГОС....

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»

.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»

Проект разрабатывался в составе проектной команды администрации и педагогов дошкольного учреждения.Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания ...

Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...

Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»

Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания цифровой образовательной среды в дошкольной  организации. Цифровая образовательная среда - это...